Перейти к основному содержанию

Календарь краеведческих дат

Степной орёл русской поэзии

За сорок лет активной работы в русской литературе поэт и прозаик Валерий Латынин написал немало интересных и разнообразных по тематике произведений, героями которых являются знаменитые и малоизвестные люди — литераторы, политики, военные, студенты, простые селяне, неординарные личности, встреченные писателем на его жизненном пути. Но в московской писательской организации за ним давно и основательно закрепилось неофициальное второе литературное имя — Казак. Не пишу псевдоним, поскольку Валерий никогда никакими псевдонимами не прикрывал свои убеждения и довольно резкие по отношению к институту власти устные и печатные высказывания. Слово из блатного и тюремного жаргона «кличка» тоже не применимо к этому яркому и деятельному человеку. А вот казаком его величают многие знакомые. Я — в их числе. Знаю, что так же называл и Юрий Поликарпович Кузнецов. В этом нет ничего уничижительного и иронического, наоборот, присутствует ёмкая характеристика его личности. Таким образ Валерия Латынина явила миру его судьба и он сам.

Будущий поэт родился и вырос в казачьей станице на Дону в семье сельских учителей-словесников. И первые стихи, и первые рассказы были о казачьем крае и его свободолюбивых «насельниках», как назвал своих земляков в одном из стихотворений Валерий. О чём бы он впоследствии ни писал, казачий дух, казачий колорит, особый говор донцов буквально, «как шило из мешка», торчали из его строк. Вот одно из характерных стихотворений раннего периода «Смерть и бессмертие», оно написанного в 1978 году и посвящено казни Степана Разина и малодушию его брата Фрола:

«Молчи, собака!» —

Выкрикнул Степан,

Распластанный на плахе палачами,

Услышав, как постыдно Фрол упал,

Род осквернив продажными словами.

 

«Молчи, собака!»

Но не всяк силён

Тропою муку уходить в бессмертье.

Фрол ослабел, предпочитает он

Земской приказ — допросы вместо смерти.

 

«Молчи, собака!»

Больше силы нет

Бороться Стеньке за родного брата —

Расцвёл на плахе гордый горицвет,

Ступени кровью, как огнём, объяты.

 

Пусть голова насажена на кол,

Над телом псы по-волчьи выгнут спины,

Но всенародно умер Разин Фрол,

А Стенька Разин перешёл в былины!

Чёткая авторская позиция: обострённое неприятие диктата и насилия властей, трусости и раболепства, восхищение сильной личностью, стремление к казачьим идеалам свободы и справедливости в человеческом общежитии. Всё это стало главным, стратегическим направлением в творчестве Валерия Латынина.

Литературные герои поэта-казака красивы, жизнерадостны, целеустремлённы, одухотворённы, жертвенны, если обстоятельства требуют встать на защиту Отечества и православной веры. Он пишет яркими, размашистыми мазками, создавая зримые образы и картины, запоминающиеся с первого прочтения:

На казачьей стороне

Непомерна дань войне.

Что ни флигель, что ни хата —

Похоронка на солдата.

И не тесно в День Победы

Грудятся за чаркой деды.

Смотрят в душу со стены

Не пришедшие с войны.

 

На казачьей стороне

Песни прадедов в цене.

Нет станиц и хуторов

Без гармоней, без хоров,

Без казачьих переплясов,

Без густых железных басов,

Без частушек озорных.

Вечным будет спрос на них.

«На казачьей стороне»

Колорит этого стихотворения переносит читателя в узнаваемую атмосферу казачьего куреня, а ритм, будто наигрыш гармошки, настраивает душу на песенный лад и ноги сами начинают приплясывать в такт звукописной строке.

Невозможно не влюбиться в хуторскую красавицу, мастерски «вылепленную» в стихотворении «Казачка»:

Всё круто в тебе замешали:

Казачий характер и стать.

В шелка и цыганские шали

Не нужно тебя наряжать.

 

Затмит их твой взор полудикий

И трепет высокой груди.

Такие фигуры и лики

Забыты природой почти.

Его активное вхождение в литературу пришлось на восьмидесятые годы ХХ века и совпало с периодом заочной учёбы в Литературном институте (1981-1987 гг.). Старт для военного журналиста и поэта был весьма удачным. Публикации в авторитетных столичных литературных журналах: «Наш современник», «Знамя», «Молодая гвардия», «Москва», «Дружба», «Советский воин», «Смена», «Студенческий меридиан». Участие в 8-м Всесоюзном совещании молодых писателей. Установление тёплых приятельских отношений с признанными мастерами литературы — Владимиром Фирсовым, Борисом Куликовым, Анатолием Передреевым, Борисом Примеровым, Геннадием Серебряковым, Валентином Устиновым, Геннадием Касмыниным, Юрием Беличенко, Анатолием Парпарой. Их заботливое участие в судьбе молодого поэта помогло ему уверенно пройти ступени ученичества и освоиться в профессиональной поэтической среде. Одна за другой в «Молодой гвардии», Воениздате и библиотечке журнала «Советский воин» вышли книжки стихов массовыми тиражами.

Даровитого автора заметили. В Новосибирске, где он в ту пору служил в редакции газеты Сибирского военного округа, стали приглашать на литературные вечера, проводимые местной писательской организацией, на телевидение, печатать в региональной прессе. Москва вскоре перехватила инициативу сибиряков и в 1986 году Латынина перевели в отдел художественной литературы журнала «Советский воин». Через три года Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота выдвинуло перспективного военного литератора кандидатом в депутаты Верховного Совета России. Но во время взлёта поэта грянула общенациональная трагедия — развал Советского Союза, под обломками которого была погребёна и многоязыкая советская литература.

Несмотря на развал страны, армии и флота, государственной политики в отношении творческих союзов и книгоиздания, Валерий на первых порах пытался сочетать военную службу, депутатские обязанности, общественную работу по возрождению казачества, которой он занялся в конце восьмидесятых годов, и литературную деятельность. До 1992 года в различных московских издательствах вышло ещё несколько книг его стихов и поэтических переводов. Состоялся приём в Союз писателей России.

Октябрь 1993 года поставил жирную пороховую точку на его офицерской карьере. Сорокалетний полковник не мог продолжать службу в одном строю с расстрельщиками народного парламента. Он написал об этой трагедии в стихотворении «Расстрел народной власти»:

Чёрный дым над «белым домом».

Нет позорнее минут —

Перепившиеся гномы

По гнезду Советов бьют.

 

Застят путь измен Советы

Узурпаторам Руси.

И строчат по белу свету

Репортёры Би-би-си...

О своём неприятии горбачёвско-ельцинской политики, приведшей к сокрушению народного государства и втянувшей страну в дикий рынок, поэт недвусмысленно высказался ещё в апреле 1993 года со страницы газеты «Правда», опубликовав большую поэтическую подборку под заголовком «Слово казака». Среди других, весьма острых гражданских стихотворений, там было и такое послание политическим геростратам:

Запах рыбы гниющей и шмыганье крыс —

Вот итог ваших дел, Михаил и Борис!

Вы пришли, как затменье великой страны,

И помечены оба тавром сатаны.

Естественно, что оставаться на службе ельцинскому режиму военный поэт не мог, однако и сидеть без дела на досадной атаманской кушетке было не в характере Латынина. Он возглавил Московское землячество казаков и стал поднимать потомков строителей и защитников России на защиту страны в период нового смутного времени. В эти годы Валерий пишет и публикует исторические очерки о казаках, рассказы, стихи, песни, активно работает в поэтической секции Московской городской организации Союза писателей России, проводит литературные вечера памяти М.А. Шолохова, Б.Н. Куликова, жертв расказачивания и раскулачивания, ездит по стране, помогая встать на ноги региональным казачьим организациям. А когда в Москву возвращается из Приднестровья генерал А.И. Лебедь, становится его соратником и помощником по взаимодействию с казачеством. Не случайно, победив на выборах губернатора Красноярского края, Александр Иванович одним из первых пригласил в свою команду Валерия Латынина.

В Красноярске поэт не превращается в банального столоначальника, остаётся верен своим принципам, идеалам и музе. Он создаёт управление по делам казачества в администрации края, избирается заместителем руководителя краевой писательской организации, принимает активное участие в формировании казачьих гимназий и кадетских корпусов, курирует казачьи фермерские хозяйства. Близко сходится с одним из классиков русской литературы ХХ века В.П. Астафьевым, о котором впоследствии напишет трогательное эссе «На него смотрели со слезами восхищения».

С доброжелательным напутствием Виктора Петровича в Красноярском книжном издательстве в 1999 году вышла первая книга прозы В.А. Латынина «Нестареющая боль». Вот как оценил признанный мастер рассказы молодого коллеги: «Вроде бы по натоптанному написано, а всё равно трогает до боли... Видно боль-то не знает возраста и изношенности. Да, тяжело читать такое про нас, русских родителепредателей, да что ж сделаешь, правду не спрятать и не заговорить, это не больные зубы».

В издательстве «Московский писатель» в том же году увидела свет избранная поэзия В. Латынина — книга «Стихи трёх десятилетий», которая была отмечена литературной премией имени генералиссимуса А.В. Суворова и получила много доброжелательных откликов в прессе.

В 2002 году юные читатели получили в подарок от поэта прекрасную книгу стихотворений для детей «Шуршун» в красочном оформлении красноярских художников И. Зуева и В. Егорова. Это была несколько неожиданная грань творчества гражданского лирика, но она лишний раз подтвердила, что за мужественным и свободолюбивым внешним образом скрывается нежная поэтическая душа.

После гибели генерала Лебедя Валерий Латынин вернулся в Москву. Вернулся несколько в другую ситуацию, чем была при его отъезде в Сибирь. Эпоха Ельцина, Гайдара и иже с ними уходила в прошлое, началось непростое, но созидательное возрождение страны. Слово «патриот» перестало быть нарицательным. Можно было открыто заниматься патриотической работой с молодёжью. И поэт-патриот не преминул ею заняться. Он стал работать в общественном фонде «Центр национальной славы России», созданном по инициативе известного политика и главы РАО «Российские железные дороги» В.И. Якунина. Возглавил там военно-патриотические и юношеские программы.

При поддержке фонда Валерий стал проводить в Москве и других регионах массовые патриотические мероприятия для школьников, кадет, казачат, тесно соединяя воедино духовную, физическую и интеллектуальную подготовку молодёжи к служению Отечеству, чтобы привить подросткам иммунитет против натиска безродной западной псевдокультуры, меркантильности и корыстолюбия, против всего того, что обличал Тарас Бульба в своём монологе: «Знаю, подло завелось теперь в земле нашей... Перенимают чёрт знает какие басурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своими не хочет говорить; свой своего продаёт, как продают бездушную тварь на торговом рынке».

На мероприятиях, организуемых Латыниным, рядом с офицерами, прошедшими через «горячие точки», всегда присутствуют мастера культуры и литературы не только из России, но и других славянских стран, прежде всего поэты. Он справедливо считает, что поэзия — самый короткий путь к человеческой душе.

Активная общественная работа в его судьбе всегда идёт плечом к плечу с литературным творчеством и служит единой цели, которую поэт так обозначил в своём стихотворении «Державная молитва»:

И пусть всё нелепо и дико,

Тиранит вселенская грусть,

О Крепкой, Святой и Великой

Державе Российской молюсь!

Как видно из всего сказанного выше, не только молится. Валерий Латынин неутомимо пишет стихи, прозу, публицистику, переводит поэзию иноязычных авторов ближнего и дальнего зарубежья. В издательстве «Вече» им созданы две серии: «Многоязыкая Россия» и «Библиотека современной славянской поэзии», в которых опубликованы замечательные поэты из Болгарии, Сербии, Дагестана, Татарстана. Помимо этого он возглавляет казачью секцию в Союзе писателей России и отдел поэзии международной литературной газеты «Писатель и мир».

В России и за рубежом вышло более двадцати книг стихов, прозы, поэтических переводов В.А. Латынина. Его произведения переведены на десять иностранных языков. Всё, что делает Валерий на ниве литературы, получается добротно, легко и красиво, как у настоящего казака. Отсюда — и доброе литературное имя, и заслуженное признание коллег, российские и международные премии и награды.

В девяностые годы прошлого века выдающийся русский критик Вадим Валерианович Кожинов назвал Валерия Латынина «безупречно красивым русским человеком и поэтом милостью божьей». Мне думается, что всей последующей жизнью и творчеством посланец Тихого Дона оправдывает эту высокую оценку.

 

Владимир БОЯРИНОВ, председатель правления Московской городской организации Союза писателей России.

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал