Перейти к основному содержанию
Календарь краеведческих дат

Константиновская МТС и Николаевская МТС

Создание Константиновской МТС и Усть—Быстрянской МТС в начале 30-х годов шло с организацией колхозов на территории района. К 14-й годовщине Великого Октября в Константиновской районе завершилась коллективизация. В колхозы объединились все бедняцко-середняцкие хозяйства.

Осенью 1930 года в х. Почтовом создана Усть-Быстрянская МТС, в которой директором был Николай Курячий. В феврале 1931 года районная конференция колхозников рапортовала о проведении сплошной коллективизации. На 1 января 1935 года в районе было 26 колхозов и две МТС.

Решающую роль в деле социалистического преобразования сельского хозяйства сыграли машинно-тракторные станции.

Коллектив Константиновской МТС, руководимый двадцатипятитысячником А.С. Рыбаковым, помимо своей зоны выводил из прорыва соседнюю, Николаевскую МТС. По инициативе Рыбакова был разработан график работ по использованию рабочей силы как по станции, так и по каждому колхозу, что позволило резко повысить производительность труда в сельском хозяйстве. Эти меры позволили изжить прогулы, нарушения трудовой дисциплины и завоевать второе место во Всероссийском конкурсе колхозов и МТС. Коллектив станции был удостоен Почетной грамоты и премии.

В первой пятилетке инициативу по созданию женских бригад подал Константиновский район. При Усть — Быстрянской МТС была создана — одна из первых на Дону- женская молодежная комбайновая бригада. Возглавила эту бригаду комсомолка Анисья Никаноровна Писковацкова.

В 1939 году за хорошую организацию труда бригадир А.Н. Писковацкова была награждена орденом «Трудового Красного знамени», который вручил ей М.И. Калинин.

Большую роль в укреплении колхозов, подъеме их экономик сыграли политотделы МТС.

С декабря 1950 года по август 1952 года заместителем директора Константиновской МТС (Самойлова) по политчасти назначен Кирютенко Александр Константинович, 1923 г. рождения, член ВКП (б) с марта 1944 года,

Кирютенко Александр Константинович,1948 г.
Кирютенко Александр Константинович,1948 г.

участник Великой Отечественной войны, награжден:

Орден «Красная Звезда» медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Директор Константиновской МТС Холодов Я.Я. — заместитель директора по политчасти Ф. Гудзь.

Директор Усть-Быстрянской МТС Бушман — заместитель по политчасти — Легеньковский Михаил Павлович.

Легеньковский Михаил Павлович, 1913 г. рождения, член КПСС с 1939 года. Трудовую деятельность начал с 1939 года. Работал зам. директора по политчасти и секретарем партийной организации МТС (Сначала Усть — Быстрянская МТС, а затем Константиновская МТС) — 5 лет.

Награжден Орденом «Знак Почёта» и четырьмя медалями.

В конце 1952года директором Константиновской МТС назначен Холодов Я.Я.

Холодов Яков Яковлевич свою трудовую деятельность начал с шестнадцатилетнего возраста. С 1925 г. по 1928 год он работал слесарем Таганрогского железнодорожного депо. Яков учится на рабфаке и в высшем учебном заведении. В 1935 году он окончил Таганрогский институт механизации сельского хозяйства.

Яков Яковлевич трудится на различных заводах в качестве механика и инженера. С 1946 года до 1952 года Холодов Я.Я. работал в городе Таганроге на металлургическом заводе имени Андреева механиком и помощником начальника цеха. С декабря 1952 года Якова Яковлевича Холодова областными организациями был направлен в наш район директором Константиновской МТС. В 1953 году Якова Яковлевича выбирают депутатом Константиновского районного Совета депутатов трудящихся.

Районная газета «Знамя коммунизма» в начале 1953 года писала о трудовом пути комбайнера Константиновской МТС Мачушкина М.: «В 1933 году я окончил трехгодичную Константиновскую школу механизации сельского хозяйства. В этой школе я приобрел специальность слесаря четвертого разряда. В то время мне было всего лишь 14 лет. Вначале 1934 года дирекция Константиновской МТС приняла меня в мастерскую слесарем.

Работая слесарем, я очень хотел усвоить и специальность токаря. В 1936 году моё желание осуществилось. Меня допустили к токарному станку, и за месяц я овладел токарным делом.

Впоследствии я приобрел специальность шофера, научился работать на шлифовальном станке. Свои знания я передавал молодым рабочим. Мною было подготовлено 6 токарей, 3 шлифовальщика.

Желая принять непосредственное участие в сельскохозяйственных работах в колхозах, я в свободное время начал знакомится с комбайном. В 1947 году меня назначили помощником комбайнера. За два года я изучил сложную уборочную машину. В 1949 гогду я экстерном сдал экзамен в школе механизации и получил звание комбайнера.

С этого времени летом работаю на уборке зерновых и масличных культур, а зимой участвую в ремонте тракторов и сельхозмашин в мастерской МТС. Хорошие знания техники и желание лучше трудиться на благо Отчизны помогают мне добиваться больших успехов в труде. За достижение высоких показателей на уборке хлебов мне недавно вручен второй орден Ленина.

Сейчас я заведую мастерской МТС...».

Александр Зимовейсков до Великой Отечественной войны окончил Константиновскую школу механизации сельского хозяйства и несколько лет работал трактористом в Усть- Быстрянской МТС. Затем он служил в рядах Советской Армии. После демобилизации он некоторое время работал на Тацинском мясокомбинате.

Вскоре возвращается на работу в Усть — Быстрянскую МТС, в первую тракторную бригаду, которая обслуживала поля родного колхоза имени Калинина. Сев на трактор «ДТ-54» Зимовейсков А. с первых дней перевыполняет свои задания.

Вспоминает Ромашов Виктор Федорович, 1944 года рождения: «По ул. Пролетарской жили мы, Шабановы и Морозова бабка Мотя — вот это весь наш куток. Отец родом с х. Кастырки, а потом жили в х. Задоно-Кагальнике, мать с Задоно-Кагальника, Семикаракорского района.

Помню, одна из соседок Шабанова возила ГСМ на быках, она работала в МТС (где территория Сельхозтехники). Во время уборки в бочках керосин, масло... развозила по полям. Её один сын старше меня, а дочь моложе. И бегали мы в МТС, тогда восстанавливали масло. Его сливали в ёмкости, фильтровали, а мы бегали по бровке и падали, нас гоняли и ругали. Уж какое оно получалось после восстановления масло, я не знаю. Мы боялись страшно дядьку Мишу Зимовейского — комбайнера».

А.М. Чекаева

Комбайнерку Усть-Быстрянской МТС Анну Моисеевну Чекаеву хорошо знали все трудящиеся Константиновского района. Анна Моисеевна была депутат районного Совета депутатов трудящихся.

За высокопроизводительное использование главной уборочной машины Советское правительство в 1952году наградило Чекаеву А.М. орденом «Трудового Красного Знамени». Директором Усть-Быстрянской МТС в это время работал Бушман.

Колхозы экономически окрепли в 50—х. годах и Константиновская МТС реорганизована в Константиновское РТС (ремонтно-тракторная станция).

Вначале 1960года произведена ликвидация Гапкинского и Николаевского отделения Константиновской РТС (директор Болдырев Г.И.) ремонтные мастерские, все производственные здания и сооружения станкооборудование и жилые помещения ликвидируемых отделений продано колхозам:

1. Гапкинское отделение — колхозу «Советская Россия» (председатель колхоза Солодовников П.С.).

2. Николаевское отделение — колхозу «Победа».

(председатель колхоза Репников....).

Представителем от Облсельхозуправления в районную комиссию был назначен начальник Райсельхозинспекции Бакаев Федор Васильевич.

Качура Е., член Союза краеведов России.

г. Константиновск.

Картинная галерея
Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал