ИБН БАТУТА (1304-1377) — арабский путешественник; оставил сочинение, имеющее большое значение для истории нашего Востока.
ИВАНОВ Николай Максимович (куб.) — рожд 1859 г., ст. Исправной; генерал от инфантерии; во время Первой Мировой войны — командир 3-го Кавказского корпуса; оставался в кубанских рядах до 1920 г., когда ушел в эмиграцию. Умер 1-го марта 1935 г. и погребен на кладбище г. Скоплье (Югославия).
ИГЛА-ЦЫГАНКА — большая игла для пошивки мешков.
ИГРАТЬ ПЕСНИ — петь песни.
ИГРЕНЕВЫЙ — масть конь светло-рыжий с белыми гривой и хвостом.
ИГРЕЦ — злой дух, нечистая сила.
ИДЕ — где, так же как в древнем церковно-славянском языке.
ИЖДИВЛЯТЬ (некр.) — расходовать.
ИЗВАРИН Иосиф Захарович (дон.) — рожд. ок. 1885 г., ст. Гундоровской. Оставшись сиротой, с детства пробивал себе дорогу в жизнь самостоятельно; выучился грамоте и стал хорошим ремесленником, но семнадцати лет покинул станицу и в поисках приключений прошел всю Сибирь; попав на Амур, охотился там на тигров. Служить призван в донскую артиллерию и с Первой Мировой войны вернулся домой ст. урядником. Во время борьбы за Дон состоял в Гундоровском полку, славился мужеством и необычайной меткостью в стрельбе. Произведен в офицерский чин, но стал инвалидом с перебитыми ногами. Когда Донская армия отходила на Кавказ, И. отказался эвакуироваться, а перед тем, как станицу должны были занять враги, он и его жена Дуня взобрались с пулеметом на одиниз ближайших курганов и встретили колонну красных жестоким огнем. В ответ началась артиллерийская стрельба и они были разорваны снарядами на куски (по данным ген. И. Н. Коноводова).
ИЗВОЛОК — скат, пологий подъем.
ИЗОК (некр.) — саранча, кузнечик.
ИЛЕК — левый приток реки Урала.
ИЛЕЦКАЯ ЗАЩИТА (оренб.) — старинный казачий городок на р. Большая Ельшанка; знаменит богатыми соляными залежами, по приблизительному определению 74 миллиарда пудов; они разрабатывались Казаками уже в XV столетии; от 1744 г. И. 3. причислена к губернии Оренбургской и в начале XX в. считалась заштатным городом с населением в 15 тыс. душ.
ИЛЕЦКИЕ КАЗАКИ (урал.) — остатки Волгских Казаков-старообрядцев, переселенныхиз под Самары на речку Илек в 1735 г.; четыре станицы И. К-ков принадлежали к первому полковому отделу Уральского казачьего Войска и служили в полках вместе с Уральцами; однако уральские старожилы не считали их вполне своими, по той причине, что они переселены в бассейн Урала по распоряжению русской власти; илецкие станицы не принимались в войсковую общину и не получили права участвовать в общественном рыболовстве Нижнего Урала.
ИЛЕЦКИЙ ГОРОДОК (урал.) — казачье поселение на р. Илек в 160 клм. от Уральска; 10 тыс. жителей, 6 школ, 1 библиотека, 2 лечебницы.
ИЛОВАЙСКИЙ Алексей Васильевич (дон.) — генерал, Донской атаман (1821-1827). После десятилетней боевой службы ген. И. назначен в 1820 т. членом «чернышевского» Комитета для составления Положения об устройстве Войска Донского. В следующем году, по представлению ген. Чернышева, он получил назначение на пост Донского атамана. Министр Чернышев дарил его полным доверием и поддержкой, хотя и держал при нем постоянного соглядатая тайного советника Болгарского; но атаман приобрел в нем своего недоброжелателя после того, как подал докладную записку о недостатках нового Положения. Записку свою ген. И. поднес собственноручно Николаю Первому во время его коронации 10 августа 1826 г. В ней он докладывал, что при составлении нового законоположения Комитет был лишен возможности руководствоваться требованиями жизни; что не был составлен предварительно полный свод всех установлении и обычаев Донских Казаков, существовавших до того времени и приобревших уже силу закона, что Комитет вовсе не имел их в виду и даже не сделал о них запроса; что применяемые в жизни предположения Комитета Оказались «не сообразными с порядком вещей или противоречащими пользам края, а в некоторых случаях и вовсе невозможными к исполнению».
Атаман И. просил высочайшего повеления, чтобы «Положение еще рассмотреть с большим вниманием членам, избранным всем войсковым обществом».
По требованию Николая 1-го, ген. Чернышев дал свой отзыв на записку атамана. В длинных объяснениях он обвинял Войсковое начальство в стремлении оттянуть введение нового Положения и обращал внимание государя на свободолюбивый дух записки, на «мечтательные мысли насчет самостоятельности». По его мнению атаман И. «явно присвояет небывалое в России право избрания доверенных членов общества или народных представителей», вещь невозможную в государстве с самодержавной властью «Доселе в России ни одна область не имела права. избирать представителей (...), кои бы сами для себя составляли. законы». Тем менее таковое право могло быть дано Донскому Войску, зависившему начально от Иностранной, а потом от Военной Коллегии, впоследствии же от общего порядка в государстве, как по военному, так и и гражданскому его управлению«.
Записка ген. И-ого стала причиной указа от 7 июня 1827 г. которым он увольнялся с поста Войскового атамана, а вместо него назначался генерал майор Кутейников с титулом Войскового Наказного атамана. После следствия, проведенного графом Гурьевым, И. был предан суду. Он умер в опале так же, как его предшественник А. К. Денисов.
Н. И. Краснов, биограф атамана, пишет: «А. В. Иловайский должен быть причислен к замечательным личностям (...), облеченный в звание Войскового атамана, он обратил внимание на отсталость Донцов» и покровительствовал делу распространения среди них просвещения. В своем штабе он собрал лучшую образованную казачью молодежь, Су-хорукова, Селиванова, Кушнарева, Кучерова, Колесникова и других питомцев университета. Сам он любил роскошь и блеск дворцового этикета, делал приемы, а выезжал торжественно в сопровождении конвоя от Атаманского полка и нескольких адъютантов. Старался также поднять общественный уровень — донской столицы, поощрял вечерние собрания, танцы, выписал порядочную театральную труппу, позаботился о снабжении города здоровой водой, мостил улицы и т. п«
ИЛОВАЙСКИЙ Алексей Иванович — Донской атаман. На этот пост назначен императрицей в 1775 г., как начальник «испытанной верности», заслуживший монаршее благоволение пленением Е. И. Пугачева. Вначале И. считался Наказным атаманом с чином полковника армии, но вскоре переименован в Войсковые атаманы и получил генеральский чин. Управлял Доном в сложной обстановке завоеваний и нововведений Потемкина. Атаману пришлось лавировать между велениями русской власти и интересами Казаков, которыми он по-видимому не пренебрегал, стараясь, где можно, сохранить старые казачьи права и обыкновения. Синод, например, получал жалобы Воронежского епископа, что И. запрещает ему вмешиваться в дела казачьих приходов, а причты их по прежнему назначаются Кругами.
При И-ском создано по проекту Потемкина Войсковое Гражданское правительство, из войскового атамана и шести старшин, из которых четыре — выборные, а два назначенные самим Потемкиным. Оно было расформировано по просьбе атамана, т. к. «не могло поставить пределы сильному... в защите слабого» и способствовало расхищению земельных фондов, вызывая тем наплыв на Дон иногородних.
Эти иногородние записывались раньше за станицами. При атамане И. почти все они разобраны старшинами и стали их приписными. Сам атаман получил от ст. Луганской и др. 425 приписных крестьян, уступленных ему «за утеснением в землях». 1703 человека приписных Черкас перечислены в казачью службу, т. к. Потемкин требовал увеличить число донских полков, а своих людских ресурсовуже не хватало.
В 1792 г. пришел приказ переселить 3 тыс. казачьих семей с Дона на Кубань. Атаман И. просил об отмене этого распоряжения и сам ездил в Петербург с ходатайством, но успеха не имел. Проводя приказ в жизнь, встретил открытое неповиновение станиц и волнения в линейных полках, закончившиеся в пяти станицах подготовкой к восстанию.
Атаман И. был сторонником «увещательных и кротких мер», но при создавшемся положении, ему пришлось призвать на Дон русские войска. Подих угрозой, после двух лет народных волнений. Казаки смирились. Начальник карательной экспедиции кн. Щербатов произвел экзекуцию путем рваных ноздрей и порки, а затем потребовал отмены выборной станичной администрации и ведения назначенных властью ст. атаманов и судей. Старое положение выборности было возвращено в 1797 г.
При атамане И. началось основание нижних задонских станиц. Ему пришлось принять на себя много чужих вин. Казаки не учитывали печального положения подневольного правителя, подневольного народа и обвиняли его в своих бедах: «Был Алексей Иванович Иловайский отец, — говорили они, — а ныне уже вотчим; он диплоны получает, а вас на Кубань отсылает».
Дипломына высокие чины И. действительно получал. В апреле 1797 г. онотставлен с атаманского поста в чине генерала от кавалерии. (По материалам кн. А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVII веке).
ИЛОВАЙСКИЙ 12-тый Василий Алексеевич (дон.) — генерал лейтенант и вечный шеф 8-го Донского полка. Родился в 1785 г.; сын Войскового атамана. Получил образование во Втором кадетском корпусе и на семнадцатом году отроду выпущен офицером в казачий полк; от 1806 г. в полевой службе против Французов; к 1812 г. совершил ряд блестящих подвигов в получил чин полковника; на турецком фронте взял со своими Казаками б орудий. 16 знамен и тысячи пленных; участвуя в рейде корпуса Маркова с двумя полками Казаков, под Рушуком неожиданно переправился через Дунай, ворвался в лагерь визиря и пока подошла русская пехота захватил две мортиры, 7 пушек, 12 знамен и много пленных. Когда Французы подходили к Москве в 1812 г. бился с их авангардными частями, а после первым ворвался в город, разбив полуторатысячвый заслон противника. Очевидец этого боя ген. Винценгероде писал в Донесении императору: «Считая всегда венгерскую конницу первой в мире, после виденной мной атаки Иловайского, я должен отдать преимущество Казакам перед венгерскими гусарами». Преследуя отступающих Французов, Иловайский с Казаками находился в авангарде армии Кутузова; в числе его пленных маршал Вандами два генерала сих штабами, сотни офицеров, тысячи рядовых. В 1813 г. действует на флангах и тылах противника, уничтожая мосты и склады военного снаряжения. Во Франкфурте на Майне получил от императора ордена св. Георгия 3 ст. и шпагу украшенную алмазами; в 1814 г. разгромил французскую конницу и захватил в плен генерала фон Мерген с его штабом; по занятии Парижа принят императором и во время приема услышал комплимент от цесаревича Константина Павловича: «Иловайский по номеру двенадцатый, а недюженный».
По возвращенииизФранции ген. И. назначен Походным атаманом в отдельный Кавказский корпус; в 1826 г. произведёнв чингенерал-лейтенанта; в 1840 г. уволен в отставку по домашним обстоятельствам. За боевую службу получил: Золотое оружие, ордена св. Георгия 4-й и 3-й степеней, ордена св. Владимира 2-й ст., св. Анны 1-й ст., прусский орден Красного Креста 2-й ст. и австрийский — Леопольда. В память его наш восьмой полк именовался: 8 Донской казачий генерала Иловайского 12-го полк.
ИЛЬИН Марк Дмитриевич (дон.) — рожд. 1885 г., генерал майор, общественный деятель и журналист; участник Первой Мировой войны и борьбы за Дон в гг. 1918— 1920. Военное образование получил в Новочеркасском юнкерском училище инавойну в 1914 г. вышел сотником 23-го Дон. каз. полка. После борьбы с большевиками эвакуированиз Крыма заграницу и 20 лет работал шофером такси. Главным интересом его духовнойжизнивсе время оставались вопросы казачьей истории, которым и посвящено большинство его статей, опубликованных в казачьей печати. Одно время ген. И. был председателем Лиги возрождения Казачества, от 1951 г. состоял в рядах Вольно-казачьего Движения и печатался в парижской газете «Казак». Умер от рака желудка 15 февраля 1955 г. в Париже.
ИНАЧИЙ — другой, не похожий, иной.
ИНГУЛ — приток реки Ю. Буг во владениях Запорожского Низа.
ИНГУЛЕЦ — правый приток Нижнего Днепра; на всем протяжении (550 клм.) принадлежал Сичевой республике Низовой.
ИНГУШИ — северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по религии магометане; сто лет тому назад покорились России после длительной и кровопролитной борьбы; во время революционных вспышек 1905-7 гг. отряды И-шей шли по вольному найму на охрану владений крупных русских помещиков, тюрем, лесов и других объектов. В Первую Мировую войну выставили один полк иррегулярной конницы. Во время соввласти многие ингуши подвергались преследованиям, а особенно пострадали от нее после Второй Мировой войны.
ИНОГОРОДНИЕ, ИНОГОРОДЦЫ — так Казаки называют Русских и Украинцев, пришедших на их землю, подразумевая тем людей, принадлежащих к иному роду, не казачьему и не кавказскому (Кавказцы иногородними не считаются). Именно в таком значения понимали слово и русские акты. Напр., в указе 1680-го года о разборе людей, записавшихся в казачьи сотни г, Красноярска, говорится: «которые верстаны в службу из иногородних служилых людей.» — все должны быть «от службы отставлены», а в их место верстать казачьих детей, братьев и племянников родных" (С. В. Бахрушин, Очерки по истории Красноярского уезда в XVII в.).
На Дону И. стали появляться только в том ж семнадцатом веке. Это был временные рабочие приходившие для заработков, после возвращавшиеся в Россию. Церковная реформа патриарха Никона послужил причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев из Московии, но после поражения атамана Булавина царские карательные отрядыих всех изъяли и отправили назад в Россию, прихватив и многих Казаков старожилов. После этого на Дону долгое врем. И-них не было, а жили одни Казаки.
В 1775 г. царица признала права русского дворянства и за классом донских старшин. Новые дворяне получили поместья и для обработки земли начали свозить крестьян, купленных «на вывод» в соседних губерниях. Одновременно с этим в станицахи в крепостных посадах стало появляться все больше русских и украинских торговцев, ремесленников арендаторов свободных казачьих земель и постоянных рабочих. От тогоже времени на Дон стали приходить толпы Казаков-Черкасов, недавних граждан разрушенной Сичевой республики. Эти иногородними не считались Станицы принимали их в качестве свободных землепашцев, иногда приписывали к своим общинам. В 1795 г. 912 семейств таких Черкасов зачислены по приказу свыше в задонские станицы Махинскую, Кагальницкую, Мечетенскую и Егорлыцкую. Они растворились без следа в основном казачьем населении. Начиная с царствования Александра II власти, «решив более тесно приобщить казачьи земли к России, всячески поощряли переселение в казачьи края переселенцев из России или Украины и (облегчали им покупку в собственность казачьих земель». «Закон 29 апреля 1868 г. дал русским подданым не Казакам право приобретать, сушествующие на войсковых станичных и городских землях, дома и всякого рода строения, на общем основании, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского, ни станичного. Но земли должны были остаться собственностью казачьей — Войска, станиц в находиться лишь в постоянном пользовании приобретателя недвижимости за ежегодную посаженную плату» (Сватиков).
Иногородние жители стали множиться на казачьих землях не пропорционально жителям Казакам. Они умножались новоприходцами иих семьи давали больший ежегодный прирост, чем семьи казачьи. Благодаря специальным льготам в их руки скоро перешли офицерские участки и большинство частновладельческих поместий. Таким образом к 1917 г. на казачьих землях почти повсюду оказалось И-них больше, чем самих Казаков.
«Взаимные отношения Казаков и И-них никогда не были особенно хорошими. Прикованные к военной службе, Казаки видели в И-них представителей торгового и ростовщического капитала. Приписывая им и их работе разрушение старого земледельческого уклада жизни и свое разорение». Казачья войсковая администрация (как и казачья масса) не могла никогда отказаться от воззрения на донских крестьян, как на чужеродный элемент, вросший в чужое тело казачьего народа". В свою очередь И., обжившись на новом месте, косо смотрели на особые права хозяев края, Казаков. В наше время эти антагонизмы во многом помогли советской власти завладеть Казаками и их землей.
И. делились на коренных и пришлых. К первым причислялись все те, которые имели оседлость на казачьей земле, в станицах, городах и селах, на протяжении двух поколений и дольше. Остальные считались временными жителями. Конституции Дона и Кубани предоставляли первым не только полные гражданский права, но и беспрепятственную возможность натурализоваться в казачьей среде. Этим правом воспользовались только единицы. Остальные стали на сторону власти советов или оказались пассивными зрителями борьбы Казаков за свой Присуд.
ИНОХОДЬ — особый ход коня, очень удобный для всадников; на рыси иноходец выносит вперед обе ноги одной стороны, т. е. две правых и две левых, а потому почти не трясет, а только покачивает (обычно конь выносит ноги по диагонали — правую переднюю и левую заднюю, левую переднюю и правую заднюю). Иноходцы часто встречаются среди сибирских и степных пород, а также среди кавказских горных.
ИОСАФ СВ. — епископ Белогородский и Обоянский; до монашества Иоаким Андреевич Горленко. Родился 8 сентября 1705 г. в г. Прилуки на Полтавщине; родители его: бунчуковый товарищ Андрей Дмитриевич Горленко и Мария Даниловна, дочь будущего гетмана Даниила Апостола. Отец его в 1709 г. участвовал в неудачной попытке отделиться от России и потому, вместе с гетманом Мазепой, должен был уйти в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, допросы и следствия, потерял все богатое имущество, выселен на жительство в Москву, годами претерпевал унижения, насилия и нужду.
Может быть, благодаря постоянным гонениям, некоторые члены многострадальной семьи Горленко посвятили себя служению Богу и ушли в иночество. Кроме св. Иоасафа, так поступил его брат Михаил, его дядя и тетка по отцу, который и сам закончил жизнь отшельником в лесной келий.
Восьми лет маленького Иоакима отдали учиться в Киевскую академию. Там у него рано созрело влечение к монашеской жизни. В 1723 г., не окончив еще академии, он поступил послушником в Киево-Межигорский монастырь, где два года провел в суровом посту и воздержания. Принятый во иноки, возвратился в академию, закончил старший 6огословский курс и принял окончательное пострижение в Киево-Братском монастыре, с именем Иоасафа. В 1757 г. он посвящен из иеромонахов во игумены Лубенского монастыря, в 1739 г. — в сан архимандрита Мгарского монастыря, в 1745 г. перемещен на пост наместника в Троицко-Сергиевскую лавру.
2-го июня 1748 г. архимандрит Иоасаф хиротонизован во епископы Белогорода и Обояни. На этом посту оставался до самой смерти деятельным архипастырем и усердным молитвенником. Вознесенный на такую иерархическую высоту, владыкане возгордился, не почувствовал себя князем Церкви, а оставался все тем же скромным ее служителем и деятелем просвещения среди духовенства и Народных масс.
В многочисленных храмах своей епархии он застал неустройство, убогость игрязь. Прихожане жили в духовной темноте и дикости. Требовались новые кадры образованных служителей Церкви. По мнению святителя, именно Духовенство должно было стать источником и рассадником морального подъема, должно было искоренить грубость нравов в семейных и общественных отношениях, ознакомить прихожан с истинами веры, научить относиться с уважением к святостям. Поэтому особенной опекой он окружил Харьковский коллегиум, готовивший будущих священников.
Многие прежние пастыри не отвечали своему назначению. Одни были совсем малограмотными, другие постоянно нарушали правила морали и нравственности. Зазнавшиеся протопопынаблагочиниях несправедливо притесняли приходских батюшек, обижали прихожан, не раз бывали жестоки со своими крепостными. Епископ И. ограничил их самовластие, учредив коллегиальное управление делами в составе самого протопопа, проповедника и грамотного священника. Он снабжал церковные причты самыми подробными указаниями, заставлялихучиться, а нерадивых строго наказывал для блага Церкви и мирян.
Сам Святитель не гнушался народа. Объезжая епархию, останавливался на ночлеги не у помещиков, а в казачьих и крестьянских хатах, раздавал нуждающимся большие суммы денег, тайно посылал милостыню. Были случаи, когда он, купив для больных и немощных бедняков. дрова, сам их и колол.
Так в служении Церкви и народу прошло 29 лет. Святитель всю жизнь отличался слабым здоровьем и не очень заним следил. Умер он 10 декабря 1754 г., всего 49 лет отроду. Погребен в маленьком склепе-усыпальнице при Белгородском Троицком соборе.
Здесь вскоре было обнаружено, что его тело не подвергается разложению. Академик В. Ф. Зуев, описывая достопримечательности на путииз Петербурга в Херсон, рассказывает, что в том склепе было погребено трое, но он один уже 28 лет лежит нетленен..., все тело, так как и платье и гроб, в котором он был положен, ни мало не повредилось, выключая, что уж не так новы, как были. Лицо немного почернело и видно от сырости заплеснело, руки заскорбли; у ног следы засохли, а в икрах еще мягковаты. Таковая через толь долгое время нетленность произвела в народе особливое почитание«. Толпы богомольцев стали приходить на поклонение, стали говорить о многих чудесах, свершившихся при его мощах. Народ считал его Божьим угодником, чуть ли не от самого его погребения и много раньше, чем духовные власти. Нетленным его тело оставалось и в дальнейшее время.
Церковное прославление Святителя Иоасафа Белгородского произошло только 4-го сентября 1911 г. в Белгороде, при огромном стечении паломников. Жизнеописание этого святого Казака помещено в первом выпуске Курского Патерика в 1914 г. под заглавием: «Сказание о жизни, подвигах и чудесах Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белогородского и Обояйского»; там описано также 545 чудесных явлений, совершившихся при его гробе до 3-го июня 1911 г. Джорданвильский монастырь в С. Ш А. выпустил в 1962 г. сокращенное издание жития под тем же названием.
ИОНОВ Александр Михайлович (семиреч.) — рожд. 1880 г., генерал майор; Войсковой атаман Самиреченских Казаков. В чин хорунжего произведен из Константиновского артиллерийского училища; в 1908 г. получил диплом Академии ген. штаба; во время Первой Мировой войны награжден орденом св. Георгия 4 ст. и Золотым оружием. После развала Русской армии в начале 1918 г. привел свой 2-й Семиреченский каз. полк домой. Вскоре арестован большевиками, но освобожден восставшими Казаками, которые избрали его на пост Войскового атамана. После борьбы за Казачью Идею эмигрировал в Канаду; откуда переехал в США. Умер 18 июля 1950 г. в Нью Йорке.
ИОРДАН или ИОРНАНД — историк Готов; считается Аланом по происхождению; жил в VI в. по Р. Хр. и описал предшествующие эпохи в книгах «О происхождении и деяниях Гетов» и «История Царств».
ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙСКА — казачьи и туземные конные полки, батареи и пластунские батальоны, служившие в русской императорской армии на основании особого Положения. Бойцы, призванные на действительную службу или из запаса должны были явиться в свои части с собственными: холодным оружием, форменной одеждой, обувью и бельем; в конные полки и батареи также с собственным конем, седлом и остальной сбруей. И. войска формировались по принципу совместной службы родственников или близких соседей, станичников и окружцов; у Казаков служба проходила по специальным казачьим уставам, с казачьей терминологией и названиями чинов и званий; большинство офицеров И. в. обучалось в казачьих военных училищах; после производства, во время. службы они периодически увольнялись из полков в распоряжение окружных атаманов, на так называемую «льготу», которая продолжалась три года и служила для увеличения кадров строевого офицерства. Льгота для офицеров была весьма нежелательным состоянием, потому что пребывая на ней они получали мизерное жалованье, а заняться сельским хозяйством или поступить на какую либо службу для дополнительного заработка не могли, т. к. по истечении положенного срока должны были возвращаться в полки.
ИРЬЯН — откидное молоко (см.), разбавленное водой.
ИСЛАМ ГИРЕЙ — Крымский хан, побратим Богдана Хмельницкого и его союзник в борьбе с Речью Посполитой.
ИСКУСИТЬ — попробовать, откусить.
ИСТОБОК (дон ) - чердак.
ИСТОПКА (некр.) — баня.
ИСТОРИЯ — наука, изучающая конкретный ход развития человеческого общества; описание событий прошлого в хронологическом порядке тоже называют И-рией. Она делится по темам на всеобщую и частную для отдельных стран и народов, затем по эпохам: на древнюю, среднюю и новую. Теоретически, И. должна отличаться полной беспристрастностью и объективностью, но в жизни она остается остро-политической наукой, в которой одни и те же факты излагают, освещают и толкуют по разному, в зависимости от взглядов и убеждений автора. Советский историк М. Н. Покровский назвал историю «политикой, обращенной в прошлое».
Доисторический и ранне-исторический периоды в жизни Дона изданы М. Миллером в трех выпусках исследования «Дон и Приазовье в древности». История Хазар и средневековых поселений написана М. Артомоновым. Историй Донских Казаков очень много, начиная от А. Ригельмана «История или повествование о Донских Казаках»; она написана в 1778 г., а издана впервые в Москве в 1848 г. Из позднейших историй Дона особого внимания заслуживает работа С. Г. Сватикова «Россия и Дон», Вена, 1924; эта работа очень ценна большим количеством привлеченных источников, которых здесь, заграницей, достать нельзя.
Основные расхождения различных авторов казачьих историй происходят по вопросам о времени образования Казаков, народов, от которыхони происходяти их отношения к Московскому и иным соседним государствам. Крупнейшие русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и др. отводят Казакам более или менее крупное место, т. к. они сыграли большую роль в истории России. Кроме того, по отдельным вопросам и эпизодам казачьей истории печатается громадное количество отдельных исследований и очерков, которые появляются постоянно в казачьей периодической печати и особыми изданиями. Проф. М. Миллер.
ИСТЬ — есть, кушать.
ИТЬ — ведь.
ИЧЕГИ — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили И. красной кожи с вышивками. Тюркское значение слова И. — «во внутрь».
ИШЕК (некр.) — осел.