Перейти к основному содержанию
Календарь краеведческих дат

ВРЕМЯ, НАЗАД!

Писатель Владимир Мешков

«Я не умею любить свое Отечество с закрытыми глазами, с поникшим челом, с зажатым ртом». П.Я.Чаадаев.

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 — 2005 гг.» — так называется документ, обнародованный нашим правительством в СМИ в марте. Уже само название вызывает аллергию: до боли родные постановления ЦК ВЛКСМ о ленинских зачетах, играх в зарницу, всевозможных вахтах, месячниках, ударных неделях и пр.

Ну, а что касается самого текста, который я , учитель русского языка, до конца не осилил, то он свидетельствует: коммунистические принципы воспитания молодежи реанимируются. Все их составляющие были военизированы: «зарница», «орленок», походы по местам боевой славы, встречи с ветеранами ВОВ, школьные музеи фронтов, дивизий, полков Советской Армии — ряд можно продолжить значительно. По долгу службы я всем этим занимался в школе и видел, что обилие этих мероприятий (слово-то какое!), формализм, их заданность воспитывают не патриотов, а людей, безразличных к подвигам отцов и дедов. Вот я и задался вопросом: что, и в 21 веке патриотами России нас будет делать Министерство Обороны? Этот вопрос стал для меня еще актуальнее после недавней поездки в Питер: на одном из книжных уличных «развалов» увидел книжонку: «Сто способов „откосить“ от армии». А прочитав ее, подумал: «Ба, да ведь это — результат военно-патриотического воспитания, над которым трудилась десятилетиями вся советская школа (в том и моя заслуга). Представь, читатель: за несколько лет перечеркнута восьмидесятилетняя система воспитания патритов в России. И в течение этих же нескольких лет мои выпускники стали «новыми русскими» все с тем же горящим комсомольским взором. Так вот чему я их, оказывается, учил — двойному стандарту, а не патриотизму. Этот двойной стандарт — основной принцип процветания официальной нашей власти, от муниципальной до верховной.

И само собой всплыло в памяти событие, произошедшее в Санкт-Петербурге два с половиной года назад. Наблюдая за происходящим, я забывал, что это — Питер; все напоминало романовский Ленинград. Веду речь о праздновании 80-летия ВЛКСМ.

В те дни «Общая газета» писала: «Действо началось в раскаленной обстановке единения. Как только появился на сцене хор (белый верх, черный низ) и победно понеслись в зал слова: „Не расстанусь с комсомолом, буду вечно молодым“, — собравшиеся в неукротимом порыве поднялись и оглушительно зааплодировали».

Съезжаясь на праздник на «мерседесах», одевшись от Версаче, приложив к уху мобильник, хозяйской, ка и раньше, поступью входили комсомольцы 60-х — 70-х (значит, возможно, кто-то из моих выпускников) в сверкающую иллюминацией залу дворца молодежи, где их горящим комсомольским взорам представали красные полотнища, красная цифра 80, огромный (красный же) значок с незабвенным профилем — вот они, патриоты России!

Один из отцов комсомола сказал о них: «Комсомол — молодец, он быстро сориентировался при перестройке и сразу взялся за бизнес... Я их не осуждаю — пусть себе ездят в хороших машинах и носят дорогие костюмы». Я тоже их не осуждаю — за машины и одежку. И даже готов оставить без внимания вопрос о способах приобретения того и другого (в России всегда воровали). Однако для меня очень важны слова, сказанные после процитированных выше: «Но если бы все они и им подобные платили налоги», — слегка упрекнул папа своих воспитанников-комсомолят. Этот небольшой грешок, однако, означает: кто-то не получит нищенскую зарплату, еще более нищенскую пенсию, компенсацию, детское пособие, потому что другой кто-то омывает себя в ванне с шампанским. Это к вопросу о патриотизме.

Ждали Валентину Ивановну Матвиенко. Видимо, обремененная государственными делами, вице-премьер не приехала (а мерседесы, ох, как ждали). Но, зная, что в истории ленинградского комсомола имя Валентины Ивановны занимает одно из самых почетных мест, смею предположить: душой она была с ними, с мерседесами.

Питерская официальная власть (конечно, неофициально) тоже была вместе со своей юностью: случайных людей (кроме, вероятно, меня) на встрече не было; билеты и приглашения распространялись в пределах площади Пролетарской Диктатуры, а в близлежащих домах расквартировалась власть — администрация города и правительство области. так что так называемая элита была представлена широко. В зале восседали (в кулуарах пили «Смирновскую») ключевые фигуры городской администрации, банкиры, бизнесмены, руководители «смольнинских» СМИ, бывшие работники КГБ. Все эти люди воспитаны пионерской организацией и ленинским комсомолом (некоторых я знаю лично еще с 60-х, 70-х гг.) в духе советского патриотизма.

Но тогда что же такое патриотизм? Ленинский профиль на лацкане пиджака от Версаче? Нет, в обозначенном в начале статьи документе речь идет о другом патриотизме: о готовности служить России, ее народу.

А разве коммунистическое военно-патриотическое воспитание предполагало не то же самое? То же, то же, да вот получилось нечто противоположное. Почему? Потому что воспитание это было основано на риторике, политической трескотне и никак не предполагало конкретный результат — создание человека-патриота своей Родины.

Не могу утверждать наверняка, но подмывает предположить: правительственное постановление о патриотизме, к которому приложено 130,78 миллиона рблей, писано такими же патриотами, что заполнили в тот вечер питерский дворец молодежи, а празднование 80-летия ВЛКСМ и это самое постановление — звенья одной цепи, значит, будем опять играть в зарницу. Идеологи нашей верховной власти постепенно, исподволь, незаметно возвращают нас с вами на дорогу, ведущую к сияющим вершинам коммунизма. И вот уже есть первые результаты. Юнкор Е.Нечай в районной газете «Донские огни» от 24 марта (г. Константиновск) с ностальгией пишет: «Всегда готов!» — это пионерский девиз, но нынешнему поколению молодежи он известен только по рассказам родителей об их юности. Дети обычно любят расспрашивать папу или маму об их детстве, и они, устроившись поудобнее, начинают свое повествование. В нем часто встречаются такие слова и выражения, как «пионер», «вожатый», «пионерский отряд», «зарница», «пионерский костер» и т.д. Все они неразрывно связаны с пионерской организацией, которую, к сожалению, поколение 90-х уже не застало«.

И в конце: «Мы хотим участвовать в процессе создания новой, сильной России, демократической страны. Пусть небольшим шагом на пути к этому будет своя детская организация в нашем районе».

Тут что ни предложение, то вопрос. Обозначу лишь два. Откуда у юнкора ностальгия — выдало вводное слово «к сожалению»? Желание юнкора создать в школе детскую организацию понимаю и принимаю. Не могу понять, о какой организации идет речь? Судя по публикации, о все той же, пионерской. Но можно ли построить новый дом на развалившемся фундаменте?

Мой юный друг, прочти еще раз слова эпиграфа к этой статье — в них суть понятия «патриотизм». Русский драматург с мировым именем Александр Володин вспомнил такой случай из своей жизни: «Я летел в Америку... В самолете все было тихо, что-то слегка гудело. Как вдруг! Словно пересекая какую-то невидимую воздушную границу половина пассажиров поднялась и что-то запела. Я понял только, что на английском языке, и сообразил, что поднялись-то американцы! Пересекая невидимую воздушную границу перед своей страной. И мы, остальные, с некоторым смущением тоже приподнялись, правда, молча. И с некоторым, сознаюсь, уважением смотрели на поющих гимн своей страны».

Американский гимн, как и Конституция, неизменен в течение столетий, он у них один. Мы же переделывали свой гимн несколько раз, в угоду политической конъюнктуре, последние перепетии с нашим гимном — в том же русле. Президент очень опасался расклола в обществе, поэтому, как известно, принято соломоново решение: герб и флаг — для одних, гимн — другим. Вызовет ли он такой же патриотический порыв, как в американском самолете? Об этом я подумал, глядя на капитана нашей футбольной команды, который в глубоком одиночестве шевелил губами, изображая пение гимна России.

Закончу цитатой из газеты «Труд» (15.03.01): Можно создать министерство патриотического воспитания, но, пока офицерам не будут платить за выполнение священного долга хорошую зарплату, аморально спекулировать на патриотизме. Можно время от времени французских туристов вывозить на Бородинское поле, но еще лучше — в Большой или Мариинку. Слеза чемпионки мира Ирины Родниной, скатившаяся со щеки, когда исполняли гимн родной державы, значила для народа больше многих правительственных патриотических заявлений.

Ну так что же, нами правят дураки? Они ничего этого не понимают? Как бы не так! Еще как понимают. Документ создан для нас с тобой, читатель. Это мы должны «думать прежде о родине, а потом о себе». А они — о личных загородных дворцах, о тех же мерседесах, об отдыхе после тяжких трудов на Канарах, например. Разве можно отказаться от Родины, которая все это дает задарма? Нет, такую Родину надо защищать... нашими руками.

Картинная галерея
Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал