Перейти к основному содержанию

Календарь краеведческих дат

Россия православная

«ДУХ ДЫШИТ ТАМ, ГДЕ ХОЧЕТ»

«Дух дышит там, где хочет». Глубокий смысл заложен в этой, на первый взгляд, простейшей фразе. Каждый может толковать её по-своему. Мы же рискнём объяснить ею тот факт, что в любом, самом малом селеньице, даже захолустье, истинная духовность может достичь невиданных высот. И тогда удивляются люди.

Оргкомитет V Международного конкурса-фестиваля хоров и ансамблей «Северное бельканто», что проходил в Санкт-Петербурге летом прошлого года, обнародовал в интернете итоги: гран-при присуждён женскому ансамблю «Орфеон» (руководитель Ирина Скляренко, концертмейстер о. Сергий Скляренко) из хутора Старозолотовского Константиновского района Ростовской области. За профессиональное мастерство, которое выше всяких похвал, и за популяризацию редко исполняемых произведений. Чтобы послушать этот уникальный коллектив, мы пару месяцев назад отправились в Ростов, где «Орфеон» пел для благодарной публики в Донской государственной публичной библиотеке на очередном заседании областного отделения Союза краеведов России.

А в начале было слово: председатель Областного краеведческого союза Лариса Александровна Штавдакер вспомнила, как осенью прошлого года участники Константиновских краеведческих чтений посетили церковь Иконы Пресвятой Богородицы «Остробрамская» в х. Старозолотовском. Тогда же под его сводами «Орфеон» впервые исполнил духовную музыку для земляков-краеведов. В Ростов же съехались краеведы из всей области. Поэтому им показали видеофильм о хуторе, где старожилы вспоминают былое.

 

Историческая справка:

Первое упоминание о церкви в станице Золотовской датируется 1763 годом. На месте старой ветхой была построена и освящена новая церковь Архистратига Михаила. В 1817 году снова построили новую церковь, так как число жителей станицы увеличилось. Но второго июня 1884 года она сгорела. Однако казаки быстро восстановили её — уже на каменном фундаменте. Церковь закрыли в 1938 году, батюшку Николая арестовали.

В 1941 году церковь разобрали, а из её брёвен построили Бронницкую переправу для военной техники. Во время боевых действий фашисты взорвали этот объект.

 

На рубеже двадцатого и двадцать первого веков, в конце 90-х, возобновилась духовная жизнь на Дону. На правобережье, где остался хутор Старозолотовский (входит в Константиновское городское поселение), казаки установили и освятили крест. При внимательном изучении истории можно установить, что у этого хутора и ст. Новозолотовской нашего района общее начало — ст. Золотовская, менявшая своё местоположение. Место здесь живописное, оно привлекает дачников из больших городов. «Среди них оказалась благочестивая семья Узденовых из Ростова — Али Муссаевич и Ирина Владимировна, — рассказывает настоятель хуторской церкви отец Сергий. — Горячее желание возродить духовную жизнь в этом райском уголке побудило их построить храм в честь иконы, издавна почитаемой разными народами и покровительствующей смешанным бракам. По благословению правящего в то время архиерея архиепископа Ростовского и Новочеркасского (ныне митрополит Ярославский) Пантелеимона был заложен 12 августа 2004 года этот домовой храм. Он строился на пожертвования семьи Узденовых и многих других благочестивых христиан. Настенные фрески, иконы, иконостас с большой любовью выполнялись современными донскими иконописцами. В 2011 году, шестого июля, храм освятил архиепископ Пантелеимон. А в 2012 году Устав прихода был утверждён уже епископом Волгодонским и Сальским Корнилием.»

Вот в таком тихом прекрасном месте и появился замечательный певческий ансамбль, покоривший своим мастерством северную столицу России. Появился, конечно, не вдруг и не сразу стал исполнять на профессиональном уровне редкие произведения. Тут тоже есть своя история и... свой историк.

В этой встрече с краеведами области принимала участие кандидат исторических наук, научный сотрудник Южного научного центра Российской академии наук, ведущий методист Государственного архива Ростовской области Алла Валерьевна Шадрина. Религия, история церквей донского края — предмет её научной деятельности. Тема защищенной ею диссертации — «Приходское духовенство донской епархии второй половины XIX — начала XX веков».

У А.В. Шадриной три высших образования: она историк, бакалавр религиоведения и... дирижёр академического хора. А истоки её увлечений (и профессий) — в Константиновском храме Покрова Пресвятой Богородицы. Будучи студенткой, она приезжала в Константиновск к родителям на каникулы и пела в церковном хоре. Здесь же подружилась с пономарем иноком Зосимой (потом он ушёл в монастырь), познала все особенности и трудности церковного пения. Сейчас в этом храме нет хора, о чём в буквальном смысле до слёз сожалеет Алла Валерьевна. А на встречу с квартетом «Орфеон» она не могла не прийти, ибо в этом коллективе как раз те исполнители, которые и составляли некогда костяк бывшего хора. Как они поют! Описать звучание голосов, естественно, практически невозможно. Можно описать реакцию слушателей: не отрывая от певцов завороженных глаз, люди словно окунулись в иной мир — чистый, светлый, теплый. На глазах у многих слёзы, которые никто не пытался скрывать. Звуки, льющиеся будто с небес, изменяют слушателей даже внешне, ведь они адресованы к их душам и достигают цели ! В песнопениях этих славятся не только Спаситель, Богородица или святые. Это и молитвы о родной земле, её заступниках, это и обращение к верующим с призывом покаяния.

Важнейшая отличительная черта духовной музыки — молитвенность. Это порождает в душе мысли о добре, любви, гармонии. Истоки этого, скажем так, жанра лежат в глубокой древности. А в обозримом прошлом пробовали свои силы в церковном песнотворчестве русские композиторы-классики М.Глинка, М.Балакирев, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков (19 век), в начале 20 века перекладывали на музыку истории Ветхого и Нового заветов С.Рахманинов, А.Гречанинов, А.Кастальский, П.Чесноков, М.Ипполитов-Иванов. Первым же из русских классиков создал в 1879 и 1882 годах музыкальные композиции, охватывающие песнопения Всенощного бдения и Божественной литургии, Пётр Ильич Чайковский. По этому поводу он

сделал запись в своём личном дневнике: «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я часто со слезами молюсь Ему и прошу дать мне смирение и любовь... А главное — мне сладко говорить Ему: Господи! Да будет воля Твоя, ибо знаю, что воля Его — святая...»

Всё, что касается истории духовной музыки, близко и дорого певицам «Орфеона». Потому что все они — профессионалы. Руководитель ансамбля Ирина Ивановна Скляренко по образованию хородирижёр; Татьяна Иванова преподает музыку в Константиновском педколледже, Елена Коломоец и Лариса Веретенникова ведут хор и вокал в Константиновской детской школе искусств. Если произведение исполняется не а капелла, а в сопровождении, то квартету аккомпанируют сам о. Сергий (до духовной семинарии он закончил народное отделение Ростовского училища искусств) и о. Георгий (многие семикаракорцы помнят его как Юрия Таишева — барда, а сейчас он служит в церкви станицы Задоно-Кагальницкой). Они как исполнители уже 30 лет вместе. Начинали в том самом церковном хоре при храме Покрова, когда руководил им регент из Ростова С.Соколовский. Позже появилась Ирина Скляренко — её муж — отец Сергий был прислан служить в храм ст. Кундрюченской, потом переведён в Семикаракорский Свято-Троицкий. Жила же семья Скляренко, как и теперь, в Константиновске.

В феврале, когда «Орфеон» пел для краеведов Дона, у отца Сергия был день рождения. Вручение букета сопроводилось бесподобным исполнением «Многая лета», отчего в зале ещё больше «потеплело», благодарные слушатели присоединились к поздравлениям. А сюрпризом для именинника стал неожиданный выход на сцену его учителя — заслуженного артиста России А.П. Колонтаева (он не раз выступал в нашем городе с ансамблем «Балалайка»). Профессионал такого уровня тоже был удивлён уникальным сочетанием духовной музыки и народных инструментов. И по его мнению, «Орфеон» достоин того, чтобы давать концерты на сцене областной филармонии.

На земле есть уголки, которые становятся местом притяжения для многих людей. На первый взгляд они обыкновенные, но, видимо, благословенные Богом. В Старозолотовскую влюбились когда-то уроженка Санкт-Петербурга Ирина Узденова и её супруг, уроженец Кисловодска. Отец Сергий, кстати, тоже по рождению ростовчанин. А его коллега, отец Валерий (служит в ростовской церкви), так сказал на этой встрече: «Я один раз был на службе в Старозолотовском храме и не могу забыть свои ощущения: звучат голоса певчих, в окошке храма видны середина Дона и чудные, в тот момент „золотые“, облака... От этого кажется, что храм — это корабль, несущий молящихся по небу. На душе благодатно и высоко...»

При желании побывать в этом удивительном месте вполне возможно. От Семикаракорска, через Константиновск, минут сорок езды. А может быть, можно у Новозолотовской просто через Дон на лодке переправиться? Кстати, очень скоро появится прекрасный повод для поездки — в Троицын день, 19 июня, уже четвертый год подряд здесь будет проводиться фестиваль народного творчества «Золотовские купола». К участию в нём приглашают всех желающих самодеятельных певцов, танцоров, музыкантов, поэтов, композиторов. И, конечно, просто зрителей. Кстати, вблизи концертной площадки можно будет «окунуться в прошлое» и ознакомиться с бытом и архитектурой донского казачества: сюда были доставлены декорации, использованные на съёмках последней версии фильма «Тихий Дон».

На таких фестивалях обязательно выступают дети, которые учатся в воскресной школе и православном эстетическом центре, созданном здесь при храме иконы Пресвятой Богородицы «Остробрамская». Основы православной культуры ребятишки начинают постигать с пятилетнего возраста. Более взрослые учатся петь, играть на струнных инструментах — отец Сергий сам дает бесплатные уроки. В этом же Центре дети вместе с родителями смотрят кино, отмечают православные и светские праздники: День матери, День защитников Отечества или День Победы, например. В студии духовно-эстетического воспитания занимаются дети местных жителей и жителей райцентра — г. Константиновска.

На экране снова виды Старозолотовской, фрагменты Богослужения, записи празднований, кадры фестивальных выступлений. И лица старожилов, переживших трагедию уничтожения хуторского храма и успевших под конец своей жизни испытать радость возрождения веры на родной земле. «Приехали танкетки, зацепили крест на куполе, потянули, и он упал, — рассказывает старушка. — Но он не просто упал, а ушёл в землю на всю свою высоту... Может, и сейчас там. Так что земелька наша, можно сказать, святая...»

Об этом и поёт «Орфеон». И да услышат эту музыку сердца и души современников!

 

Т. Кулинич.

Т.КУЛИНИЧ.

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал