В управлении по шлюзованию Дона любят и археологию и заботятся даже об устройстве шлюзового музея.
Очевидно с этою целью куплен пароход «Рассыльный», младший двоюродный брат Ноевого ковчега, за слабостью хода и ветхостью корпуса лишенный возможности доплыть до горы Арарата и принужденный поэтому коротать свой век в ростовском порте.
История «Рассыльного» сохраняется в устных преданиях, а год его постройки затерялся во тьме веков, так как строитель его не был человеком честолюбивым и не зарубил на носу у «Рассыльного» года постройки.
«Рассыльный» принадлежал сначала покойному ныне пароходству Волго-Донскому и развозил начальство от пристани в Ростове до нахичеванского завода.
А когда «Рассыльный» собирался идти до Аксая, капитан его за день до отхода прощался с родными и просил у матери благословения:
— На дальнее плавание.
Не раз «Рассыльный» завидовал чайкам и нырял за рыбой на дно.
Но старожилы извиняют шалости «Рассыльного».
— В том году осетер дном густо шел.
Какой-то купец прельстился способностями «Рассыльного»:
— Пущай от меня ныряет.
«Рассыльный», желая угодить новому хозяину, потонул близ станицы Пятиизбянской.
Когда он достаточно надоел купцу, Донское пароходство приобрело «Рассыльного».
И хранили его, и лелеяли до приезда шлюзовых адмиралов.
Адмиралы купили «Рассыльного» за восемь тысяч рублей и оставили его стоять в Ростове.
«Рассыльный» стоял в Ростове без всякого дела. Разве, что команда парохода от скуки раз в месяц распишется в получении жалованья.
Январский ледоход не пожалел старика[,] и старик с испуга спрятался в амбаре, куда забило его водой и льдом[,] и здесь кузен ковчега выждал всю январскую непогоду.
Чтобы после хвастаться в среде юнцов[-]пароходов:
— Не аэроплан, а в ангаре стоял.
До 10 июня настоящего года команда «Рассыльного» состояла на службе у управления по шлюзованию Дона и только 10 июня была рассчитана или переведена на другие пароходы.
Археология требует затрат[,] и заботы о шлюзовом музее весьма почтенны, но для чего около года команда на кузене ковчега состояла?
Неужели адмиралы из управления шлюзами думали беспокоить «Рассыльного» для каких-либо поручений?
Машины на «Рассыльном» в пятьдесят старых собачьих сил, а тянуть баржи за «Рассыльного» с большим успехом и с меньшими затратами могли осенние мухи.
<= «Утро Юга», 1915, № 182 (12.07.), с. 3>