Для нужд шлюзования Дона управление по шлюзованию решило обзавестись пароходами и собственными баржами.
На Дону было пароходство купца Вавилова, состоящее из пяти пароходов, 11 баржей и трех паузков.
Несколько лет назад хлебный ссыпщик и купец из станицы Семикаракорской Ф.Н. Вавилов купил у пароходовладельцев Бышевских их пароходство.
Пароходы «Друг», «Богатырь», «Кн. Е.Н. Трубецкой», «Висла» и «Пчелка».
Пароход «Друг» новому пароходовладельцу показался малым и он попросту удлинил его.
Путешествующие по Дону хорошо знали эти пароходы.
«Висла» — самый старший из пароходов.
В семье пароходов Бышевских она считалась мамашей. Говорят, она и нажила Бышевским остальные пароходы.
«Князь Е.Н. Трубецкой» покрыл своим именем дурную славу «Варшавы», переименованной в 1905 году.
«Друг» и «Богатырь» — младшие братья в этой малой семейке.
Ф.И. Вавилов прекрасно мог разбираться в гарновке и ячмене, но едва-ли хорошо себя чувствовал на воде и готов был спустить свой флаг в самом непродолжительном времени.
На Дону передают, что он не прочь был продать пароходство г.г. Бышевских товариществу капитанов за сто двадцать тысяч рублей, предлагая кроме того произвести ремонт пароходов и баржей за свой счет.
Ремонт несомненно стоил бы не менее двадцати-тридцати тысяч рублей.
И несомненно, что капитаны могли купить пароходство только в рассрочку платежа.
Почему-то продажа не состоялась и к г. Вавилову вскоре явились новые покупатели.
— Управление по шлюзованию Дона.
И новым покупателям г. Вавилов продал свое пароходство за 185 тысяч рублей и без ремонта.
Вавилов снова вернулся на сушу, а инженеры обзавелись флотом.
Командовать бывшей вавиловской экскадрой временно на 4 месяца был приглашен бывший управляющий пароходства Вавилова, один из бывших совладельцев пароходства Бышевских В.I. Бышевский.
<sic! — пропущено: «Оклад жалованья»? > весьма солидный — пять тысяч рублей.
Бышевский старый речной волк, для которого «Висла»:
— Мамаша.
— «Варшава» — тетенька.
— «Богатырь» и «Друг» — сосунки.
Эскадра прибыла в станицу Константиновскую.
Адмиралы из конторы по шлюзованию Дона, <sic!> души не чаяли в своей эскадре.
Место начальника константиновского порта, т.е. агента пароходства, получил В.А. Чумаков, донецкую эскадру получил в свое ведение Г.Ф. Карташев.
«Вислу» решили приспособить под флагманский корабль — исключительно для перевозки начальства.
До последнего времени «Висла» переделывалась в ростовских доках и только недавно отбыла <sic!> в первый рейс для доставки командующего шлюзовым флотом адмирал-инженера Юргевича, начальника работ.
Флагманский корабль удался на славу, и ремонт ее <sic!> стоил около 17 тыс. руб. На "Висле«отделана роскошная каюта-кабинет для инженера Юргевича, роскошная каюта-спальня для него же.
Каюта для вице-адмирала — помощника Юргевича инженера Водарского.
Каюта для инженера. Запасный контр-адмирал тоже пригодится на корабле.
Ванная, лакейская.
Экипаж «Вислы» составляют:
— Капитан с окладом 100 рублей в месяц.
— Машинист — 100 рублей в месяц.
— Его помощник — 75 рублей.
— Два лоцмана по 50 рублей.
— Три или четыре кочегара по 30 рублей.
— Боцман — 35 рублей.
— Шесть или семь матросов по 25-27 рублей.
— Масленщик
— 35 рублей.
— Повар, выписанный из Петрограда.
Экипаж стоит в месяц, не считая повара, по меньшей мере, 885 рублей.
Поэтому обладание флагманским кораблем управлению по шлюзованию Дона стоит не малых денег.
В первых числах июня начальник работ инженер Юргевич совершил поездку по Дону и Донцу на флагманском корабле.
«Висла» довезла инженера Юргевича до станицы Кочетовской, где строится шлюз № 1, откуда возила его в Донец, из Донца в ст. Константиновскую и отсюда по всем шлюзовым сооружениям до хутора Рычкова, где инженер Юргевич сел на поезд, а флагманскому кораблю приказал идти в Ростов.
Что стоила поездка командующего флотом?
Возьмем minimum продолжительности путешествия г. Юргевича пять-шесть суток.
Пароход берет угля в час в ходу 20 пудов, во время стоянки — 6.
Предположим, что «Висла» половину времени затратила на путешествие по Дону и Донцу.
Возьмем в среднем затрату угля в 12 пудов в час, сложив часовую затрату угля во время хода парохода и стоянки и разделив ее пополам.
В пяти сутках 120 часов — следовательно угля затрачено было minimum 1560 пудов.
1560 пудов угля в настоящее время стоят minimum — 390 рублей, считая по 25 копеек за пуд (беру цену за уголь в ст. Константиновской, а не в Ростове, где цена за уголь достигает 40 к. за пуд).
Смазочного материала машины на пароходе пожирают на десять рублей в сутки, а в пять суток по пятьдесят рублей.
Освещение парохода также требует угля.
Экипаж получает жалованье в сутки около тредцати рублей, а в пять суток около полутораста рублей.
Итого — пять суток путешествия «Вислы» стоят:
— 390 руб. + 50 руб. + 150 руб. + на освещение — более шестисот рублей.
Доставка одного г. Юргевича стоит[,] таким образом[,] 600 рублей minimum, не считая процентных отчислений на ремонт парохода, трение его частей и т.д.
Тогда как поездка на катере или, наконец, на пароходе по
билету первого класса стоило <sic!> бы не более 50 рублей, а «Висла» могла бы вести работу, которую предполагалось же возложить на пароход «Друг», ремонтируемый и до сегодняшнего дня.
Но адмиралы из шлюзовой конторы хотят иметь флагманский корабль, как бы это дорого не <sic!> стоило.
Приобретя эскадру Вавилова, управление по шлюзованию Дона купило еще около тридцати пяти баржей у г. Кашинцева, подрядчика по постройке шлюзов на Дону и у других пароходовладельцев.
Численность флота внушительная: пять пароходов, из которых, правда, «Друг» до сих пор ремонтируется, а «Висла» играет роль флагманского корабля и сорок десять <sic!> баржей и паузков.
Баржи особенно из эскадры Вавилова и Кашинцева уже преклонного возраста с сильно утомленными частями.
Весь флот управления по шлюзованию Дона предназначало для доставки материалов для работ, перевозки их и т.д.
Уголь, камень и другие материалы должны были нагружаться в баржи.
Первый же ледоход настоящего года дал генеральное сражение шлюзовому флоту, по вине командующих размещенному так, что ледоход быстро расправился с баржами.
Баржи были сорваны с якорей и причалов и подверглись основательной трепке.
Сама природа позаботилась о пополнении шлюзового флота субмаринами, пустив ко дну несколько баржей.
Сравнительно небольшое число субмарин в шлюзовом флоте объясняется еще тем, что один отряд баржей был спасен командовавшим донецкой эскадрой Карташевым, вызванным в станицу Константиновскую для спасения гибнущего флота.
В горячее время, как лето настоящего года, значительная часть флота бездействует, нежась <?> в Константиновской станице.
С ремонтом баржей не спешат, работают над починкой их немногочисленные артели рабочих и едва-ли флот в полном составе может выйти в открытый Дон даже к концу навигации и новому ледоходу.
В Константиновской станице в настоящее время конопатится днище в барже № 11, из баржи № 5 только вычищена грязь, баржа № 9 стоит только в клетках, в № 26 — окончены плотничьи работы, на № 41 и на 20 еще не приступали к работам, а на № 42 сделана пока только кухня.
Баржу № 14 еще только обсушили.
Баржу № 15 нужно переделывать заново.
Баржа № 49 затоплена около станицы Константиновской.
Баржа № 25 только на одну треть выглядывает из воды.
Баржа № 34 затонула около станицы Старочеркасской, а баржа № 10 в состоянии полной негодности стоит в Ростове на Дону.
Очевидно каждому флоту нужно иметь свою Цусиму.
Шлюзовые адмиралы могут похвастать своим флотом, наполовину груженным водой.
Часть флота на воде, а часть под водой.
Хорошо, если помнят места, где баржи превращались в субмарины.
Задача для детей младшего возраста:
— Стоило-ли покупать старые пароходы и баржи, чтобы немедленно же по покупке приступить к ремонту?
— Выгодно-ли чинить баржи, не спеша, чтобы они вышли из доков и сползли с клеток к закрытию навигации?
А инженеру Юргевичу маленький вопрос:
— Видно-ли <sic!> хотя бы из ванной флагманского корабля субмарины шлюзового флота, и знает-ли их количество командующий флотом?
И выяснил-ли он фамилию того адмирала, который содействовал превращению флота в субмарины?
Может быть, когда флагманский корабль проходит мимо субмарин, инженер Водарский, вице-адмирал флота, вричит в рупор:
— До полного.
А инженер, для которого имеется каюта на «Висле», радостно отвечает:
— Проносит.
Не проносит-ли инженера Юргевича мимо субмарин?
Образование субмарин в шлюзовом флоте, бесконечный ремонт еще держащихся на поверхности воды баржей, ремонт пароходов, содержание экипажей пароходов и баржей — все это соединенное вместе с лихой отвагой моряков из управления по шлюзованию Дона, умеющих во-время пустить ко дну часть флота[,] — приводит к мысли, что шлюзовой флот — дорогая адмиральская роскошь.
Шлюзовой флот стоит казне не менее трехсот-четырехсот тысяч рублей только за один год, а не нужно забывать, что ледоходы бывают ежегодно и адмиралы остались те же.
Кроме того, сам по себе шлюзовой флот от своих адмиралов заразился расточительностью.
17 апреля во время бури в станице Константиновской пристань шлюзового пароходства и причаленная к ней баржа № 27, <sic!> разбили ст[o]явший на берегу магазин Здорова и свой амбар.
Здоров предъявил иск к управлению шлюзами в сумме четырех с половиной тысяч.
Вот единственный случай, когда можно порадоваться, что часть барж под водой.
Если бы на каждую баржу пришлось по одному Здорову — казна могла остаться без денег.
Ведь их сорок девять.
Хорошо, что иные из баржей — под водой.
И без них много народу из управления по шлюзованию Дона плотно причалили к казне.
И, кажется, на прочных причалах.
Ст. Константиновская на Дону
<= «Утро Юга», 1915, № 178 (8.07.), с. 2>