Торговые караваны, шедшие из Китая по Великому Шелковому пути с 7 века до 14 века, шли на Европу, но часть купцов направляла свой товар в далекую и холодную Россию. Путь труден, но выгода важнее. Путь караванов до Дербента — около года, затем на Тану-Азов и донские переправы, через район Аксая, старый Брод Бабей и Цимлу.
Караваны своим ходом шли на переправу Бабей Брод до апреля или после июня так как в промежуток между этими месяцами ежегодное половодье позволяло только баркасами по р. Мечетная добираться до крутого правого берега Дона.
Торговые отношения в те времена были свободнее, но и хазары, печенеги и половцы, а позже и татаро-монголы всегда снимали плату с купцов за проезд по их землям. Помимо Саркела, взимавшего дань на цимлянской переправе, на переправе Бабей Брод взимали плату сборщики из г. Акасасо. Лучка.
Остров Лучка, расположенный напротив г.Константиновска, имеет в своей северо-восточной части значительные возвышенности, которые в древнее время были выше и круче. Донской краевед Е.П. Савельев так описывает наличие г.Акас на о.Лучка.
При распадении в XI в. разноплеменной хазарской монархии славянский элемент с Дона двинулся ближе к Киевской Руси, отчего тюркские племена из Прикаспия усилились и завладели в нижнем течении Дона и Донца раньше построенными там городами и вскоре их разорили.Так что в последующих веках о таких городах никаких уже известий не имеется, кроме Азова и Акаса, упоминаемого в начале XVI века Герберштейном.
В пределах нынешней области войска Донского хазарских городищ очень много. Все они расположены как по большим водным путям, по рекам Дону, Северскому Донцу так и по торговым караванным дорогам, идущим от устьев Волги, Дербентского прохода (Абаб-Баб — большой путь) и Крестового перевала через Кавказский хребет на север в землю Суздальскую и на северо-запад в Киев, через переправы на р. Дон: Цимлянскую, Бабскую (название Бабская от «баб»-ворота, путь. Слово это очень древнее; оно встречается еще в языке халдейском, а потом арабском. Вавилон или Бабилон-широкие ворота), где ныне станица Константиновская и Аксайскую. Городище при Бабской переправе (Великий перевоз — по Гербештейну), находится на большом, незатопляемом весенней водой острове между Старым и Новым Доном; на месте его хорошо заметны основания толстых стен и башен, кладеных на извести и цементе из тесаного белого песчаника, который добывали в районе х.Ведерников, и хорошо обожженного кирпича, с верхней и нижней сторонами квадратной формы.
Одна из стен шла по самому берегу Дона, длиною около полуверсты, с башнями в расстоянии одна от другой в 5 сажень. Повсюду разбросаны небольшие курганы и ямы с мусором из битого кирпича и черепков.
Местоположение города Акас было чрезвычайно красиво. Герберштейн Сигизмунд, опытный австрийский дипломат, более полустолетия находившийся на службе Габсбургского дома,был на Руси во времена великого князя всея Руси Василия III.В своих «Записках о Московии» он говорит, что на четыре дня пути выше Азова и на один день выше устьев Донца на Дону был город Ахас, славившийся красотой своего местоположения и обилием богатств. Указанные расстояния как нельзя более соответствуют расположению названного городища, находящегося в 150 верстах от Азова и в 30-35 верстах от старого устья р. Северского Донца, бывшего близ нынешней станицы Раздорской. Надо полагать, что город этот в конце XIV века был разрушен, как и Азов, Тамерланом. Во времена Герберштейна (1517-1526 г.г.) была лишь свежа память о нем.
Расположение в г. Акасна о.Лучка крупного военно-таможенного центра, позволяло контролировать перекресток водных торговых путей — Дон и Северский Донец в приустьевой его части и путь караванов с Дербента. Последними жителями в г.Акас были бродники.
Уставший караван пройдя свыше 1000 км располагался на отдых на левом берегу Дона в районе бывшего парома нынешнего г. Константиновска.
Общее гостеприимство бродников, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех славянских: так как следы древних обычаев сохраняются в течении многих веков, и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков.
Всякий посол, гонец или караван были для бродников желанны: встречали их с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением и охраняли, если надо, до следующего брода.
Караваны шли не регулярно. Бродники встречали знакомых, дружескиих приветствовали. Профессия караванщика — это риск, риск торговый и военный. Вернуться домой с прибытком и не быть ограбленному в дороге, везёт не каждому. Шаек, из тех, кого выгнали родичи за неблаговидные дела, грабивших всех и нападавших на тех, кто их слабее, любителей на чужое хватало во все времена — охраны нужно было много. Поэтому в охрану караванов отбирали лучших воинов. Сохранность груза каравана, где ты был в охране последний раз, служило гарантией, что купец наймет тебя и позже.
Перед бродом по обе стороны Дона были две оборудованные стоянки. Загоны для скота — ясли для кормления, деревянные корыта с водой- уже ждали уставших лошадей и верблюдов. Выпасы с зеленой травой и охраной, с собаками-волкодавами против хищников, были готовы постоянно.
Люди разбивали шатры, воловьи и бараньи туши вертелись на вертелах над кострами, аромат и дым от костра не мешали. Гости садились по кругу и им разносили еду и питье.
Оплатить таможенную плату, плату за проезд в брод или переправу на пароме с живой тягой,прозрачность мира, свободного от границ, и в те далекие времена была иллюзией. На самом деле, контроль за передвижением людей присутствовал. Существовал хороший обычай: на бродах записывать имена путников и день месяца, когда они прошли, так что великий хан круглый год мог знать, кто приходил в его земли.
Отдохнуть самим и дать передышку лошадям и верблюдам, поправить крепление товара, запастись хлебом и другими припасами в путь, набрать новую охрану или усилить старую, узнать у встречных караванщиков последние новости, из тех мест, куда они направлялись — шалят ли на торговом пути, старый воевода или новый правит, его увлечения и слабости, есть ли прибавление в семействе, что поднести в дар ему и его любимой жене, что бы угодить — все это каждый караванщик знал хорошо. Разноязычный говор стоял на переправе караванов.
Почему был разрушен Акас? А зачем он монголам, если империя Чингисхана начала распадаться, Китай откололся уже, да и страны, где шли караваны,стали выходит из-под контроля. Таможня при распаде империи не нужна. Бродники могли осуществлять только переправу караванов, послов, гонцов; армия кочевников переходила реки вплавь, можно и без города монголам обойтись. Акас был разрушен Тамерланом, как и Тана-Азов, но Азов возродился благодаря своему местоположению. Город Акас нет, но в памяти потомков он существовал, в нем жили прекрасные люди и не даром сказания о бродниках живет в веках.
г. Константиновск.
Качура Е.Ф., член Союза краеведов России.