Впервые о пожаре на теплоходе «Украина» я услышал от сына капитана этого судна. Он рассказал, что пожар 1953 года сломал всю жизнь их семьи. Пожар страшное дело, тем более на судне. Погибло много пассажиров, матери укутывали детей в одеяла и бросали в иллюминаторы в надежде, что их прибьет к берегу. Сын капитана причину пожара на судне назвал злым роком. Теплоход «Украина», якобы назывался «Червона Украина», а ещё раньше «Адольф Гитлер». Это судно было передано при разделе гражданского флота Германии в СССР по репарации.
Вспоминает Бакулина Зинаида Стефановна, 1938 г. рождения. Ст. Константиновская, ул. Красноармейская:
«Мне о пожаре на теплоходе „Украина“, который произошел в 1953 году, рассказывала уроженка ст. Константиновской — Татьяна, которая жила в районе кирпичного завода, но её уже нет в живых. Татьяна была на этом теплоходе, как она выпрыгивала во время пожара, как отсушила ноги, но осталась живая. Ноги долго у неё болели, но отошли. Судно шло на Ростов-на-Дону, отошли от нашего дебаркадера и в районе рыбзавода теплоход задымил. Когда судно повернуло на прямую на х. Старозолотовский, только пройдя о. Лучку, то оно вспыхнуло. Горящее судно носом воткнулось в яры левого берега, правый берег шел косой. Пассажиры в панике, глубоко и отвесный берег. Прыгали в воду, кто спасся, а многие и нет. Точных данных никто не приводил. Люди бросали в Дон чемоданы, вещи...».
Попробуем разобраться в мифах и легендах пожара на теплоходе «Украина» в марте 1953 года на Дону.
3 августа 1953 года в 9:55 на двухпалубном речном дизель — электроходе «Украина» вспыхнул пожар. Пассажирский, двухпалубный речной дизель-электроход «Украина был построен по проекту 785 на судоверфи Slovenske lodenice в словацком городе Комарно (на тот момент — Чехословакия), и принят в эксплуатацию в 1952 году.
Длина судна — 80,2 метра, ширина — 12,5 метров, надводный габарит — 14,4 метра, осадка 1,9 метров. Водоизмещение судна 1003 тонны, грузоподъемность − 40 тонн. С помощью двух двигателей марки 6L275 судно развивало скорость до 20,5 км/час.
Пассажира вместимость составляла 260 человек, для размещения которых на судах были двухместные, четырехместные и шестиместные каюты, без удобств: туалеты, умывальники и душ располагались на палубе. В составе экипажа было 50 человек.
После постройки судно поступило в Волжское объединенное речное пароходство, где работало на транспортной линии Москва — Ростов-на-Дону — Москва.
Вместе с ним в пароходство поступили однотипные суда «Азербайджан», «Армения», «Белоруссия», «Грузия», «Казахстан», «Карелия», «Киргизия», «Композитор Глазунов», «Композитор Глинка», «Латвия», «Литва», «Молдавия», «Мусорский», «Россия», «Римский — Корсаков», «Таджикистан», «Туркменистан», «Узбекистан», «Чайковский» и «Эстония»), выполнявшем рейс Москва-Ростов-на-Дону, возник пожар в машинном отделении. В это время «Украина» находилась в 5 км выше Кочетовского гидроузла на реке Дон. На борту было 366 человек пассажиров, 38 человек экипажа и 18 членов их семей, всего 442 человека, при норме 295 пассажиров.
Причиной возникновения пожара явилось воспламенение паров дизельного топлива, попавшего на неохлаждаемую и неизолированную часть выхлопного патрубка первого цилиндра правого двигателя. Фильтр отстойника расходного бака с дизельным топливом емкостью 280 литров был расположен от выхлопной трубы на расстоянии 645 мм. В результате выпадения конусной пробки спускного крана дизельное топливо вытекало на кожух неизолированной части выхлопной трубы, разбрызгивалось, попадая на нагретую часть выхлопной трубы и воспламенилось.
По сигналу бедствия в 10:15 подошел пароход «Адмирал Нахимов», личный состав которого принял все меры по спасению людей из воды и снятию пассажиров с горящего теплохода, поэтому жертв удалось избежать. Примерно через два часа после поданного сигнала бедствия подошли
пароходы «Багратион», «Котовский», «Грозный», «Протон» и другие, которые приняли меры по тушению пожара, но помощь судну уже не чем.
Пожар был ликвидирован 3 августа в 17:10. В результате судно вышло из строя, надстройка полностью уничтожена огнем, металлическая часть надстройки, а также палубы полностью разрушилась, сгорело судовое имущество, вещи пассажиров и экипажа.
После пожара «Украину» списали, а строящемуся в тот момент на словацкой судоверфи очередному дизель-электроходу этого же проекта было присвоено имя погибшего судна — «Украина», который вышел в работу в 1955 году.
Новый теплоход также работал в Волжском пароходстве, затем был передан в Камское пароходство. Весной 2010 года вторая «Украина» получила название «Булгария» под которым 11 июля 2011 года судно затонуло на Волге, унеся жизнь 122 человек. Само судно было поднято и утилизировано в 2016 году.
P.S. Не понятно, откуда прибыло так много теплоходов для тушения пожара? Интенсивность движения судов в то время была не высокой.
Качура Е., член Союза краеведов России.
г. Константиновск.