Перейти к основному содержанию
Календарь краеведческих дат

Три шлюза

Посвящается строителям

Николаевского и

Константиновского

гидроузлов

в честь 36-летия

начала мостового перехода.

Три шлюза.

1. Царский шлюз

Шлюзование рек Дона и Северского Донца для развития судоходства потребовало составления нескольких проектов. Проекты несколько раз уточнялись — в 1904 г. началось под руководством П.П. Пузыревского проектирование системы из 9 шлюзов по Северскому Донцу. В 1910 г. государственное казначейство ассигновало на шлюзование Северского Донца 4 691 540 рублей, но в связи с сокращением числа сооружений сумма затем была сокращена на 650 тыс. рублей. К июню 1914 г. на Северском Донце уже функционировали 7 шлюзов из 9 запланированных.

В июне 1912 г. Николай II подписал документ об отпуске из государственного казначейства 12,3 млн рублей на производство работ по шлюзованию р. Дон от хутора Калач до впадения в неё Северского Донца. Заведующим изыскательскими работами и составителем окончательного проекта шлюзования Дона с 1912 г. стал Л.В. Юргевич — начальник Киевского округа путей сообщения. Государственная Дума приняла проект, согласно которому углублялись верхний участок Дона до Калача и нижний- от устья Северского Донца до Ростова и строилось соответственное число плотин и шлюзов.

В целях наилучшего обеспечения интересов рыбоводства на Дону в плотинах устраивались рыбные ходы, учитывающие пути их миграции и породы.

В июле 1912 г. Николай II подписал Указ Правительствующему Сенату об отчуждении в собственность казны около 5 тыс. десятин земли в первом и втором Донских округах Области Войска Донского, начиная с земель станицы Голубинской вниз по течению до станицы Раздорской, а также из частно владельческих земель на той же территории для работ по шлюзованию р. Дон от хутора Калач до Северского Донца.

Большие споры вызвал вопрос выбора наиболее подходящего места для шлюза в низовьях Дона. Предлагалась альтернатива- либо его размещение у станицы Константиновской, либо у г. Нахичевань. Было выявлено, что строительство шлюза у г. Нахичевань вызовет затопление 50 тыс. десятин тучной луговой земли в Аксайском займище, уничтожит сады, заливные луга и гнездовья птиц. Учитывалось и то, что шлюз задержит ход нереста вверх по реке и это отрицательно скажется на рыболовстве жителей станицы Александровской, станиц Старочеркасской и Раздорской.

Вступление России в первую мировую войну привело к сокращению объемов работ по возведению шлюзов в различных регионах страны.

Однако работы по шлюзованию на Дону не были прекращены, но объем их был сокращен. Особое внимание было уделено Кочетовскому шлюзу, который бы позволил уже в 1916 г. использовать для навигации 200 км нижнего течения Северского Донца.

До открытия Волгодона в 1952 году, по Дону в сутки проходило одно судно. В межень (послепаводковый период и до осени) Константиновская протока была не судоходная, её переходили коровы. Суда шли по Бабским коленам (Бабская протока). На о. Лучка запланированный царский шлюз, строили из того же камня, что и шлюзы по р. Северский Донец и Кочетовский.

Фото: Царский шлюз, гранитные блоки шлюзовой камеры.
Фото: Царский шлюз, гранитные блоки шлюзовой камеры.

Гранит добывали из священного каменного карьера в Финляндии. Краевед Говоруха Анатолий Семенович пишет, что гранит возили из Финляндии. Испытания показали, что, нагреваясь до +40С и охлаждаясь до −40С он не давал трещин. Заготавливали его и обрабатывали до необходимых размеров и блоков там же, в Финляндии.

Фото: Говоруха Анатолий Семёнович и Качура Евгений Федорович, ст. Кочетовская, 2 июня 2018г.
Фото: Говоруха Анатолий Семёнович и Качура Евгений Федорович, ст. Кочетовская, 2 июня 2018 г.

Интересная деталь: постамент, на котором стоит памятник Петру I в Санкт-Петербурге, изготовлен из того же финского гранита.

Фото: Памятник Петру I.
Фото: Памятник Петру I.

Впоследствии как строительный камень его стали завозить в донские края для строительства шлюзовых камер Дона и Северского Донца.

Для доставки камня из Борщевской балки и гранитных блоков на о. Лучка использовали узкоколейку с паровозом «Кукушка».

Гранитные блоки речными судами доставляли и выгружали по большой воде на правый берег в Зимовной. Затем их по узкоколейке доставляли на строительство. В 50-е годы прошлого столетия при обследовании водолазами Дона в районе Золотовского яра в Зимовной нашли и достали из воды рельсы узкоколейки, по которым возили камень на остров Лучка.

На работах по устройству трех нижних шлюзов в том числе Константиновский, Кочетовский использовался почти исключительно труд военнопленных. Только на Константиновском карьере весной 1915 г. работало более 400 военнопленных.

В Донских областных Ведомостях в рубрике «Местная хроника» указывается, что первые партии пленных австрийцев начали поступать в Ростов на Дону в конце мая — начале июня 1915 года.

Фото: Перевозка пленных австрийских офицеров, из ИНЕТА.
Фото: Перевозка пленных австрийских офицеров, из ИНЕТА.
Фото: С инета.
Фото из интернета.

На Кочетовском шлюзе, за административным зданием расположено кладбище строителей, пленных австро-венгров. До наших времён в районе станицы Камышевской сохранилась надпись на каменном надгробье с крестом- «Австро-венгерским военнопленным, погибших на строительстве шлюза 1914-1915 годы».

Кладбище строителей царского шлюза на о. Лучка не сохранилось, как и не сохранилось кладбище городка Бабей. Как говорят старожилы, старинное кладбище по ул.1Мая являлось как бы продолжением кладбища с острова, якобы хоронили ещё жителей с правобережья на старом кладбище на острове, лошади перевозили покойников через Константиновскую протоку, но вода не касалась стремян. Видимо рытье котлована под австрийский шлюз не позволит нам сегодня узнать не только расположение кладбища на о. Лучка, но и сделать другие открытия жизнедеятельности наших предков на о. Лучка.

Краснянский П.И.,1948 года рождения, рассказывает, что на острове Лучка шлюзовая камера сделана из блоков монолитного бетона. Завод, где лили бетон был по нынешней дороге на учхоз школы механизации с правой стороны, где брали щебенку. Где стоят бетонные тумбы, был завод, и делали бетон, а из бетона изготовляли монолитные квадратные плиты и возили по узкоколейке на остров и там укладывали. Мальчику было 5-6лет (что соответствует строительству Гидроузла в 1953 г) они ездили с отцом на дрожках в х. Старозолотовский и отец говорил сыну, что пленные немцы после войны строили гидроузел, а Сталина не стало и кончилось строительство. Вагонетки валялись там, где добывали камень в Борщевской балке. Добыча камня-вагонетки-конец войны-пленные немцы-австрийцы-шлюз на о. Лучка. Здесь явное заблуждение со строительством Гидроузла в 1953 году.

Кукушка.

Схема узкоколейки: От Борщевской балки до Зимовной и обратно. От Борщевской балки мимо  Вторчермета на о.Лучка и напротив ул.1 Мая узкоколейка перебегала на ул.Береговую и бежала до Борщевской балки.
Схема узкоколейки: От Борщевской балки до Зимовной и обратно. От Борщевской балки мимо  Вторчермета на о.Лучка и напротив ул.1 Мая узкоколейка перебегала на ул.Береговую и бежала до Борщевской балки.

Узкоколейка была построена от правого берега Дона напротив Золотовского яра в Зимовной, затем шла до начала Борщевской балки — где добывали камень и бежала через Константиновскую протоку в районе Вторчермета на о. Лучка,

Фото: Узкоколейка подходила к Дону, район Вторчермета.
Фото: Узкоколейка подходила к Дону, район Вторчермета.

затем в районе ул.1 Мая пересекала Константиновскую протоку и продолжала свой бег по ул. Береговой до Борщевской балки.

Небольшие паровозики «Кукушка» перевозили строителей и камень с балки на строительство царского шлюза.

В Долгом — конец Борщевской балки, был целый щебзавод. Когда строили Волго-Дон, сколько щебня отсюда вывезли?

Фото: Камень Борщевской балки.
Фото: Камень Борщевской балки.
Фото: Следы выкопанной узкоколейки на о. Лучка.
Фото: Следы выкопанной узкоколейки на о. Лучка.

Существует версия, что камень в вагонетках пленные австрийцы двигали вручную до о.Лучка и, что основная масса камня была перевезена телегами, а гранитные блоки были доставлены быками.

 

2. Конец 1952 — март 1953 года.

Ступени Нижне-Донской лестницы.

Заканчивалось строительство Волго-Донского канала. Технику и людей надо было направлять на другие стройки. Десятки лагерей с заключёнными переводили на новые стройки народного хозяйства. Амнистия, в связи с окончанием Волгодонстроя, породила много проблем. Толпы бывших заключенных пешком продвигались в сторону Ростова н/Дону. Осенью и в начале зимы 1952 года донские хутора левобережья замирали в страхе. Голодные амнистированные ногами выбивали двери и окна в домах и забирали еду. Местные жители вечерами ходили с гирьками на ремешках в карманах, с отрезками арматуры в рукавах.

В конце 1952 года в Константиновском районе располагались два лагеря заключённых — один в микрорайоне Черемушки (между винцехом и Черемушками), другой — обслуживал Константиновский черепично-кирпичный завод.

Кирпичный заводбыл огорожен колючей проволокой, стояли вышки, у охраны были собаки. Здесь были и бараки лагеря. Заключенные в город не выходили. В начале 1953 года лагерь был расформирован, бараки переделали в общежития, а потом в квартиры, и пошли объявления в районной газете «Знамя коммунизма»: " требуются рабочие, квартиры предоставляются«.

Заключенные лагеря, расположенного между винцехом и Черёмушками, в 200-250 м западнее МТФ, были уголовниками и политическими, немецких военнопленных среди них не было, так как они были уже отправлены в Германию. Смирнов Н.Н. в книге «Тайны Волгодонстроя» пишет, что в первых числах октября 1949 года в связи с отправкой немецких военнопленных- преступников, осужденных советским судом к длительным срокам заключения. на родину и снятием их с объектов в срочном порядке была произведена замена на советских заключенных.

Основная масса заключенных жила за колючей проволокой, бараки были в два ряда. Лагерь был не большой. За колючкой были бараки для бесконвойных. На рукавах их телогреек красовались белые нарукавки «БК» (без конвоя). Киномеханик Сиволобов Василий Федорович, 1927 г рождения, житель х. Ведерников, крутил в лагере фильмы. Заключенные вымостили каменную дорогу за винцехом к Дону, так называемая «Сталинская дорога» выложена с севера на юг. Сталинская дорога сегодня проходит западнее МТФ 200-250 м. и далее до Дона. На сегодня дорога заросла деревьями и используется нерадивыми хозяевами для свалки мусора. Крупный булыжник уже выбран и увезен, остался крупный щебень.

фотоФото природы

Дорога шла мимо лагерных бараков, лагерь был не большой. Якобы до 1948 года там были немцы. Деревянные бараки не имели фундаментов, а стояли на камнях.

Фото: Основания бараков.
Фото: Основания бараков.

Зеков использовали зимой для заготовки льда. Автоматчики их выводили на лед, ветками обозначали периметр и заключенные двуручными пилами заготавливали лед.

Осенью 1952 года вырубали вековые деревья на левобережье, готовили место для будущего строительства Константиновского гидроузла.

В сентябре — октябре 1952 года приехали строители на стройку.

 

Объекты строительства второй ступени Нижне-Донской лестницы

 

1. Водосливная плотина.

2. Шлюз.

3. ГЭС.

4. Рыбоподьемник.

5. Судоходный канал.

6. Искусственное нерестилище.

Список строителей из районной газеты «Знамя коммунизма»:

1. Прораб Ванеев Петр Константинович.

Прораб Ванеев Петр Константинович прибыл с Цимлянского гидроузла, там он возглавлял работы по сооружению плотины Цимлянской ГЭС. Его прорабство было передовым. За образцовое руководство возведением Цимлянской плотины П.К. Ванеев награжден орденом Знак Почета и Почетной Грамотой.

Фото: Начало строительства,1952 год.
Фото: Начало строительства,1952 год.
​​​​​​

2. Десятник Попов В.Т.

3. Снегирев П. — секретарь парторганизации строительства гидроузла.

4. Солонский Иван Макарович — старший прораб участка гидромеханизации.

Фото: Старшего прораба Солонского Ивана Макаровича и десятник Николай Васильевич Бугаев.
Фото: Старшего прораба Солонского Ивана Макаровича и десятник Николай Васильевич Бугаев.

 

5. Марченко Н.  нач. планово — производственной части

6. Константинов — бригадир монтажников

7. Кудрявцев Александр Дмитриевич — сварщик

8. Команда земснаряда № 315 — начальник Сергиенко М.А.

Ветеран речного флота Морозов Юрий Владимирович вспоминал, чтоначальника земснаряда № 315 Михаила А. Сергиенко он знал. Семья Морозова Ю.В. жила в его квартире (напротив здания райкома КПСС, угловой 2-х этажный дом, кв.5, окна квартиры выходили во двор), Сергиенко М.А. уволился и с женой и детьми уехал из района.

9. Команда земснаряда  312 — начальник Захаров А.Г.

10. Терновский  главный механик участка гидромеханизации Константиновского гидроузла.

11. Патрик  начальник механической мастерской...

12. Бугаев Николай Васильевич — десятник

13. П.А. Лонжанский — начальник участка гидромеханизации

14. О.Н.Тихвинский — старший десятник.

15. Томашевский Иван — инженер-геодезист

16. Шалашный Николай — бульдозерист

17. Веревкин Владимир  скреперист

18. Сидоров Андрей  экскаваторщик

19. Закутнев Федор Тимофеевич (местный)  ответственный за стройматериалы

20. Сивашев Александр  Водитель «ЗИС- 150», 80 тыс.км прошел на строительстве Цимлянского гидроузле.

21. Корелин Василий — инженер по эксплуатации...

22. Ковалев Владимир  механик

23. Наумов Н. — геодезист

В марте умирает И.В. Сталин, а в апреле 1953 года в районной газете уже нет сообщений о строительстве!

Строительства второй ступени Нижне-Донской лестницы было остановлено до 1975года. Только через поколение пришли новые строители и начав завершили строительство- Константиновского гидроузла- второй ступени. Третья ступень — Кочетовский гидроузел прошел реконструкцию в 2008 году. Четвертая ступень — Богаевский гидроузел построят к 2020 году.

3. Константиновский гидроузел 1975-1982 гг.

          Один из руководителей стройки – управляющий трестом «Донгидрострой» В.Н. Бобров, начальник УПТК Н.И. Лавров,  инженер ПТО  В. А. Супрунов
Один из руководителей стройки – управляющий трестом «Донгидрострой» В.Н. Бобров, начальник УПТК Н.И. Лавров,  инженер ПТО  В. А. Супрунов

 

Фильм о строителях и строительстве Константиновского Гидроузла.

 

Качура Е., член Союза краеведов России.

г. Константиновск

Картинная галерея
Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал