Перейти к основному содержанию
Календарь краеведческих дат

ОББРЕХАТЬ — обругать.

ОБДОНЬЕ — прибережная полоса земель вдоль Дона.

ОБЛИЧЬЕ — лицо в высо­ком слоге, как физиономия.

ОБЛЫЙ (некр.) — круглый.

ОБМИШУЛИТЬСЯ — ошибиться, оскандалиться.

ОБРАДА — радость, нечто приносящее радость, отрада.

ОБРАТАТЬ — накинуть на голову коня оброть-недоуздок, приучить дикого коня к привязи.

ОБРОТЬ — недоуздок, род узды без удил с одним по­водом при содержании коня на привязи.

ОБТЁРХАННЫЙ — потертый, поношенный.

ОБЩЕКАЗАЧИЙ ЖУРНАЛ — литературно-исторический орган Правления Общеказачьей станицы в штате Нью Джерси, Фармингдейл (США). Первый номер его вышел в октябре 1946 г., причем стоимость издания целиком покрыл из своих средств Влас Данилович М а с л о в (ст. Грушевской). Некоторые последующие номера изданы также при помощи жертвенных вкладов нечиновных Казаков-патриотов. Напр., в 1947 г. № 1 г оплатил Демьян Георгиевич Матвеев (ст. Грушевской), № 3 — Николай Евдокимович Корольков (ст. Константиновской). а № 5 — Констан­тин Маркианович Алексеев (ст. Распопинской).

Через три-четыре года станица передала свой жур­нал в распоряжение Обще­казачьего Центра в США. После этого ответственным редактором стал С. Г. Елатонцев, изыскавший средства на его издание.

О. Ж. существовал до февраля 1954 г. и ликвидировался в связи с болезнью и смертью его редактора.

ОБЩЕКАЗАЧИЙ ЦЕНТР В США — Казачья органи­зация, по своему существу бытовая, объединившая в 1947 г. десятки эмигрантских станиц, хуторов и групп, преимущественно американ­ских. Все они вошли в О. на основах автономности.

Первоначальное правле­ние Центра состоялоиздвадцати делегатов, которые выделяли из своей среды Исполнительное Бюро с нес­колькими отделами: 1) отдел прессы — Общеказачий жур­нал с ответственным редактором С. Г. Елатонцевым; 2) отдел помощи Казакам в Европе и в Америке с адресным столом и общежитиями для прибывающих в двух домах Центра, приобретенныхим около Лейквуда (шт. Нью Джерси); 3) отдел организации фер­мерского поселка «Новая Кубань»; 4) отдел семинаров и дискуссий; 5) отдел библиотеки и архива, где было собрано много ценных книг, актов и других исторических документов, а особенно ма­териалов для эпохи Казачьей борьбы в гг. 1917-20; 6) от­дел кооперации, страхования и кладбищ; 7) отдел связи с американскими организация­ми, с общественными деяте­лями, благодаря помощи ко­торых долголетний председатель Центра С. Г. Елатонцев приобрел материальную поддержку для организации и для ее журнала, а также развил дело помощи Каза­кам в переселение их в США.

В 1952 г. О. Ц. имелдва больших собственных дома в шт. Нью Джерси и располагал оборотным капи­талом в 10 тыс. долларов (Общеказачий журнал № 17).

В 1953 г., вследствие болезни С. Г.. Елатонцева, председателем Центра был избран П. Д. Гульдиев, ко­торый однако вскоре пере­дал этот пост полковнику В. В. Черешневу. В следую­щем году прекратилось из­дание Общеказачьего журнала, О. Ц. формально про­должал существовать, но ог­раничился весьма незначи­тельной деятельностью. От 1965 г. состоит в близком контакте с новообразовавшимся Казачьим Националь­ным Представительством за Рубежем.

ОБЪЕДИНЕННЫЙ СОВЕТ ДОНА, КУБАНИ И ТЕРЕКА — образован 14 января 1921 г. после отхода в эмиграцию, по соглашению атаманов Донского, Кубанского и Терского в Константинополе. Декларация оего учреждении явилась слабым отголоском мощного стремления казачьих представи­тельных учреждений, Кругов и Рад, к безусловному объединению всех Казаков в границах федеративного Казачьего государства. Однако составители декларации вне­сли отчетливо фальшивые тона уже в ее первый пункт: «Впредь до образования Российской общегосударствен­ной власти, Дон, Кубань и Терек, сохраняя неприкосно­венными свои конституции, по вопросам внешних сно­шений, военным, финансово-экономическим и общеполитическим, действуют объединенно».

Но в упомянутых здесь конституциях Круги и Рада провозгласили образование казачьих республик и Объе­диненного Казачьего госу­дарства без всяких оговорок «впредь до». Декларация атаманов вносила эту поп­равку произвольно, не указав также, о какой Россий­ской общегосударственной власти идет речь.

Второй пункт гласил: «Все вопросы, указанные в пункте первом, разрешаются в О. С. Д. К. Т., в состав которого входят выборные Войсковые атаманы и пред­седатели правительств».

Пункт третий: «Все сношения, исходящие от О. С. Д. К. Т., производятся одним из атаманов по уполномо­чию Совета».

Пункт четвертый: «Развитие настоящего соглашения производится путем дополнительных частных сог­лашений».

Так же странно выглядит пятый и последний пункт: «Настоящее соглаше­ние имеет быть внесено на Утверждение Больших Войсковых Кругов и Краевой Рады. но вступает в силу по его подписании». Если сог­лашение требовало утверж­дения парламентами, оно не должно трактоваться иначе как законопроект и не мо­жет вступать в силу сразу по подписании его учредителями.

Декларация была под­писана Донским атаманом генерал-лейтенантом А. П. Богаевским, председателем Донского правительства генералом-майором Апостоловым, Кубанским атаманом генерал-майором В. Г. Науменко, председателем Кубанского правительства Д. Скобцовым, Терским атаманом генерал-лейтенантом Г. А. Вдовенко и председателем Терского правительства Е. Букановским.

В условиях эмиграции, после законченной воору­женной борьбы с коммуни­стами, образование О. С. Д. К. Т. не имело бы практического значения даже в том случае, если бы были соблю­дены все формальные требования. С нарушением же элементарного правопорядка он остался частным предприятием лиц, его основавших.

ОБЫДЕНКИ — в один день, с утра до вечера.

ОБЫКНОСТЬ — привычка, обыкновение, обычай.

ОБЫКНУТЬ — притерпеть­ся, привыкнуть.

ОГАРНОВАТЬ — успешно закончить дело.

ОГЛУМ — болезнь лошади, нарушение нормальных фун­кций мозга; заболевшая лошадь перестает есть, не слу­шается повода, а безсознательно движется по прямой линии, натыкаясь на заборы и стены, бьется о них голо­вой и грудью. Казаки называют оглумом также челове­ка. поступающего необдуманно, идущего напролом не разбирая пути и средств.

ОГНЕВИЦА — лихорадка, горячка.

ОГРЕБАТЬСЯ — грести одним веслом.

ОДЕЖДА КАЗАЧЬЯ — к нашему времени во многом изменилась по сравнению с национальными фасонами древности, которые почти целиком вышли из употребления. У женщин они уступили место общеевропейским модам, а у мужчин заменились военной формой. У на­ших женщин эти перемены стали намечаться уже в пер­вой половине прошлого столетия. Придворный врач Д. К. Тарасов посетивший Новочеркасск вместе с им­ператором Александром Первым, записал в своих воспо­минаниях: «Его величество, заметив, что много донских дам были не в национальном донском наряде, а в платьях и костюмах немецких и французских, приказал ба­рону Дибичу купить доро­гих шелковых и парчовых материй для подарка донским дамам, с тем, чтобы они непременно носили свое национальное платье, т. е. кобелекии казацкие голов­ные уборы» (Русская Старина 1872 г., т. 6, стр. 106).

О том же пишет другой русский сановник этого же времени генерал Михай­ловский-Данилевский: «Женщины пожилые почти все были одеты в национальном платье, состоящем из капота с длинными рукавами, который застегивают у самого подбородка», «Напротив того молодые перестали носить национальное платье» (Русская Старина 1877 г., т. 7-9).

Так, в некоторых слу­чаях, воля государей, дейст­вительно, реставрировала ка­зачью старину, но в отноше­ния к Казакам-воинам ее роль оказалась иной: в результате правительственных постановлений наш мужской национальный костюм был вытеснен из жизни военной формой, придуманной в ми­нистерстве. Казаков сделали «картузниками», заставив сменить привычные папахи на фуражки общеармейского фасона, вместо бешметов введены русские рубахи-гим­настерки, а чекмени заменены серыми шинелями. На шароварах появились лампа­сы, украшение не характер­ное для казачьей националь­ной одежды.

Таким образом, к наше­му времени мужская О. К. слагаласьиз остатков нацио­нальных фасонов и военной формы, которуюКазаки должны были приобретать на свои средства и донашивали дома и которая не мо­жет считаться одеждой на­циональной (см. НАЦИО­НАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КА­ЗАКОВ).

ОДИНАДЦАТЫЙ ДОНСКОЙ КАЗ. ПОЛК — действительной службы сфор­мирован на кадрах № 26 полка; имел Георгиевское знамя за Чолнок 1854 г., знаки отличия на головные уборы за войну 1877-78, белевые петлицы. Почетный шеф — генерал от кавалерии граф Денисов.

ОДНОДВОРЦЫ — особый класс военных земледельцев, живших на окраинах Московии и обязанных нести охрану пограничья. Правительство давало О-цам небольшой земельный участок и одну семью (двор) крепо­стных крестьян для его об­работки. Право владеть крепосными О. сохраняли до 1840 г. В актах ХVI-ХVII ст. встречаются и Казаки-однодворцы с московских окраин. Впоследствии многие из них перечислены в одноизКазачьих Войск или переселены на Кавказскую Линию.

ОДНОСУМ — однолеток и сослуживец по полку; понятие О. сохраняется с того времени, когда каждый десяток в казачьей служилой сотне вел свое отдельное хо­зяйство и возил провиант на вьючной лошади в сумах.

ОЖЕРЁЛОК — воротник рубахи.

ОЗЕМЕЙНЫЕ — особое правовое состояние Казаков неспособных к военной службе, на Дону в XVIII в.; к О. причислялись и те «новопришлые» Казаки, которые не подлежали обратной высылке в Россию. Оставаясь на Дону легально, О. состав­ляли в казачьих городках особую группу землевладель­цев. Они не зачислялись в казачьи службы и не могли участвовать в дележе царского жалованья, но зато получали право пользования станичной юртовой землей, были производителями продуктов питания. Однако, для экстренных случаев, когда всем надо было выступать для обороны от нападения, О. тоже должны были обладать исправным оружием. В обычное же время, вместо военной службы, они вы­полняли станичную и общевойсковую, натурально-трудовую повинность. Кроме того, от 1765 г. О- выплачи­вали в казну Войска подуш­ную подать. Иногда среди них попадались и неказаки: так по актам Ростовского архива, в 1767 г. вольный человек Борис Егоров про­сил Войсковое правление, чтобыему позволили «с протчими иностранцами приписатца в Среднюю станицу в оземейные».

Станичное общество разрешало О-ным пользоваться трудом приписных к станице крестьян и жениться на казачьих вдовах и деву­шках, даже в тех случаях, если они не были природ­ными Казаками. Таким сме­шанным семьям всегда отда­валось предпочтение перед другими иногородними и молодежь, родившаяся и выросшая в них легко приоб­ретала все казачьи права. С другой стороны, казачьи де­ти с физическими недостаткамиили по другой причи­не неспособные к строю, перечислялись в О.

На Дону число О-ных постоянно увеличивалось за счет пришлых Днепровских Казаков. По приказу Военной Коллегии в конце XVIII века, ими иногда пополнялись донские полки и тогда они автоматически приобретали на Дону все гражданские права на казачьем по­ложении. Не попавшие в эти наборы, расселились по сло­бодам и составили часть ко­ренных иногородних. (По данным кн. А. П. Пронштейн, Земля Донская в XVIII веке).

ОЗЕРИНЫ (дон.) — ст. Бе­резовской; 1) Алексей Лав­рентьевич, в 1930 г., как рас­кулаченный, выслан на север России в спецпоселок «Ост­ровки» Архан. губ. со всей семьей; 2) Борис Николаевич, в марте 1922 г. взят чеки­стами по пути в хут. Лавягин у «Кургана с яблонькой» и расстрелян около берега р. Медведицы. Его палачи: Алексей Мартынов, Алек­сандр Куликов (сын Маши-чесалки) и Егор Дроник.

ОЗНОБИШИН Е. — член Российской Императорской Академии Наук. Узнав Ка­заков’ и их историю основа­тельнее, был Неудовлетворен русской версией о происхождении их от беглых московских холопов. В одной из статей, на страницах га­зеты «Донские Ведомости» 1876-77., академик О. писал: «Басня, переданная Броневским о беглых москвичах, основавших Донское Казачество, не имеет основания и не выдерживает никакой критики». Почти обиженный за наших предков, он тогда же выдвинул новую версию о том, что в создания каза­чьего общества на Дону крупную роль сыграли беглецы из Новгорода, явившиеся туда после разгрома их города Иваном Третьим и Иваном Грозным. Однако, серьезно обосновать свое предположение О. был не в состоянии за отсутствием на то исторических данных (см. слова БРОНЕВСКИЙ и НОВГОРОДЦЫ).

ОКАВАЛОК — кусок, ло­моть.

ОКАТ (некр.) — склон, ко­согор.

ОКРУГА — до 1920г. адми­нистративные районы в ка­зачьих землях (см. ОТДЕ­ЛЫ).

ОКРАЙНИЦА — полоса от­крытой воды вдоль берега замерзшей река.

ОКУЛИЧ Иосиф Константинович (енис.) — рожд. 1871 г.; ученый агроном, чиновник Министерства Земледе­лия. Отбыл несколько ко­мандировок заграницу и ста­рался перенести европейский опыт на Сибирскую почву; содействовал возникновению и расширению кооператив­ных организаций. После ре­волюции 1917 г. состоял главноуполномоченным Сибирского Союза маслодельных артелей, а в 1919 г. вы­ехал в США дипломатиче­ским представителем адмирала Колчака. Оставшись в эмиграции, опубликовал ряд статей по экономическим и социальным вопросам, воз­никшим в России с револю­цией и выражал уверенность, что после падения соввласти «централизованной монархической или республиканской России уже не будет. Окра­ины захотят жить возможно самостоятельно. Поэтому надо допустить, что Россия в целом создаст широко развитой федеративный строй; в противном случае она понесет большие территориальные потери». Так писал он в 1946 г. (Общеказачий жур­нал, январь 1947 г.). О. умер В Канаде 21 января 1919 г.

ОЛЕНЬ — парнокопытное животное, название которого на языках персидском — «сака», осетинском — «саг» и на чеченском — «сай» заметно связано с отмеченными историей прозвищами Скифов  «Сака» и «Сайи» (см. ЕЛЕНЬ).

ОМАХОМ — с размаху.

ОНИЩЕНКО Василий Афанасьевич (куб.) — рожд. 1895 г., ст. Кардоникской; участник борьбы за Казачью Идею в гг. 1918-20 и Второй Мировой войны на стороне противников СССР; умер эмигрантом 28 августа 1957 г. в г. Инсбрук (Австрия).

ОНИЩЕНКО Ефим Андреевич (куб.) — рожд. 1894 г., ст. Пашковской; участник борьбы за Казачью Идею, вахмистр; ушел в эмиграцию и в 1957 г. умер во Франции.

ОПРИЦ Илья Николаевич — род. ок. 1888 г., генерал и последний командир Лейб-гв. Казачьего полка. Происходил из чиновной семьи иностранного происхожде­ния; в первый офицерский чин был произведен в 1906 г. из камер-пажей Пажеского корпуса; пожелал служить в казачьей гвардии и в ее рядах провел всю жизнь. Находясь в эмиграции, ген. О. проживал в Париже, со­стоял председателем Объединения Лейб-Казаков и умер там же 25 августа 1964 г.

ОРГУЗИУС или ОРГУКСИУС — на древне-генуэзском диалекте итальянского языка так назывались судьи и судебные чиновники (А. А. Васильев, Готы в Крыму. Прим. на стр., 204 англ. перевода); В Уставе для черноморских колоний Генуи (1449 г.) так называются и казачьи ата­маны. Это слово, может быть, взято от Половцев.

ОРДЫНСКИЕ КАЗАКИ — Русский генерал-майор А. И. Ригельман, написавший Две книги по казачьей истории и от 1740 г. общавшийся с Казаками на Днепре, Дону и Тереке, говорит в «Летописном повествовании о Малой России»: «Когда Татары, под предводительством хана своего Батыя, в 1240 г. взяли Киев, оной до основания разрушили и всю тамошнюю страну опустоши­ли, и был град оной со все­ми облежащими местами пуст, тогда и Казаки отторгнулись от державства Российского и оставались под властию Татар». В подтвер­ждение этих слов Ригельман указывает и «Примечание к Татарской Родословной истории о Казаках, живущих в стране, как Татары имену­ют, Кипчакской, т. е. на землях тех же самых, лежащих между рек Тин или Танаис и Бористен, ныне жеименуемых Доном и Днепром».

Эти Казаки, которых Ригельман, копируя древние источники, называет иногда Косаками, до времени «державства Российского» состав­ляли коренное население Томаторкани. Только после смерти ее государя Мстисла­ва Храброго (1036 г.), Яро­слав киевский «покорил под свою власть Косаков,. которык прежде больше всех опасался» Ригельман).

Однако эти связи с Ки­евом оказались некрепкими. При первом появления Мон­голов в 1223 т. степные пле­мена Касаков или Казаков оказались на их стороне испособствовали поражению объединенных русско-половецких сил. Русские летопи­си укоряют по этому пово­ду казачье племя Бродников и их вождя Плоскыню.

После 1240 г., когда все Восточные Славяне стали данниками Золотой Орды, степные казачьи земли и Приазовье, на Дону и на Днепре попали в границы татарской империи. По ти­пу, привычкам и роду жизни Казаки мало отличались от других степных народов, переходящих из кочевого в оседлый быт. В царстве хана Бату они оказались, наравне с Половцами-Кыпчаками, своими людьми. Ставши от первой встречи с Монголо-татарами их союзниками. Казаки имели возможность беспрепятственно проживать на прежних местах оседлым военным народом. Ханы современем поручили им надзор за отдельными участками северной и западной гра­ниц. Земледельцы же изихсреды должны были доставлять Татарам плоды своих трудов. В Ипатьевской летописи сохранилась часть записи о казачьем племени Болоховцев (под № 1241 г.). Да­ниил Галицкий «на не болшую вражду держа, яко от Татар болшую надеждуимеаху», а к тому же еще, за­воеватели не тронулиих го­родков и поручили Болоховцам «даим орютъ пшеницу и проса».

Эти новые «татарские люди» издавна были христи­анами, а первые ханы не притесняли инаковерующих. В 1261 г. киевский митрополит Киприан, по предложению хана Беркая, основал в городе Сарае епископию для ордынских христиан. Одно время ее центр находился в Переяславе и тогда епископы носили титул Саранских и Переяславских, но потом его. пришлось перенести назад в Сарай и епископы стали на­зываться Саранскими и Подонскими. Богослужения в храмах совершались на церковно-славянском языке, а деловая переписка с митро­политами на языке русском.

Оседлое казачье насе­ление выставляло очередные ополчения, которые распола­гались на границах или при­нимали участие в походах на запад, ноиз его же сре­ды выходили своевольные и подвижные группы, совершавшие самостоятельные набеги на соседей. Может быть, поэтому в Литве и в Поль­ше о Казаках сложилось представление, как о племени мало зависавшей от ханов и составлявшем как бы отдель­ную орду.

Таким образом, все Казаки могли долгое время считаться ордынскими. Иск­лючение составляли только те, что скрылись в горах ме­жду Кабардинцами (зто будущие Гребенцы и Горские Казаки), но иногда и они привлекались на службу отдельным ханам. Старинный русский историк Болтин пи­шет: «В 1282 г. Баскак та­тарский Курского княжения» призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населилимиСлободы под именем Каза­ков«. Но служба в этой об­ласти оказалась им не по ду­ше и они ушли в Канев «к Баскаку, который назначил им место к пребыванию ни­же по Днепру. Тут они по­строили себе городок, или приличнее острожек и назвали Черкасы, по причине, что большая частьих была породою Черкасы» (листки основной Лаврентьевской летописи за этот год, по какой то причине, бесследно исчезли). Но Черкасами назывались и тогда и после также Казаки, вышедшие с. Кавказа. По персидской географии Гудуд ал Алэм (982г.), северо-западная часть Кав­каза называлась «Землей Касак», а источники более по­здние (Герберштейн, Матвей из Мехова) указывают, что в Пятигорье проживали и Черкасы христиане, говорившие на славянском диалекте.

В Ермолинской летописи под годом 1445 значится: «тое же весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи Казаков». Без сомнения, речь здесь идет о стране Черкасской, о том самом Пятигорье. В ином случае, по правилам древнего слога, стояло бы «послали в город в Черкасы».

В то время, когда бас­как призвал Казаковиз Пятигорья, правителем запад­ных областей царства Золо­той Орды или Дешт и Кыпчак был темник Нагай. Казаки в его войсках играли заметную роль и, по мнению казачьего историка Е. П. Са­вельева (История Дона), своими подвигами способство­вали росту его военной сла­вы. Современник Нагая, Грек Пахимер (История императоров Михаила и Андроника) расска­зывает, что темник сумел основательно отатарить ме­стное население днепровско-донецких степей. Там все стали носить татарскую оде­жду, переняли татарские обычаи, язык и все вместе стали так сильны, что легко разбили войска хана, пытав­шегося принудить их к по­слушанию.

После Нагая, при крым­ских ханах Гиреях, О. К. вы­ступают, как Казани Пере­копские и Белгородские. Из них же набирались отряды охраны черноморских коло­ний Генуи. В уставе колоний предусмотреныих права и обязанности.

В известную эпоху та­кими же ордынскими мож­но считать и Донских Каза­ков. О них можно многое узнатьиз посланий москов­ских митрополитов к приходам Червленного Яра на Среднем Дону (от начала XIV в. до 1560 г.). Об уча­стии этих Казаков в Куликовской битве говорит извлечение из какой то старинной летописи, сохранявшееся в записях Вкладной книги часовни на Лубянке в Москве: «Там в верховьях Дона народ христианский воин­ского чину живущий, зовомии Козаци», выступил по стороне Московского князя Дмитрия Донского, «с радостию стретающа его со свя­тыми иконами и со кресты, поздравляюще ему о избав­лении своем от супостатов и приносяща ему дары от своих сокровищ, иже имяху у себя чудотворные иконы в церквах своих». Запись во Вкладной книге Донского монастырях говорит и об участии их в самой битве: «Того ради последи прославися образ Пресвятыя Бого­родицы Донския, зане к ве­ликому князю Димитрию Ивановичу Донские Казаки, уведав о пришествии благоверного вел. князя Димитрия Иоановича в междуречьи Дону и Непрявды, вскоре в помощь православному воинству пришли бяше и сей Пречистыя. Богоматери образ в дар благоверному вел. князю Димитрию Иоановичу и всему православному воинству в сохранение, а на побеждение агарян вручиша».

Пишет об этом и Крат­кая Московская летопись, ко­торая, по словам Ригельмана, «напоминает нам, что перед сражением Московского вел. князя Дмитрия Ивановича с Мамаем, поднесена ему Донскими Казаками икона Донская». А в родословной Татарской истории он же находит: «Когда татарская сила начала упадать, то Казаки, видя, что Россияне на­чали явно противиться Татарам, также напали на них всеми своими силами».

Причиной этих высту­плений послужили междоусобия наступившие в царстве Дешт и Кыпчак, борьба всех против всех и вытекающие из этого постоянные насилия со стороны враждующих между собою татарских улусов.

Когда начались столкновения между разными претендентами на главенство в империи, ханы особенно стали привлекать к себе на службу многие казачьи роды. Они формировалиизних свои дружины и ценили Казаков не меньше, чем своих знатных родственников, огланов, князей и мурз. В XV в. О. К. составляли многочисленный социально-пле­менной слой в друживших между собою Крымской и Нагайской ордах. В то время как Донские Казаки вынуждены были оставить ок. 1395 г. берега своей реки, Перекопские, Белгородские, Нагайские и Азовские Казаки оставались с Татарами до прихода на северные берега Черного моря завоевателей Турок. Тогда О. К. оставили ханов, признавших власть турецкого султана, пе­рекочевали к границам В. Княжества Литовского, а частично и к ушедшим раньше на московские «украйны» Донцам.

Это произошло в конце пятнадцатого столетия, а через полвека все они начали дружное возвращение на те днепровские и подонские юрты, которыми владели при Татарах и которые испокон веков считали своим «Присудом».

Судя по Запорожцам и всем жителям Дона, Терека и Урала, О. К., за небольшим исключением, живя среди Татар, сохранили свои Прежние внешние и духов­ные черты. В массе своей они пришли назад на Старое Поле христианами с древнеславянской речью, на кото­рой все же несколько отложилось влияние татарских диалектов.

ОРЕНБУРГ — администра­тивный центр Оренбургско­го казачьего Войска; в прош­лом столетии значительный пункт меновой торговли с купцами прибывающими из Кашгара, Хивы, Бухары и Ташкента. В начале нашего века, свыше 80 тыс. жителей, 10 лечебниц, 6 библиотек, 14 средне-учебных заведений, в том числе военное учили­ще и женский институт, 25 низших школ; переработка продуктов кочевого ското­водства и сталелитейная промышленность.

Город О. основан в 1735 г" сначала при впадении в реку Яик ее притока Орь, от которого и пошло его название. На яицкой погра­ничной линии, основанной губернатором И. И. Неплюевым, этот укрепленный го­род должен был охранять левый фланг. Линия тянулась от Каспийского моря вдоль Яика (р. Урал) до Уральских гор.

Однако место, где пер­воначально заложен город, было признано неудобным и потому власти порешили в 1742 г. перенести О. в угол, образованный при слиянии Яика с притоком Сакмарой. На старом месте остался г. Орск.

Первоначальное населе­ние укрепления составилось из строительных рабочих и гарнизона. Старания прив­лечь сюда гражданских жи­телей долгое время остава­лись безуспешными. Несмо­тря на предложенные преи­мущества и льготы в торговле, даже купцы не спешили прибывать из России на эту отдаленную окраину с суро­вым континентальным кли­матом, с опасным соседством непокоренных еще кочевников. Под конец правления Неплюева, т. е. к 1758 г., в городе числилось всего 29 купцов, явившихся сюда по­сле длительных уговоров и некоторого принужденияизУфы и Самары. Торговые люди из Центральной России присылали на торги только своих приказчиков, а сами еще не решались при­езжать в О.

Коренным славянским населением этого края были одни Яицкие Казаки. В новый город к ним добавили Волгских Казаковиз под Самары, а также некоторое количество городовых Каза­ков из Уфы. Так что О. в начале был преимущественно казачьим городом. Несколько позднее для работы на промыслах и заводах сюда стали сгонять сотни государственных крестьян. В 1760 г. в городе, в казачьей слободе и в рабочем поселке насчи­тывалось 2866 домов при де­вяти церковных приходах. Казаки занимали также укрепленный меновой двор, вынесенный недалеко в степь с амбарами для товаров и да­же с церковью.

Все Казаки, оказавшие­ся в границах новообразо­ванной Оренбургской губер­нии были сведены в служи­лое Войско, с Наказным ата­маном во главе. Войсковой штаб помещался в О., кото­рый со временем стал также одним из уральских горнопромышленных центров. После революции и торжества советской власти город потерял свой казачий характер и переименован в Чкалов.

ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗА­ЧЬЕ ВОЙСКО — казачье военное общество, созданное по проектам обер-секретаря Правительствующего Сената И. К. Кирилова и оренбург­ского губернатора И. И. Неплюева.

Завоевав Казанское царство (1552 г.) русские полу­чили возможность продви­гаться и дальше на азиатский восток. В 1574 г. царский воевода Иван Нагой с Прикамскими Казаками продви­нулся на р. Белую и осно­вал там Уфимское укрепле­ние, В 1586 г. заложен го­род Самара (теперь Куйбы­шев), причем первоначальное его население составили Волгские Казаки, военнопленные «немцы» и выселеннаяиз Литвы «смоленская шляхта».

В начале XVIII века Русское правительство принялось осваивать особенно энергично земли вдоль верховьев реки Яика (Урала), вместе с примыкающими к ней отрогами Уральских гор и с кочевыми степями. До этого времени там повсюду размешались вольные Башкиры, но они почти без сопротивления позволи­ли Русским основать вдоль Яика, Верхнюю пограничную линию с укрепленными городками, Магнитная, Орск (1735 г.) и Оренбург (1742 г.).Не противодействовала они и переселению на эти земли десятков тысяч новых жителей.

Таким образом, была учреждена Оренбургская гу­берния, охватившая провинции Уфимскую, Ставрополь­скую, Исетскую и Оренбургскую. Исетские Казаки получили большое пополнение Камскими и Уфимскими, к которым сразуже добавили Волгских из под Самары вместе с группами «смолен­ской шляхты» и тех военнопленных иностранцев, которые оказались в районе Самары в результате Ливонских походов.

В 1755 г. последовал указ об учреждении О. К. Войска, причем старшинство его службы стали вести от 1574 г., т. е. от того времени, когда новый Уфимский го­родок занял казачий гарнизон.

К основным кадрам О. К. Войска стали также добавлять служилых Казаков из западно-сибирских горо­дов, с Верхнего Дона иизТамбовской провинции. В следующие десятилетия сюда же попало не мало Запорож­цев и штрафных с Нижнего Дона. Верстались в «казачьи службы» и некоторые сол­датыиз местной ланд-милиции, так же как прежние хозяева этой земли Башкиры и Нагайцы. Среди Каза­ков оказался и хотон Кал­мыков, расселявшихся поихстаницам. Поощрялся пере­ход магометан и буддистов в православие, но очень мно­гие оставались в прежней вере, а если и переходили в православие, то толькопонаружности и понимали его очень своеобразно. Но без сомнения, совместная служба с природными Казаками в полках и на Линии стала отражаться на духовном складе недавних кочевников, хотя до наших дней все они по духу, быту и языку ос­тавались только ответвлениями своих прежних народно­стей.

Казачье население располагалось по станичным городкам и поселкам. Край оказался богатым изобиль­ными рудами, солью и даже золотоносными песками. Когда здесь стала развивать­ся промышленность, то сюда направили тысячи русских рабочих основавшихся на жительство при городах и вокруг промышленных пред­приятий. Отдельно жили также мусульмане, оставши­еся вне «казачьей службы».

Казаки должны были нести постоянную службу охраны пограничья. Но кро­ме этого, они имела возмож­ность заниматься земледелием и скотоводством, хотя этот богатый пространствами край никогда не отличался изобилием, благодаря малоурожайной почве и засуш­ливому климату. Хлеба сея­лись преимущественно яро­вые. По той же причине малодоходным было и скотоводство. Мелкий рогатый скот овцы, козы способствовали развитию рукодельного производства, известных оренбургских изделий из шерсти, платков, шалей, вуалей и перчаток.

В старое время хозяева пахали землю, где кто хотел, а к распределению земельных фондов приступили только в конце прошлого столетия. Тогда для кочевников выделили «миллионный отвод», определили за­пасные войсковые земли, обозначили юрты станиц, поселков и деревень. Первона­чальный земельный пай Казака состоял из 15 десятин. До завоевания Турке­стана главной задачей Каза­ков оставалась охрана ново­приобретенных областей от набегов азиатских кочевников, при постоянной службе на редутах и пикетах.

В 1758 г. положение о Донских Казаках распространено и на О. К. В..

Во время восстания Пугачева Оренбургские Казаки оставались от него в сторо­не, отстояли Оренбург от осады Пугачевцев, а некото­рые их полки помогали ус­мирению в составе русских отрядов.

При продвижении России на юго-восток, О. К. В. понесло много кровавых по­терь В то же время некоторые полки Оренбургцев, уже от конца восемнадцатого столетия высылались на за­пад и участвовали в войнах России с Французами и Турками.

В 1819 г. артиллерия О. К. В; сведена в две конно-артиллерийские роты №№ 10 и 11.

В 1842 г. к Войску причислены Калмыки, обретав­шиеся в пределах Оренбургской губернии.

После того как Русские продвинулись в глубину Средней Азии, Казаки О. К. В. переведены с терри­ториальной службы к отбы­ванию воинской повинности на обще-казачьих основани­ях в иррегулярных полках, со своим конем, сбруей, холодным оружием и обмундированием.

По статистическим данным 1894 г. во всех трех отделах Оренбургской губернии проживало ’Казаков общим числом 350.614 душ об. пола. Они размещались в 44 станицах; иногородних было по городам 17 тыс., а маго­метан вне «казачьей службы» — 31.872 души. Через 20 лет на фронт Мировой войны О. К. В. выставило в Русскую армию 18 конных пол­яков, 2 отдельных и 6 запасных сотен, 3 пеших команды и 7 шестиорудийных батарей.

Оренбургские Казаки давали высокий процент грамотности. В начале нашего века в казачьих городах и станицах былоуже 452 учебных заведения, в средних.. школах за счет Войска обучалось 168 юношей, а 12 студентов русских высших школ получали стипендия из войскового капитала. В Оренбургском казачьем училище готовилась к производству в офицеры молодежьиз всех тех Войск, у которых не было своих военных училищ.

О. К. В. призвано к жизни, как военное меро­приятие русского правительства, но несмотря на это, несмотря на разноплеменность его состава, в 1917 г. после революции Оренбурские Казаки оказались единодушной и крепко спаянной общественной организацией. Как и Войска, образовавшиеся в процессах самостоя­тельного общественного развития, они возвратились к древнему казачьему народо­правству, возродили Войсковой Круг, избрали Войскового атамана, не признала власти большевиков.

Весной 1918 г. они начали повсеместные восстания против засилия красной гвар­дии. В средине июня в Орен­бург возвратился с партизанами атаман Дутов, отходив­ший на время в Тургайские степи, началась жестокая борьба за идеалы казачьего народоправства. При недо­статке оружия и огнестрель­ных припасов, Оренбургцам приходилось оборонять свои земли и со стороны Волги и со стороны Туркестана. Когда армия адмирала Кол­чака отошла за Урал, от­крылся еще один фронт — Северный, Тогда О. Казакам пришлось оставить свой край и отступать на восток в Тя­желом зимнем походе через всю Сибирь. В марте 1920 г. остатки О. К. Войска ушли в пределы Китая или про­бились в Приморскую об­ласть на Дальнем Востоке. Оставшиеся дома пережиливсе беды, выпавшие на долю Казакам при соввласти.

ОРЕНБУРГСКОЕ КАЗАЧЬЕ УЧИЛИЩЕ — военная школа для подготовки к офицерскому чину; до 1909 г. называлось Оренбургским Окружным юнкерским учи­лищем, после чего переформировано и переведено на программу кавалерийских военных училищ империи. Постоянный штат строевых начальников и преподавате­лей занимался обучением конной сотни юнкеров, 120 человек со своими вахмистром и урядниками (портупей-юнкерами). В училище при­нимались молодые люди всех казачьих Войск, кроме Дон­ского, которое имело свои военные школы, причем Оренбургцы имели 36 вакан­сий, Кубанцы — 18, Терцы — 12, а Уральцы, Астраханцы и все Сибирские Войска раз­бирали остальные 54 вакан­сии. Соответственно распределились и расходы по содержанию училища, покрывавшиеся каждым Войском.

Юнкера с законченным средним образованием принималисьбез экзамена и проходили полный курс обу­чения в два года, а лица с правами вольноопределяю­щихся второго разряда про­ходили предварительную проверку званий в конкурс­ных экзаменах и оставались один год в подготовитель­ном общем классе. Прошед­шие успешно полный курс военно-теоретической и строевой подготовки, выпу­скались по первому разряду и производились в чин хо­рунжего; окончившие по второму разряду, выпускались в полки со званием подхо­рунжего, но с правом про­изводства в первый офицерский чин, по истечении установленного срока.

Юнкера были одеты в форму подобную оренбург­ской: длинную кавалерий­скую шинель, черную папа­ху с синим верхом или фу­ражку с черным верхом и синим околышем, короткий черный однобортный на крючках мундир, по фасону сходный со старинным каза­чьим бешметом, темно-синие шаровары с синими же лам­пасами, сапоги на низком каблукеи шпоры; погоны красные, обшитые серебряным галуном.

Во время ПервойМировой войны О. К, У. производило подготовку уско­ренных выпусков с произ­водствам в чин прапорщика. После революции 1917 г. и Октябрьского переворота, училище принуждено было на время оставить Оренбург, занятый большевиками, и отойти в полном составе в г. Уральск. Оно возвратилось в свои казармы в июле 1918 г., но в январе след. года должно было отступать навосток вместе с армией ад­мирала Колчака, как строевая часть. Во время восста­ния большевиков в г. Иркутске О. К. У. перестало существовать. (По данным полк. Елисеева, Родимый Край №№ 21 и24).

ОРЕНБУРГСКОЕ ОКРУ­ЖНОЕ ЮНКЕРСКОЕ УЧИЛИЩЕ — учреждено в 1868 г. для подготовки к службе в офицерских чинах.

В сотню юнкеров на трех­годичный курс обучения принимались, кроме Донцов, Казаки всех Войск, имевшие образование не ниже 4-х классов средней школы. До 1904 г. окончившие курс выпускались в полки со званием подхорунжего; они про­изводились в чин хорунже­го после годовой беспороч­ной службы. От 1904 г. юн­кера становились офицерами сразу по окончании курса; старые правила производства сохранялись для окончивших по второму разряду. В 1909 г. О. О. Ю. У. перешло на по­ложение" принятое для всех военных училищ империи и стало называться Орен­бургским Казачьим учили­щем,

ОРЖАНЕД — поле после ржи.

ОРЛОВ Василий Петрович (дон.) — боевой генерал, уча­стник Суворовских походов, Донской атаман.

После смерти Екатери­ны II, новый император Па­вел I уволил всех начальников, пользовавшихся распо­ложением кн. Потемкина, а в числе их и Донского ата­мана А. И. Иловайского. На его место в апреле 1797 г. был назначен ген. Орлов.

Через месяц новый атаман представил государю доклад, составленный еще при Иловайском, о расфор­мировании учрежденного Потемкиным Донского Гражданского правительства.

Оно и было уничтожено, а функции его переданы восстановленной Войсковой Канцелярии, где все вопросы решались атаманом «с наличными старшинами».

5-го августа 1797г. атаман О. подписал приказ, чтобы все хутора и слободы, основанные богатыми Казаками и старшинами и насе­ленные пришлыми «малороссиянами», были снесены в двухмесячный срок. Это ме­роприятие отвечало желаниям всех станичников. Но че­рез две недели после этого, он разослал «Наставление» станичным правлениям, ко­торое составил не считаясь с народным мнением. Будучи крупным военачальни­ком, атаман О. в управление краем вводил суровую палочную дисциплину, при­нятую тогда в России. «На­ставление» лишало станичников права свободно выби­рать угодныхим атаманов; назначив желательного кан­дидата, они должны были предоставить своему сыскно­му начальнику (в будущем — Окружному атаману) окон­чательное заключение о его годности. Станичным атама­нам и степенным (подписным) старикам «Наставление» предписывало точно и без замедления выполнять все предписания высшего на­чальства, а рядовым Казакам предлагало всегда помнить, «что в прежние времена они имели великое уважение, как к старшинам, так к старшим и почтенным людям, а потому: «чтобы по насылаемым от высшего начальства пове­лениям никто не смел на сборах в противоречие кричать», а «ежели ж кто на это отважится, таковых станищному атаману и старикам, не выходя со сбора, там же наказывать, на страх другим, плетьми» (А. П. Проштейн, Земля Донская в XVIII веке).

По указу императора от 12 января 1801 г., атаман О. выслал в поход на Ин­дию 40 полков «о двуконь» и две артиллерийских роты, в общей сложности 25 тыс. Донцов, под командой ген. А. К. Денисова. Они были возвращены с пути после на­сильственной смерти Павла I, при чем новый император Александр I 15 сентября того же года уволил Войско­вого атамана О-ва, а на его место назначил генерала М. И. Платова.

ОРЛОВ-ДЕНИСОВ Васи­лий Васильевич (дон.) — граф, генерал-адъютант; род. в 1775 г.; сын Донского ата­мана В. П. Орлова; его дед со стороны матери графини Денисовой не имел сыновей и по высочайшему разреше­нию он передал свой граф­ский титул сыну дочери. От этого времени Орловы стали именоваться Орловыми-Денисовыми.

В 1788 г. молодой граф О.-Д. зачислен рядовым в полк отца и начал царскую службу на турецкой границе, где скоро получил чин сотника; в 1794 г. переведен в полк Краснова и принял уча­стие в Русско-польской войне; в 1799 г. состоял уже в чине полковника, двадцати четырех лет отроду; в 1806-07 гг. действовал со своим полком против Французов и отошел в Россию, после поражения русских войск под Фридландом. В 1809 г., бу­дучи генерал-майором, наз­начен на пост командира Лейб-гв. Казачьего полка и направлен против Шведов в Финляндию; в 1811 г. полу­чил звание генерал-адъютанта; 1812 г. со своими Каза­ками встретил армию Напо­леона у переправы через Неман, взяв в плен графа Сегюра и принца Гогенлоэ; под Бородиным и Тарутиным овладел французским лагерем и захватил 38 орудий при отступлении Наполеона из России, все время шел на фланге его армии, забирая пленных и обозы; после кровопролитной схватки близ Ляхова, ему сдалась бригада ген. Ожеро вместе со своим командиром. В общем счете захватил четырех француз­ских генералов, тайную канцелярию Наполеона и тыся­чи пленных. Под Лейпцигом, 4-го октября 1813г., в крити­ческий момент решил исход сражения, атаковав вместе с Пруссаками фланг наступающих колон Французов.

Этот день после стал ежегодным полковым праздни­ком Лейб-гв Казачьего пол­ка. В занятый Русскими Па­риж ген. О.-.Д. прибыл вместе с императором Александ­ром, в качестве начальника его охраны. Награжден многими орденами, из которых самые значительные — бое­вые ордена св. Георгия 4-й и 3-й степеней.

Граф О.-Д. умер 24 января 1843 г. В 1904т. его почетное шефовство получил 9-й Дон. каз. полк, который от этого времени именовался: 9-й Дон. каз. Генерал-адъютанта графа Орлова-Денисова полк

ОРЛОВЫ (дон.) — ст. Березовской; 1) Иван Георгиевич в 1933 г. находился в Архангельской тюрьме по подозрению в контр-революционной деятельности и там умер; 2) Михаил Васильевич в 1930 г. арестован ине вернулся, а семья выслана в Караганду.

ОРЦА ДЕРЖАТЬ — вести судно по углубленному фарватеру.

ОСЕЛЕДЕЦ — в основном значении, сельдь, селедка, но у Казаков это слово обратилось в полунасмешливое название длинной пряди во­лос на макушке бритой го­ловы у запорожских «войсковых товарищей». Этот знак принадлежности к со­циальным верхам казачьего общества основан на обычае издавна принятом у Черка­сов на Кавказе. Итальянец Георгий Интериано, живший в Черкасии ок. средины XV ст., записал о местных жи­телях: «Носят длиннейшие усы. На поясе в кожаной су­мочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на ма­кушке Длинный пучок волос в виде косички».

ОСЕНЬЁЙ (дон.) — осенью.

ОСЕТИНЫ — очень древняя кавказская народность; она составилась в первые века в. эры от слияния воедино гор­ских племен Эсседонов и Аорсов. Плиний указывает тех и других в Кавказских горах; «Эсседоны, которые соединяются с Колхами и населяют вершины гор». О. находились много столетий под властью Асов-Аланов, а потому их часто признают потомками Аланов. В их иранской речи обнаружены значительные финские, адыгейские и германские вкрапления. В настоящее время О. проживают в бассейне Верх­него и Среднего Терека, в области известной под наз­ванием Северо-Осетинской АССР; их общее число ок. 350 тыс. душ больше поло­вины христиан, а остальные магометане; по характеру — спокойный и мудрый Народ, прекрасные ремесленники и земледельцы, способные предприниматели. Некото­рые О. включились в общи­ны Терских Казаков и дали в их полки многих выдаю­щихся офицеров, а также замечательных высших началь­ников, как генералы Мистулов, Бичерахов, Агоев и др.

ОСИПЕНКО Стесан Ананьевич (куб.) — ст. Гривенской на Тамани, рожд. 1884 г.; военный чиновник, участник борьбы за Казачью Идею. Ушел в эмиграцию и умер, работая на руднике Бор (Югославия) 12 декабря 1959 г.

ОСКАЛЯТЬСЯ (дон.) — смеяться, широко улыбаться.

ОСОБЫЕ СОТНИ — сфор­мированы во время Первой Мировой войны из Казаков старших возрастов для обслуживания армейских штабов, летучей почты, конвоев и т. д. Общим числом Казаки их выставили не меньше ста.

ОСТОРОНЬ — в стороне; «в борьбе за родную землю мы не можем оставаться осторонь».

ОТАРА — стадо овец; тоже — атара,

ОТВОД ТАБУННЫЙ — часть станичного земельного юрта, выделенная под выпас конских табунов.

ОТДЕЛЫ — части казачей области, по количеству на­селения способные, выставить первоочередной полк (см. ОКРУГА). Атаманы отделов назначались из генералов-Казаков. Вместе со своим Правлением они следили за общественным порядком, распоряжались полицией, ут­верждали выборных станич­ных атаманов, контролировали их деятельность, ведали мобилизациями, очередными наборами служивых, учебны­ми сборами и т. п.

ОТДЕЛЬНЫЕ СОТНИ — строевые части сотенного штата, не входившие в полковые соединения; формиро­вались для несения службы на территории своего Войска, особенно в крупных про­мышленных центрах. Например Донские О. с. распола­гались в Новочеркасске, Рос­тове Н/Д, Юзовке и Макеевке. По случаю революционных выступлений 1905 г., число донских О. с. стало расти, во время Первой Ми­ровой войны их количество превышало, три десятка, причем они командировались и на фронт, для обслуживания штабов.

ОТКИДНОЕ МОЛОКО — прототип сушеных молочных продуктов. Заквашенное молоко сливают в бочонок и позволяют ему там бродить, отливая выделяющуюся сыворотку. Когда осадок загу­стеет, его «откидывают» в холщовой клин — «порту» и кладут под пресс. Твердое О. м. легко распускается в воде, образуя освежающий напиток ирьян или айран.

ОТНОЖИНА — горный от­рог; также лощина, отходящая от речной поймы.

ОТОК (некр.) — остров. Очень древнее славянское слово; Константин Багряно­родный говорит, что посредине Керченского пролива находился остров, который назы­вали Атех (Об управлении империей, гл. 42). Несомненно, это тот же О., испорченный гре­ческим произношением, лишнее свидетельство о присутствии на вост. берегах Азов­ского моря Кавказских Сла­вян задолго до прихода ту­да Киевских Русов.

ОТПАДЧИК — ренегат, из­менник своему народу.

ОТРЕЗНИКОВ Ефим Андреевич (дон.) — рожд. 1889 г., ст. Николаевской, участник Первой Мировой войны и борьбы за Дон, хорунжий; от 1920г. в эмиграции, умер а Лондоне (Англия) 17июня 1955г.

ОТРУБНАЯ СИСТЕМА — земельная реформа по проек­ту русского министра внутренних дел и председателя Совета министров П. А. Столыпина. По новому закону крестьяне от 1910 г. получа­ли свой земельный надел в собственность, могли требо­вать выделения его из о6щинных земель и выселиться на этот «отруб» отдельным хуторским двором; могли также, продав его соседу, приобрести, при помощи Крестьянского Поземельного банка, другой больший участокиз назначенных к про­даже частных земель. Казачьего землепользования эта реформа не касалась.

ОТЧИНЯТЬ — отворять.

ОФИЦЕРСКИЕ УЧАСТ­КИ — земельные наделы от 200 десятин и выше, выде­ленные из войсковых земельных фондов в пользование казачьим офицерам и чинов­никам вместо денежной пенсии. В 1870 г. особым положением они закреплены за держателями в собственность, с правом передавать их по наследству и продавать. От этого же года пенсии стали выплачивать день­гами. К нашему времени в целости О. У. остались лишь в единичных случаях, боль­шая же часть распродана и приобретена пришлыми кре­стьянами и мещанами.

ОФИЦЕРЫ АРТИЛЛЕ­РИСТЫ — Первые пушкари в казачьей. артиллерии обу­чались практически; наиболее опытныеиз них избира­лись на должности младших и старших начальниковнаКруге вольными голосами. такой же способ выдвиже­ния командиров сохранялся и после подчинения Россия, с той разницей, что теперь они назначались по выбору одних начальников.

В первой половине XIX ст. для подготовки казачьих артиллерийских «чиновников» в России были основа­ны специальные школы, а от 1863 г. Казаки получили возможность обучаться артил­лерийскому делу в особых отделениях при русских юнкерских училищах. От 1894 г. офицерские кадры каза­чьей артиллерии стали пополняться из Михайловского и Константиновского Артиллерийских училищ.

В рядах казачьих воинских частей О. А. составили слой образованных офице­ров; продвигались они в чи­нах быстрее, чемих сверст­ники из конных полков и пластунских батальонов. Не уступалиони и в доблести своим коллегам из других родов оружия. Таким обра­зом, многие О. А. заслужи­ли почетные боевые награды, ордена св. Георгия и Золо­тое Георгиевское оружие.

Еще быстрее продвига­лись в чинах О. А., окончившие Михайловскую Артил­лерийскую академию или хотя бы более скромную по программе Офицерскую Артиллерийскую шкоду (1 год в г. Луга), без аттестата которой почти невозможно было получить в командование даже батарею.

Перед Первой Мировой войной, во всех казачьих Войсках численный состав О. А. намного превышал установленные штаты% (по штатам — 300, а из них на Дону 111). До чина есаула они несли службу на тех же основаниях, как и все каза­чьи обер-офицеры с перио­дическими «выходами на льготу». На время «льготы» они отчислялись в распоря­жение своих Войсковых штабов, причем каждый из них обязан был ежегодно в мае являться на практические занятия при «льготных» бата­реях.

.В 1914 г, с началом вой­ны производство в чин пра­порщика получали юнкера ускоренных 8-9-ти месячных выпусков.

На независимом Дону, (1918-19 гг.) в чин хорунжего производились юнкера из Артиллерийского отдела Атаманского военного училища в Новочеркасске.

Наши наиболее выдающиеся начальники и О. А. старого времени:

Генерал-лейтенант Аким Акимович Карпов (1767-1837), первый организатор реформированной Донской артиллерии Александр Степанович Платов (1817-1891), профессор и начальник Михайловской Артиллерийской академии; генерал-лейтенант Николай Иванович Краснов (1833-1904), казачий историк и писатель, генерал-лейтенант Михеев Александр Степаневич (1853-1914), Терский Наказный атаман, русский се­натор.

ОФИЦЕРЫ-КАЗАКИ — С древних пор командные должности в казачьих обществах занимали те лица, которых Казаки-воины выбирали сами. Это происходило в XVI, XVII и даже в XVIII столетиях, уже под властью России, правительство которой не признавало казачьих выборных коман­диров равными по положению офицерам русской ре­гулярной армии. Еще в 1712 г. указывалась невозможность удостаивать и «впредь, как Донского, так и протчих нерегулярных. Войск старшин воинскими регулярными рангами, дабы регулярным офицерам обиды быть не могло» (Пронштейн). Однако такие ограничения постепенно ста­ли устраняться. После вос­станий Пугачева, 14 февраля 1775 г. на Дон пошел цар­ский указ, по которому «все старшины, командовавшие в походах полками, приравни­вались к штаб-офицерским чинам» (там же). Что касается меньших старшин, есаулов, сотников и т. п., то их тогда еще с русскими офицерами не равняли, хотя признавалось, что они «по службе своей равные офи­церской чести должности отправляют». Поэтому повелевалось «приниматьихприлично офицерскому чину и в налагаемых наказаниях поступать так, как об офи­церах установлено»,

Указом 1798 г. казачьи военные чины приурочены к русской Табели о рангах и окончательно утверждены с выходом Положения о Войске Донском в 1835 г. Пра­ва казачьих "чиновников«— офицеров регулировались Сводом законов Российской империи т. IX. До наших дней существовали казачьи чины: хорунжий, сотник, подъесаул, есаул, войсковой старшина, полковник, генерал-майор, генерал-лейтенант и генерал от кавалерии.

Систематическая подготовка к офицерской службе проводилась в Новочеркас­ском и Оренбургском каза­чьих училищах, а также в Казачьей сотне Николаевского кавалерийского учили­ща в Петрограде. Если же Казак поступал в общерус­ское военное училище, то и оттуда он выпускался с про­изводством в казачий чин хорунжего, после чего командировался на службу в казачью же конную или пла­стунскую часть.

Состоящие в строю обер-офицеры наших полков производились в следующие чины, прослужив в прежнем — три года. При этом периодически отбывались «выхо­ды на льготу». Чин есаула было получить труднее, только при освободившейся вакансии на должность командира сотни. После десяти лет службы в чине есаула можно было ожидать производства в чин войскового старшины, но снова при на­личии вакансии на долж­ность помощника командира полка. Быстрое продвижение в штаб-офицерских чинах удавалось лицам окончившим однуиз военных академий (Ген. Штаба, Артиллерийскую, Инженерную, Юриди­ческую, Интендантскую) или хотя бы одну из дополни­тельных школ с высшей программой (Кавалерийскую, Офицерскую стрелковую, Артиллерийскую).

Во время Первой Ми­ровой войны О. К производились в следующие чины, после четырехмесячной фронтовой службы в пластунах, шести месяцев в коннице, девяти месяцев в артиллерии, за два ранения, за 12 месяцев командования сотней и т. п. Производились также в качестве награды за отличия в боях и получив орден св. Георгия Победоносца.

ОХЛОНИТЬСЯ — успоко­иться, остыть, придти в себя.

ОХЛОПЬЮ — верхом на коне без седла.

ОЧУНЕТЬ — очнуться, выз­дороветь.

ОШКАМЕЛОК — огрызок, обрубок, кончик.

ОШУЙНО (некр.) — налево.

Картинная галерея
Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал