С Шацким Николаем Ивановичем — скромным и обаятельным человеком, меня познакомила в конце октября 2019 года старейший педагог Константиновской детской школы искусств Гнутова Людмила Ивановна — краевед и большой патриот своей малой родины.
Шацкий Николай Иванович, родился в 1932 г, х. Шаминка, Семикаракорского района.
Провел нас Николай Иванович по зданию Константиновской детской школы искусств, где ранее размещался Константиновский детдом «Красный Октябрь». Николай Иванович был воспитанником детдома с июня 1943 г. и до конца 1944 года. В тот период в детдоме были мальчики (ребята были в двух группах старшей и младшей, девочек было около семи и жили они в одноэтажном доме через арку, ребят туда не пускали. Показал на первом этаже где были спальни воспитанников, где была кухня и столовая. Рассказал, как ночью открывали двухстворчатые окна в овальной спальне
и убегали в виноградные сады х. Ведерникова, а дежурный воспитатель, койка которой, стояла в конце коридора, и не могла их видеть. Ходили по три —четыре воспитанника так как возвращались с виноградом уже ночью. Учились воспитанники в базовой школе у Покровской церкви, писали в тетрадках.
На второй этаж ходили, чтобы выйти только на балкон, смотрящий на Дон. На третий этаж не ходили, помню там были только ломаные кровати. Входа с улицы Ленина на второй этаж я не помню.
В подвалах здания: в одном хранились продукты, а в другом старые листы железа. В продуктовом солили капусту на зиму, но не в бочках, а в бетонных ларях. Один наш пацан залез в продуктовый подвал — кладовщица туда, а он там. Три кирпича выбрал и залез из другого подвала тягать продукты. Вызвали милиционера, искали, искали не нашли. Ушли, а пацан вскоре появился в детдоме. Как? Я залез под листы железа, они по мне ходят. Ушли и я вылез.
Домов между зданием детдома и Доном не было, был большой двор складов и сами склады. Воспитанники залазили на крышу склада и отодвигали шифер или черепицу. Консервной баночкой на верёвке тягали пшеницу или что есть. Два кирпича-костёр и в жестянке жарили зерно. Грызёшь, вкуснотище!
В спальне, расположенной на первом этаже детдома (кабинет № 15, овальный выставочный зал) было тепло, топили дровами, кровати были железные, односпалки, одеяла, простыни и подушки были, а тумбочек не было, были вешалки. В кабинете № 9 размещалась столовая: где была стойка, подходишь тебе дают миску супа или что приготовлено, ты садишься и кушаешь.
Питались впроголодь, из хлеба можно было лепить любые фигурки- 100гр давали на завтрак, 150гр на обед и 100гр на ужин.
С детдомовским стареньким завхозом общались часто, на лодке летом ездили с ним на остров Лучка. Фамилий, имён воспитателей Николай Иванович не помнит. Помнит воспитательницу, которая брала его два-три раза к себе домой, жила она где-то наверху.
Было общее ежедневное построение во внутреннем дворе, дети все были одеты в домашнее и в разнобой.
Детдому дали участок земли за Доном для посадки картофеля. Николай с воспитанником и воспитатель засадили его. В 1943-1944гг. году был понтонный мост, принадлежавший военным. Якобы в районе нефтебазы был аэродром, с которого постоянно летали самолеты. Николай там никогда не был. Летел низко самолёт, а линия была через Дон, самолёт зацепился хвостовым оперением и упал в Дон.
Вспоминает Николай Иванович: «В 1938году в х. Шаминка умерла мама, отец женился на другой женщине. В 1941году отца Ивана Васильевича,1906г рождения, забрали на войну. Мы остались одни с этой женщиной, жили в просторном доме с большим двором, рядом жили дедушка с бабушкой в маленькой хатке. Мачеха одела новые отцовы сапоги, а дед ей сказал, что Иван придет с войны, а сапог нет. Мачеха закричала, что она смотрит его детей, бросила нас и ушла к своей матери. Нас осталось трое- сестра Клавдия,1930г рождения, я-1932года и брат Александр 1934г рождения. Мы не долго жили вместе: Александра забрал дедушка, Клавдию забрала тетя, я тоже жил у слепой тёти. После освобождения от немцев зимой 1943года мы жили у тётки. Летом 1943года тётка в Семикаракорах оформила в Кочетовский детдом меня и Александра, а сестра осталась у тётки. Александра и меня привезли в Кочетовский детдом, но там жили дошкольники и нас набралось уже семь школяров и нас на катер и привезли в Константиновский детдом «Красный Октябрь». Братья Николай и Александр были воспитанниками детдома с июня 1943г. и до возвращения отца с фронта в 1944года.
Отец- Иван Васильевич Шацкий дошел до Венгрии. В атаке рядом с солдатом взорвался снаряд и по ногам ударили осколки. В армейских госпиталях кое-как подлатали Ивана Васильевича и отправили на родину в Ростовский госпиталь. Солдат передвигался на костылях, одна нога работала, а другая нет. Мы с братом в это время были в детдоме.
Наши хуторяне приезжали в Константиновскую на базар. Военные ушли и забрали понтонный мост, сначала ходила лодка, а затем начал перевозить паром. Детдомовцы были частыми клиентами базара. Нам передали, что отец пришел с войны. Мы с братом смотались домой, нас и раньше отпускали к деду с бабушкой переночуем, покушаем и назад. Отец уже добрался до х. Шаминки. Отец опять сходится с женщиной —Марией Алексеевной, она приходит к нам в дом. Отец позже оформил документально возвращение сыновей домой. У отца периодически воспаляется нога и его ложат в госпиталь, пошла гангрена и ногу отрезали.
Я закончил 4 класса Шаминской школы в 1945году и пошел работать погончиком в шаминский колхоз «Красная поляна». Пару быков и пару дойных коров запрягали в плуг, женщины сзади, а я погоняю этих быков. Когда провожали отца и еще десять земляков на войну знамя колхоза «Красная поляна» гордо веяло на ветру.
В 15 лет стал прицепщиком на тракторе, тракторы были на колесах и на шипах. Один трактор был гусеничный ЧТЗ- трактористом был Филимонов Виктор,1928г рождения. В 1950году был отправлен на курсы трактористов так как мне было уже 17 лет. В Золотаревке была МТС где я прошел 3 месячные курсы и стал трактористом на тракторе ЧТЗ. Это был один трактор, который кидали везде то в Страхов, то в Шаминку, то в Топилин. Комбайн был один, прицепной. Таскали комбайн.
В 1951году забрали в армию. Попал на Урал, размещались в лесу. Набор в сержантскую школу, я приписал себе 5 классов, что закончил, а не 4 класса. Майор дал написать два предложения, написал. Дал газету, читай мол. Прочитал. Я много читал книжек и бойко прочёл. Прошел, попал в Подмосковье в Щелково. Там было военное училище, прошел последний выпуск лейтенантов, вручили погоны, попрощались со Знаменем училища и всех сократили с армии. Учебка сержантская осталась. После окончания учебки, получил звание младшего сержанта и был отправлен на Урал, в рембат в районе Перми. Ремонтировали автомобили.
Перед демобилизацией командир предложил остаться на сверх срочную. Я заключил контракт на два года. Ушел в 1955году в отпуск, приехал на родину встретил будущую жену Лизу из ст. Кочетовской (Акентьеву Елизавету Васильевну), дочь погибшего на войне фронтовика. Поженились в Кочетовском сельсовете. Мы уехали с женой служить. Я занимал уже офицерскую должность. Раньше давали финские домики, но их не хватало. Мы жили в помещении барачного типа, комнате, которую ранее занимал старший лейтенант с женой и ребенком. Через фанерку жили мы. Такое житьё и вдали от Перми очень не нравилось Елизавете Васильевне. Подошло очередное сокращение, я написал рапорт и уволился.
Приехали в ст.Кочетовскую в 1956году. Куда на работу? В р.п.Усть-Донецк, там начата работа по строительству порта. В армии я получил водительские права, но стажа не имел и дня. Спросил, как устроится шофёром? Когда будут машины неизвестно. Приходите, запишем, будете в очереди стоять. Работать то надо, я пошел разнорабочим, организовали бригаду десять человек. Через месяц меня выбрали бригадиром, и я стал больше зарабатывать. Вырубали весь лес для затона и вычистили, рыли котлованы под первой котельной, что в центре поселка. Рыли котлованы под фундаменты, ложили каменку на дорогу, что шла вниз от поселка до канала, сейчас там асфальт. Жил в ст.Кочетовской иногда возили домой, но обычно эти 7 км в одну сторону пешком. Дорог не было. Автомашину сначала толкаем, толкаем по Кочетовке завелись, попрыгали в кузов и поехали на работу
Шоферить мне не дают, а я встретил в Семикаракорах шаминского земляка, и он сказал, что у него свояк работает главным инженером в новой автобазе, что на краю Семикаракор и они начали прокладывать первую асфальтированную дорогу на Волгодонск. Устроился на новую работу, так как стажа водительского нет, то меня определили на поливальную автомашину ЗИС150, которые пригнали с Ростова-на-Дону. Поливаю, укладывают щебень, укатывают...Проработал до декабря, работал на окладе. Семья снимает квартиру в Семикаракорах, топим дровами. Так трудился полтора года, а с декабря асфальт не ложили и оплата 30% от оклада до весны. Пошел со знакомым пилить дрова в детский садик надо как-то было жить. Дотянули до весны, и я поехал в Шахты, там жила сестра. Там пообещали взять в таксопарк если придут новые машины и освободятся старые, но это неизвестно месяц или два. При поиске работы в г.Шахты, увидали приглашение на вербовку в г.Охотск, Хабаровского края, на путину рыбообработчиком рыбзавода на три месяца. Завербовались и поездом поехали до Находки. С Находки пароходом в Охотск. Рыбзавод был от Охотска в 7 км. Поселили в барак, многие семьями приехали. Кровати отгораживались простынями на веревках, так и жили.
Мужчины в брезентовых чанах солили сельдь, носилками переносили до женщин, которые укладывали сельдь в бочки. Бочки с рыбой катали на баржи и отправляли на материк. Селёдка прошла, затем лососевые, икры наелись за глаза. Подсчитали заработок и на семью получилось за два месяца около 800 рублей, а на родине 30-50 рублей в месяц тогда получали. Ничего за эти деньги не построишь и автомашину не купишь. Заключаем в Охотске в конторе «Рыболов потребсоюзе» договор, я устроился шофёром, а Елизавета Васильевна кладовщиком. Нам дают для проживания квартиру с печным отоплением. Воду развозили в чанах, то есть давали лёд в мешках, растопил и пользуйся. Охотск с одной стороны окружает море, а с другой болото. Когда штормит — слышно, как ветер гоняет гальку на берегу. Картошка только сухая, питьё- спирт.
Скоро мне дали автомашину с Хабаровска новый ЗИС5. В зиму из леса возили дрова и деловой лес. Цепляли «обезьянку», чтобы возить длинномер. Делали два рейса. В лесу работала бригада корейцев, да и в Охотске среди жителей 70% корейцы. Хоть и коэффициент, но заработок мал. Один пожилой мужчина посоветовал- если хочешь заработать, езжай в Магаданскую область. Устраивайся на автобазу, которая отправляет водителей в 1000км рейсы.
Весной самолётом Хабаровск-Охотск-Магадан я поехал на разведку в Магадан. Жена продолжала работать. Через два часа я в Магадане. Прихожу на эту автобазу и в кадры. Мне предложили устраиваться на работу и прописываться. Пошел к ребятам и мне подсказали, что в гостинице «Магадан» сутки 5 рублей, а если в «транзитке» 1 рубль в сутки, но туалет на улице. В бараке покупаю за 500 рублей комнату, прописываюсь. Вызываю жену, она приехала, а я уже работаю. Трассы очень опасные, перевалы и обрывы. В Магадане тогда снабжение было лучше, чем на материке. Икра в бочках, рыба разная, колбасы. Мы с Магадана высылали теще железо и шифер для строительства. Я работаю в порту, бухта Нагаева. Груз для Магаданской области и Якутии шёл через Магаданский порт, для Якутии везли и через другие порты. Машин 30 в смену в порту всегда работало. Четвертая автобаза, где директором с 1937г работал Невский, которую он сам построил. Автобаза была самая технически оснащённая. Там водитель с рейса приезжал, помыл, прошел ОТК и отдал дежурному водителю. Водителю говорили время выхода на смену, приходил и садился за баранку. Автомашины были все хорошие. Устроился я шофёром, проработал три года, пошёл в вечернюю школу. Жена помогала, у неё 8 классов, а у меня пять. Закончил 8 классов, а затем подготовительные вечерние курсы и поступил в техникум, где обучалось около 800 студентов.
Живём в бараке, родилась дочь Наташа в 1964году. Вожу дрова и уголь, печка горела круглосуточно. Мы прорубили для себя отдельный вход, оборудовали кладовочку. Затем нам дали коммунальную комнату- кухня, ванная и туалет общие. Закончил техникум. По окончании меня пригласили в техникум мастером производственного обучения. Стаж автомобильный у меня уже 15 лет. Выпускники техникума получали водительские удостоверения. Вел у студентов теорию, лабораторные и обучал практически на автомобилях- как вести ремонт, технологическое обслуживание. Преподавал около 10 лет в техникуме. Получил квартиру в 1976году от техникума и меняюсь на г.Волгодонск.
Квартира в Волгодонске трех комнатная и я иду работать инженером в АПО —автотранспортное производственное объединение, которое находилось в Новом городе. Работаю три года и узнаю, что моя пенсия будет исчисляться с последних моих пяти лет. Понял, что я в пенсии потеряю много, на Магадане зарабатывал 500руб, а здесь120 руб., потом перевели старшим инженером и добавили 20 руб. Другая причина возвращения в Магадан- запах в квартире от химкомбината. Меняем волгодонскую квартиру на Магадан.
Все начало изменяться в стране. Прошел по магазинам, зашел в техникум. Меня стали приглашать работать, выходи хоть завтра. Но работать с молодёжью я уже не мог, нервы были не те. Пошел водителем-экспедитором на автомашину по развозу продовольствия. Получил медаль «Ветеран труда», имею статус труженик тыла
и как итог-инвалид II группы.
Сейчас семья Шацких с внучкой Екатериной и правнуком Артемом, 2011года рождения, проживает в р.п. Усть-Донецкий.
P.S. Жизненный путь Николая Ивановича- это история нашей Родины. С таких трудных жизненных судеб и крепнет Россия, никаким врагам и недругам не разрушить монолит русского народа.
Качура Е., член Союза краеведов России.
г. Константиновск.