Перейти к основному содержанию

Мозговая и Тараховский — танцевально-акробатический дуэт

Мозговая Анна Николаевна (родилась 06.09.1921, станица Константиновская, Ростовская область).

Тараховский Эдуард Ефимович (10.12. 1910, Царицын — 22.02.1989, Москва).

Тансовщики Мозговая и Тараховский начали заниматься в 1928 в Ростовской танцевальной студии под руководством В. Вазге, где обучали классическому и свободному танцу. В 1932 году студия была преобразована в «Театр свободного танца», гастролировавший по Донбасу и Кавказу. В репертуаре «пластические танцы» на музыку А.Скрябина и С. Прокофьева. Под влиянием М. Понны и А. Каверзина — лучшей акробатической пары тех лет, Мозговая и Тараховский стали успешно осваивать акробатические поддержки. Для этого у них оказались весьма подходящие данные: редкое сходство фигур — оба были широкоплечими и узкобедрыми. Он — наделенный атлетической силой. Она — эластичностью связок, гибкостью и огромным шагом.Уже первый номер этого плана — «Романс» на муз. Р. Глиэра (постановка Вазге,1934) продемонстировал владение Мозговой и Тараховским сложнейшими приемами акробатики, выполнеными в стремительном темпе: разнообразные вертушки на разных уровнях от пола(вокруг шеи партнера, плеч, груди, бедер),приземление партнерши в шпагат после двух туров в воздухе.И самый знаменитый их трюк- «выворотный» шпагат (лицом вниз), который вошел в словарь акробатических терминов как «шпагат Мосговой». Номер Мозговой и Тараховского представлял собой сплав физкультуры и танца- в то время наисовременнейший язык хореографии. Спортивный характер их внешности как бы олицетворял тип советской молодежи.Эти свойства плюс техническое мастерство определили быстро возросший успех дуэта.Они стали гастролировать по всей стране, а в 1935 дебютировали в Москве, в театре «Эрмитаж» с тем же номером, который наиболее полно выявил своеобразие их физических возможностей. Однако Мозговая и Тараховскийне остались в стороне от общего для тогдашней танцевальной эстрады стремления к сюжетности (пародийный номер «Кто они?» муз. Е. Марковского, постановка П. Кретова,1936), потребовавшей от танцоров актерского мастерства.После участия Мозговой и Тараховского в физкультурном параде на Красной площади (1936), где они возглавляли колонну гимнастов, был создан номер «На стадионе «Динамо», более свойственный их данным.Такого же плана был и «Танец с кольцами» (постановка Кретова,1938). В дуэте Демона и Тамары, поставленном на «Эллегию» С.Рахманинова балет мейстером Большого театра Л. Жуковым, они снова обращаются к «сюжетности» (1939). С 1938 М. и Т. вошли в Первый московский ансамбль эстрады под рук. Л. Мирова и Е. Дарского. В его составе участвовали в гастролях по Западной Украине (1939). Тараховский воевал в народном ополчении, пережил все невзгоды, связанные с пленом. После войны его артистическая карьера прервалась, он занялся административной деятельностью. Мозговая в годы войны выступала с Т. Гумбург, затем с А. Деланом (1946-1948), с номером в его постановке (музыка популярной песни «Кумпарсита»), в котором его техника степа сочеталась с демонстрацией ее гибкости). Но самый неповторимый период творчества Мозговой совпал с годами ее работы с Тараховским

Литература: Шереметьевская Н. Танец на эстраде М., 1985.

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал