Популярные и до сих пор любимые многими кинофильмы «Девчата», «Высота», «Весна на Заречной улице» нет-нет да и включают в телепрограмму. И после каждого просмотра односельчане на улице в Нижне-Саловском непременно спрашивают у Валентины Пантелеевны Рыбниковой: «Видела вчера своего родственника-то?»
В прошлые годы, чтобы оградить себя от порой надоедливых расспросов, говорила, что со знаменитым актёром Николаем Рыбниковым она всего лишь однофамилица. А потом перестала скрывать что, действительно, родственница — жена родного брата актёра — Вячеслава.
Молодая семья Рыбниковых — Вячеслав и Валентина с дочкой Иринкой — приехала в наш район в начале 60-х. А произошло это с лёгкой руки Виталия Александровича Закруткина, который много лет дружил с актёром Николаем Рыбниковым, часто отдыхавшим у него в Кочетовской. Писатель и посоветовал другу «перетащить» из приволжских степей на Дон семью младшего брата. Так и сделали Рыбниковы. Сначала жили на частной квартире, потом от отдела образования Валентине Пантелеевне, тогда — учительнице математики в восьмилетней школе № 1 дали небольшую квартиру на земле. Этот двухквартирный домик и сейчас стоит на пр. Закруткина между Калинина и Атаманским. Именно сюда заезжала к брату, невестке и племянникам звёздная пара — Николай Рыбников и Алла Ларионова с подарками для новосёлов.
У Вячеслава, видимо, тоже были творческие наклонности: там, в совхозе «Степном» Котельниковского района Волгоградской области, он работал в Доме культуры (на танцах и познакомился с будущей женой Валей). Ну а в Семикаракорской сначала работал водителем, а потом стал фотокорреспондентом районной газеты «За изобилие». В этот период в семье случилось прибавление — родился сын, которого в честь знаменитого дяди назвали Николаем.
Шестидесятые годы двадцатого века. О них до сих пор творческие люди вспоминают с благоговением и называют оттепелью. И до провинции, видно, дошло это тепло. Ведь не случайно же именно в это время родился семикаракорский Клуб любителей прекрасного. Сколько незабываемых встреч с известнейшими деятелями искусства подарил он землякам-станичникам. В том числе с деятелями советского кино. В августе 1966 года выступил в семикаракорском летнем кинотеатре и Николай Рыбников. Встречу со зрителями открыл первый секретарь райкома КПСС Степан Иванович Шамрай, с кратким вступительным словом выступил и писатель Виталий Александрович Закруткин. Николай Николаевич рассказал о своей работе в кино, а на экране его рассказ сопровождался фрагментами из кинофильмов «Весна на Заречной улице», «Девчата», «Кочубей». Потом зрители задавали вопросы и он отвечал на них. Наверное, спрашивали о том, откуда родом актёр, как пришёл в свою профессию.
Родственница, Валентина Пантелеевна, с которой мы встретились на днях у неё дома в п. Нижнем Саловске, не стала подробно говорить о детстве и юности братьев Рыбниковых: об этом сейчас можно прочитать во многих журналах, в Интернете. Это правда. Но мы всё же коротко напомним своим читателям, что родился Николай Николаевич Рыбников 13 декабря 1930 года в г. Борисоглебске Воронежской области (его брат Вячеслав родился в 1937 году там же). Когда отец ушёл на фронт, мать с ним и младшим Славиком переехала к своей сестре в Сталинград. Отец погиб, мать вскоре умерла, и мальчишки остались с тётей. И все ужасы войны им довелось увидеть своими ещё детскими глазами. Николай ещё школьником пробовал себя на сцене, но после школы поступил в мединститут. Проучился год и понял — надо ехать в Москву и заниматься тем, к чему больше лежит душа. В институт кинематографии он поступил с первого раза и окончил его в 1953 году.
Одним из первых фильмов, где Николай Рыбников со своей женой Аллой Ларионовой снялись в главных ролях, была картина
И. Шмарука по повести Виталия Закруткина «Млечный путь». Снимали на киностудии им. Довженко в 1959 году. Сценаристом был сам автор повести, поэтому Виталий Александрович тоже присутствовал на съёмках. Здесь он и познакомился сактёрами. Историю этого знакомства в один из приездов в Семикаракорскую рассказала нашим любителям прекрасного сама Алла Ларионова. Эта её встреча со зрителями проходила в июле 1968 года. Как обычно, приехала она тогда в гости к писателю с супругом, но Николая срочно вызвали на очередные съёмки, в Польшу.
Николай Николаевич Рыбников и Алла Дмитриевна Ларионова полюбили Кочетовскую и гостеприимного хозяина Виталия Александровича. Не побоимся такого сравнения — дом Закруткиных был, как дом Волошина в Коктебеле. Можно только представить, с какой радостью общались там творческие люди, для которых всегда была открыта дверь. Приходилось наблюдать это и Валентине Пантелеевне. А её муж Вячеслав вообще пропадал в Кочетовской, когда там находился брат, вместе рыбу ловили, да ещё кочетовский парторг Владимир Фролов, помогали писателю разбирать кучу читательских писем.
Творческие люди и отдыхать умеют творчески. Там и домашние спектакли ставили, и футбольные баталии устраивали, и философские беседы вели у вечернего костра под донскую уху.
В своей книге «Вровень с веком» донской журналист Н.И. Чеботарёв, хорошо знавший семью Закруткиных, описал интересный эпизод. Перескажем его вкратце. Рыбниковы всегда вносили в станичную жизнь шумное оживление, чему Закруткин радовался до блеска в глазах. Николай Рыбников любил розыгрыши, шутки, хохмы — в общем «приколы», как сказали бы теперь. И однажды, перед началом застолья, Николай Николаевич попросил Наталью Васильевну Закруткину уговорить мужа предстать перед гостями в белоснежной сорочке и светлых брюках. Ей это удалось. Рыбников уселся рядом с хозяином и торжественно достал шикарный футляр, извлёк из него купленную в Париже дорогую авторучку и начал говорить речь:
— Дорогой друг! Я долго думал, что можно подарить самому даровитому мастеру слова, и решил, что достойным подарком может быть только орудие труда мастера. Примите от нашей семьи авторучку, которая, легко бегая по чистым страницам, сама будет сеять ваши драгоценнейшие мысли...
Закруткин с повлажневшими глазами потянулся к Николаю обнять его. Тот попросил клочок бумаги, чтобы показать, как пишет ручка. Та, естественно, не писала. Тогда Рыбников, как все мы в те времена делали, встряхнул её! Да так встряхнул, что все чернила вылились на белоснежную сорочку писателя. Все гости обомлели. Окаменел и сам Закруткин, а потом медленно повернул голову к жене... «Я же тебе говорил...» Это он про белую сорочку. Но не успел писатель справиться с раздражением и договорить фразу — от чернил на сорочке не осталось и следа (это был сувенир с симпатическими чернилами, которые обесцвечивались). Все с облегчением вздохнули, а Закруткин и Рыбников под общий хохот в конце концов обнялись. Говорят, что эта авторучка потом долго служила писателю, заправлявшему её обычными чернилами.
Талантливый во всём, Николай Рыбников умел и пародировать. И одна из шуток чуть не довела его до исключения из института. В одной из комнат студенческого общежития вместе с друзьями они как-то оборудовали радиоузел, откуда можно было вещать на весь студенческий городок. И Николай голосом диктора Левитана объявил о понижении с 1 апреля на пять процентов цен на продукты и на семь процентов на водку. Обман раскрылся, и начались у шутников неприятности. История эта получила огласку, запомнилась. А годами позже легла в основу сюжета фильма Петра Тодоровского «Какая чудная игра» (1995 г.) И если бы тогда взяли верх поборники «строгого порядка», советский кинематограф лишился бы одного из своих самых солнечных актёров, ставшего кумиром нескольких поколений. Его талант и темперамент позволяли ему играть Шекспира и Шиллера, а ему часто предлагали роли правильных бригадиров (о чем он, говорят, сожалел). Но сложилось так, что в общем он создал образ «парня с соседней улицы» — своего, узнаваемого и потому любимого народом.
Многие семикаракорцы, которым за пятьдесят, что-то да слышали о пребывании замечательного актёра в наших краях. Поговаривали, что он будто бы хотел построить дачу для отдыха своей семьи на берегу Дона в посёлке Плодопитомнический. И это правда, подтверждает Валентина Пантелеевна Рыбникова. Строительством тогда занялся её муж — Вячеслав. Уже и стены дома были возведены, когда его пришлось продать. Причина банальная — нехватка финансовых средств. Так что мечта о доме, в котором бы, как у Закруткина, собирались на отдых друзья и родственники, не сбылась. Но таким домом продолжала оставаться московская квартира актёра. «У нас часто собирались друзья и коллеги папы, — вспоминает его дочь Елена. — Накрывали стол, папа доставал запасы и начинался пир, который мог длиться и до утра». На одном из таких «пиров» присутствовала Валентина Пантелеевна. Она помнит, как бегали, помогая накрывать на стол, обе дочки Рыбниковых — Лена и Ариша, как все хвалили легендарные «Колины помидоры» (она до сих пор помнит их вкус). Да, и о кулинарных способностях актёра тоже ходили легенды. По свидетельству многих, он занимался домашним хозяйством больше, чем его единственная горячо любимая жена. Заготовки на зиму — особая статья. Он сам покупал, солил, мариновал, консервировал, замачивал арбузы. И работу эту выполнял мастерски, не хуже чем свою профессиональную.
Трудно сказать, сколько раз неофициально был в нашем городе (тогда станице) Николай Николаевич Рыбников и сколько людей могли случайно видеть его и разговаривать с ним. Но одного человека (кроме родственницы) мы всё-таки нашли. Это Мария Тимофеевна Парамонова, недавно отметившая свой 80-летний юбилей. Она в 1961 году работала в бухгалтерии Семикаракорского автохозяйства. И однажды в её кабинет зашел Николай Рыбников! Она, тогда ещё девушка, обомлела. Но не очень удивилась, догадавшись зачем он оказался именно здесь. Николай Николаевич искал брата, на тот момент работавшего водителем. Вячеслава в тот день командировали в один из совхозов района. Желая непременно помочь знаменитому гостю, Мария Тимофеевна бросилась в диспетчерскую, где по рации связались с хутором и сообщили Вячеславу о приезде брата. Благодаря за помощь, актёр обнял Марию и пожелал ей всяческого добра.
Он вообще по жизни был добрым человеком, настоящим мужчиной, умевшим брать на себя ответственность. Своими глазами видела и Валентина Пантелеевна, как он нежно и бережно общался с женой, как любил дочек, хотя для старшей не являлся биологическим родителем.
Прошло уже много лет после памятных шестидесятых. Николай Рыбников умер в 1990-ом полтора месяца не дожив до 60-летия, его жена пережила его на десять лет. Рано ушла из жизни и младшая дочь — Арина, в 2004-м. Елена же до сих пор работает в технических службах Мосфильма. Общение между родственниками не прервалось совсем, но находится, скажем так, на ином уровне. Дело в том, что Валентина Пантелеевна рассталась с мужем ещё в конце шестидесятых. Она — педагог и коммунист — была атеистом. А у него, по её словам, уже тогда появилась какая-то тяга к религии. В результате он уехал в подмосковный монастырь, потом, вроде бы, стал отшельником. Ей с двумя детьми, конечно, пришлось нелегко. Но вырастила. Дочь закончила Ростовский пединститут, после которого стала работать в Нижнесаловской школе. Сын вернулся из армии и тоже нашёл свою судьбу в этом посёлке. А лет пятнадцать назад и дочь, и сын с семьёй уехали жить в Москву. Есть и внуки — от дочери два парня, от сына любимая Настенька которая жила у бабушки и аттестат зрелости получила в Нижне-Саловской школе.
О своей жизни, действительно полной драматизма (хоть кино снимай!), Валентина Пантелеевна говорит скупо, тяжело ей это. Судьба подарила ей общение с замечательными интересными людьми, но ненадолго.
Николай Вячеславович Рыбников работает водителем на международных грузоперевозках.
С Еленой Рыбниковой они, естественно, знакомы и периодически общаются. Был даже такой случай, когда Елена попросила его заменить её на съёмках какой-то телепрограммы, посвящённой её отцу и его дяде. И тот без труда выручил родственницу.
Причудливые узоры плетёт порой судьба каждого человека, причудливо могут переплетаться судьбы разных людей. Это наша жизнь, из которой черпают сюжеты писатели, режиссеры, кинематографисты. Ну а вышеописанную историю с несколькими сюжетами нам захотелось рассказать своему читателю именно в последний день уходящего года, потому что был он Годом российского кино.
Т.КУЛИНИЧ.