В институте путейских инженеров незадолго до постройки донских шлюзов была открыта кафедра по беспечности и халатности. Успешно сдавшие зачеты и экзамены по этой специальности были откомандированы инженерами на работы по шлюзованию Дона.
Инженер Водарский сумел на донских шлюзах создать себе положение профессора легкомыслия.
Инженеры Маевский и Липенский метили в доценты по этой же кафедре.
Их позвали объясниться к судебному следователю.
Казалось бы, очередь за инженерами другой специальности. Хотя бы за строителями.
Но строителей не случилось.
— Не угодно-ли пюре из гнилого картофеля?
Для рабочих на шлюзах нужно было запастись овощами на зимний сезон.
Поручили это дело инженеру, ходящему в Липенских в станице Константиновской.
Заарендовали амбар на берегу Дона за семьсот рублей и стали туда привозить из Закавказья овощи: капусту, картофель, бураки и прочую снедь.
Сложили, заперли и успокоились.
— Песком бы картофель засыпать, — говорили домовитые хозяйки. [—] Или погреб найти вместо амбара.
Инженер обиделся:
— Все науки превзошел, а чтобы картофель в песке сохранялся... Не проходили.
Но, очевидно, об этом в учебнике мелким шрифтом было напечатано или иногда инженеру и «полезные советы» в календаре читать не вредно, — картофель испортился, капуста пропала, бурак пропал.
Зима была сырая и овощи промерзли, отсырели и к весне приветствовали дежурного по небрежности инженера зловонием.
Позвали комиссию. Комиссия пришла, понюхала и пошла прочь.
Началось великое переселение пропавшей снеди из склада в сорные ямы.
Днем и ночью скрипели возы, увозя подальше загнивший картофель и гнилую капусту.
Стоило-ли из Закавказья привозить овощи, чтобы эвакуировать их в выгребные ямы?
Если в управлении шлюзами имеются любители похоронных процессий, то нужно было где-нибудь по дешевой цене купить партию отбросов и возить их по станице себе на славу, родителям на утешение.
В Закавказье овощи инженерам отдавались не даром, за провоз их железные дороги также взяли деньги, аренда амбара также денег стоила.
Операция картофельных дел мастера в станице вызвала толки. И на базаре было решено предложить управлению по шлюзованию Дона еще одного инженера из среды станичных хозяев.
— Так как шлюзы еще не строились, а убытка у казны уже много, возьмите в инженеры Секлетею Григорьевну.
По крайности[,] картофель вам соблюдет. И так как без диплома, то дешевле возьмет.
Не успели картофель гнилой в землю зарыть, гвозди поплыли.
Нам, простым смертным, шлюзы, Бог миловал, не строившим, функции гвоздя представляются так:
— Берется гвоздь и вбивается, куда следует.
Инженеры любят гвозди в заржавленном виде.
Взяли несколько ящиков гвоздей, свезли их на дрогах на берег Дона и поставили около своей пристани.
Поставили и на барометр взглянули:
— Слава Богу, кажется, на дождь идет.
Им советовали спрятать гвозди на пристани, но инженеры оставили их на берегу.
— Карасей, вон, в сметане едят же...
Пошел дождь и снес ящики с гвоздями с обрыва на берегу в воду.
Заржавленные гвозди отправили на шлюзовые сооружения, а станица обогатилась новым анекдотом:
— Как инженеры на поплавок гвозди ловили.
Один смешливый станичник все любопытствовал:
— А на гроб инженерам какие гвозди идут?
Его успокоили:
— Инженеры не умирают. Они — отчисляются. Самых способных отчисляют по судебному ведомству, средних
— по путейскому. А которые строют, тех на небо живыми берут.
— И много их на небе?
— А ты на земле строителей видел?
Смешливый станичник заплакал. Очевидно, не видел.
Он не видел — другие видели.
Строил инженер Фидман шлюз № 1 в станице Константиновской, — наводнение помешало. Дон в половодье расшалился и затопил котлован. Лесу унесло на несколько десятков тысяч.
Казаки перестали ловить сомов и ласкирей. Ловили подтоварники и шестидюймовки.
Только думали за сомов приняться, новое половодье в настоящем году затопило сооружения на шлюзе № 2, но необхидимость <sic! — вместо: «необходимость»> в нем назрела.
Инженер-строитель должен весной парить над сооружением.
И потом, если водятся летающие рыбы, почему не быть летающим инженерам?
Зоология, как и всякая наука, должна пополняться новыми экземплярами особей.
Казаков, как людей земных, огорчают шлюзовые работы.
— Строют, а строений не видно.
Во-первых, — вода еще не спала, и некоторые сооружения под водой, а, во-вторых...
Половодье может облегчить работы инженеров.
Снесет сооружение из Николаевской станицы в Константиновскую, — любуйтесь шлюзом.
Хоть плавающие, но шлюзы.
Закинул удочку подальше — бревно клюнуть может. А бревно теперь дороже осетра икряного стоит.
Казаки ждали шлюзов. Костылей для хромавшего на перекатах старика Дона. Ждали строителей, а приехали Водарские со чады и домочадцы.
Раньше хоть по фамилиям различали:
— По счетам получать надо с Липенского.
— Лесное царство у Маевского.
А теперь и фамилий не знают.
— Приходил со шлюзов какой-то Липенский.
— Вчера в клубе Водарского видел.
— Водарский не мог быть в клубе, — он в Петрограде.
— Не Водарский, а ужинал.
К сведению врачей:
— Ослаблению памяти способствует близкое знакомство с деятельностью инженеров.
Есть случай понаблюдать и наблюдениями поделиться с
публикой.
— Позывает на картофель, — Липенский во сне мерещился или дурно лежали? <sic!>
— Тошнит — перед половодьем.
...........................................................................
Когда ехали на Дон благодетели-инженеры, впереди шли барды и славословили инженеров.
— По проектам одного из них строились какие-то каналы в Германии.
Среди пленных, работающих на шлюзовых сооружениях, имеются инженеры и техники.
Возвратясь на родину, они едва-ли воспользуются системой строительства донских шлюзов.
Разве только, когда в детство впадут.
<= «Приазовский край», 1916, № 160 (19.06.), с. 2>