Перейти к основному содержанию
Календарь краеведческих дат

Акас или город-легенда на о. Лучка

Торговые караваны, шедшие из Китая по Великому Шелковому пути с 7 века до 14 века, шли на Европу, но часть купцов направляла свой товар в далекую и холодную Россию. Путь труден, но выгода важнее. Путь караванов до Дербента — около года, затем на Тану-Азов и донские переправы, через район Аксая, старый Брод Бабей и Цимлу.

Карта шелкового пути с интернета.
Карта шелкового пути с интернета

Караваны своим ходом шли на переправу Бабей Брод до апреля или после июня так как в промежуток между этими месяцами ежегодное половодье позволяло только баркасами по р. Мечетная добираться до крутого правого берега Дона.

Торговые отношения в те времена были свободнее, но и хазары, печенеги и половцы, а позже и татаро-монголы всегда снимали плату с купцов за проезд по их землям. Помимо Саркела, взимавшего дань на цимлянской переправе, на переправе Бабей Брод взимали плату сборщики из г. Акасасо. Лучка.

Рисунок г.Акаса на о.Лучка
Рисунок г.Акаса на о.Лучка

Остров Лучка, расположенный напротив г.Константиновска, имеет в своей северо-восточной части значительные возвышенности, которые в древнее время были выше и круче. Донской краевед Е.П. Савельев так описывает наличие г.Акас на о.Лучка.

При распадении в XI в. разноплеменной хазарской монархии славянский элемент с Дона двинулся ближе к Киевской Руси, отчего тюркские племена из Прикаспия усилились и завладели в нижнем течении Дона и Донца раньше построенными там городами и вскоре их разорили.Так что в последующих веках о таких городах никаких уже известий не имеется, кроме Азова и Акаса, упоминаемого в начале XVI века Герберштейном.

В пределах нынешней области войска Донского хазарских городищ очень много. Все они расположены как по большим водным путям, по рекам Дону, Северскому Донцу так и по торговым караванным дорогам, идущим от устьев Волги, Дербентского прохода (Абаб-Баб — большой путь) и Крестового перевала через Кавказский хребет на север в землю Суздальскую и на северо-запад в Киев, через переправы на р. Дон: Цимлянскую, Бабскую (название Бабская от «баб»-ворота, путь. Слово это очень древнее; оно встречается еще в языке халдейском, а потом арабском. Вавилон или Бабилон-широкие ворота), где ныне станица Константиновская и Аксайскую. Городище при Бабской переправе (Великий перевоз — по Гербештейну), находится на большом, незатопляемом весенней водой острове между Старым и Новым Доном; на месте его хорошо заметны основания толстых стен и башен, кладеных на извести и цементе из тесаного белого песчаника, который добывали в районе х.Ведерников, и хорошо обожженного кирпича, с верхней и нижней сторонами квадратной формы.

Одна из стен шла по самому берегу Дона, длиною около полуверсты, с башнями в расстоянии одна от другой в 5 сажень. Повсюду разбросаны небольшие курганы и ямы с мусором из битого кирпича и черепков.

Местоположение города Акас было чрезвычайно красиво. Герберштейн Сигизмунд, опытный австрийский дипломат, более полустолетия находившийся на службе Габсбургского дома,был на Руси во времена великого князя всея Руси Василия III.В своих «Записках о Московии» он говорит, что на четыре дня пути выше Азова и на один день выше устьев Донца на Дону был город Ахас, славившийся красотой своего местоположения и обилием богатств. Указанные расстояния как нельзя более соответствуют расположению названного городища, находящегося в 150 верстах от Азова и в 30-35 верстах от старого устья р. Северского Донца, бывшего близ нынешней станицы Раздорской. Надо полагать, что город этот в конце XIV века был разрушен, как и Азов, Тамерланом. Во времена Герберштейна (1517-1526 г.г.) была лишь свежа память о нем.

Расположение в г. Акасна о.Лучка крупного военно-таможенного центра, позволяло контролировать перекресток водных торговых путей — Дон и Северский Донец в приустьевой его части и путь караванов с Дербента. Последними жителями в г.Акас были бродники.

Уставший караван пройдя свыше 1000 км располагался на отдых на левом берегу Дона в районе бывшего парома нынешнего г. Константиновска.

Фото: Бабей Брод
Фото: Бабей Брод
1

Общее гостеприимство бродников, редкое в других землях и доныне весьма обыкновенное во всех славянских: так как следы древних обычаев сохраняются в течении многих веков, и самое отдаленное потомство наследует нравы своих предков.

Всякий посол, гонец или караван были для бродников желанны: встречали их с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением и охраняли, если надо, до следующего брода.

Караваны шли не регулярно. Бродники встречали знакомых, дружескиих приветствовали. Профессия караванщика — это риск, риск торговый и военный. Вернуться домой с прибытком и не быть ограбленному в дороге, везёт не каждому. Шаек, из тех, кого выгнали родичи за неблаговидные дела, грабивших всех и нападавших на тех, кто их слабее, любителей на чужое хватало во все времена — охраны нужно было много. Поэтому в охрану караванов отбирали лучших воинов. Сохранность груза каравана, где ты был в охране последний раз, служило гарантией, что купец наймет тебя и позже.

Перед бродом по обе стороны Дона были две оборудованные стоянки. Загоны для скота — ясли для кормления, деревянные корыта с водой- уже ждали уставших лошадей и верблюдов. Выпасы с зеленой травой и охраной, с собаками-волкодавами против хищников, были готовы постоянно.

Люди разбивали шатры, воловьи и бараньи туши вертелись на вертелах над кострами, аромат и дым от костра не мешали. Гости садились по кругу и им разносили еду и питье.

Оплатить таможенную плату, плату за проезд в брод или переправу на пароме с живой тягой,прозрачность мира, свободного от границ, и в те далекие времена была иллюзией. На самом деле, контроль за передвижением людей присутствовал. Существовал хороший обычай: на бродах записывать имена путников и день месяца, когда они прошли, так что великий хан круглый год мог знать, кто приходил в его земли.

Отдохнуть самим и дать передышку лошадям и верблюдам, поправить крепление товара, запастись хлебом и другими припасами в путь, набрать новую охрану или усилить старую, узнать у встречных караванщиков последние новости, из тех мест, куда они направлялись — шалят ли на торговом пути, старый воевода или новый правит, его увлечения и слабости, есть ли прибавление в семействе, что поднести в дар ему и его любимой жене, что бы угодить — все это каждый караванщик знал хорошо. Разноязычный говор стоял на переправе караванов.

Почему был разрушен Акас? А зачем он монголам, если империя Чингисхана начала распадаться, Китай откололся уже, да и страны, где шли караваны,стали выходит из-под контроля. Таможня при распаде империи не нужна. Бродники могли осуществлять только переправу караванов, послов, гонцов; армия кочевников переходила реки вплавь, можно и без города монголам обойтись. Акас был разрушен Тамерланом, как и Тана-Азов, но Азов возродился благодаря своему местоположению. Город Акас нет, но в памяти потомков он существовал, в нем жили прекрасные люди и не даром сказания о бродниках живет в веках.

г. Константиновск.

Качура Е.Ф., член Союза краеведов России.

Картинная галерея
Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал