1931 г., август. В Константиновском районе развернута кампания по строительству аэродрома. Земля под аэродром отведена в ст. Константиновской.
Оказался богат событиями 1934 год. На Дон поступили отечественные самолёты Р-5 и К-5, была создана небольшая база для ремонта авиадвигателей, а для решения сельскохозяйственных задач образована эскадрилья спецприменения и транспортное подразделение. В следующем, 1935 году, донские авиаторы получили самолёты ХАИ-1 и У-2, что позволило выполнять рейсы в Москву без промежуточных посадок.
1936 г., январь. За три недели нового года самолетом в Ростов и из Ростова в ст. Константиновскую перевезено 150 пассажиров.
1937 г., октябрь. В станице Константиновской открыта летная школа Шахтинского аэроклуба.
Во время Великой Отечественной войны Константиновский аэродром оказал помощь нашим авиаторам.
Карданов К. Л. в книге «Полет к Победе» пишет, что
...Гитлеровские войска 17 октября 1941 года захватили город Таганрог, а 21 ноября Ростов-на-Дону.
...Мощным контрнаступлением наши войска к 29 ноября освободили Ростов, разбив ударную группировку врага, отбросили фашистов к реке Миус и перешли к жесткой обороне.
... Из Таганрога полк перебазировался в Батайск и прикрывал железнодорожную станцию, на которой было большое скопление эшелонов с техникой и боеприпасами.
...Следующим местом нашего базирования стала Константиновская — большая казачья станица на крутом берегу Дона. Здесь, пока мы относительно были свободны от полетов, представилась возможность еще раз оценить, какой гигантский труд лег на плечи наших техников.
Когда наш полк базировался в станице Константиновской, мы вечерами ходили в клуб — в кино и на танцы. Там Вася Батяев познакомился с девушкой по имени Галя. Вскоре мы перелетели в Шахты и все забыли про Константиновскую, кроме Василия. Он стал с Галей переписываться. Переписка прервалась, в 1942 году, когда фашистские войска вышли к Дону. Батяев тревожился за судьбу Гали, часто вспоминал ее. После освобождения станицы нашими войсками весной 1943 года Вася возобновил переписку. Она длилась до конца войны. В 1945 году Батяев поехал к Галине, и они отпраздновали свадьбу. В семье Батяевых сейчас трое сыновей«.
Матвеева Клавдия Арсентьевна, 1923 г рождения, вспоминает:
«Началась война, в 1941 году мы должны были насыпать большие капониры для самолетов. Мы, жилтрестовские, сыпали прямо на улицу Маренова. Отработаем смену до часу, ждем инструмент принесём, покушаем и умри, а носилки тягать. ...Наши отступали. Сыпали все организации. Трактором опашут, а мы тягаем носилками деревянными. Насыпали. Летчики здесь были, мужики. В 1942 году начали насыпать вот тут, над тютиной, поменьше, видно- для кукурузников. Мы с Марией Барсуковой, она у нас работала кассиром, таскали эти носилки... Бросили бугры насыпать, смену отработаем и в госпиталь, где лежали раненые... Немцы уже были в Журавке. Вот я боялась тогда!».
В аэропорту после освобождения в 1943 году была землянка в районе конторы бывшего лесхоза, ближе к складам.
Начальник аэродрома был хромой, без ноги, опиравшийся на деревянную култышку, вернувшийся с войны летчик. Фамилию его никто уже не помнит.
Старожилы вспоминают одноногого человека, который руководил ими при захоронении воинов РККА в январе-марте 1943 года. на старом кладбище.
1946 г. С 1 июля снижены цены на авиабилеты на районные авиаперевозки. Организованы новые аэромаршруты: Константиновская — Николаевская, Мартыновская, Романовская, Цымлянская и Ростов.
В 1946 г. было построено здание Константиновского аэропорта,
(где сейчас живет Орехов Н. Д.) так как дорог небыло, авиация выполняла все заказы. Это была связь с г. Ростовом-на-Дону, г. Шахты и г. Цимлой, р. п. Семикаракорским. Семикаракорский аэропорт стал функционировать позже Константиновского.
С 1946 г. начал летать самолет АН-2 (вмещал 12 человек), он выручал всех и вся, это была большая поддержка сельского населения.
Сначала летали ЛИ-2,
так как людей было много-3-4-5 рейса вывозили людей в г. Ростов-на-Дону. АН-2 летали в г. Шахты до 60-х годов по 17-18 рейсов в день, с г. Ростова-на-Дону и г. Шахты полные. В г. Цимлянск летали четыре рейса, но они были проходящие, т. е. из г. Ростова н/Д — Константиновская — Цимла. Ан-2 здесь не заправляли, а заправляли ПО-2 (который возил по 2 человека на г. Ростов н/Д). Бензин Б-70 был очень ходовой, стояли его 30-и и 20-ти куб. м ёмкости, где хранилось топливо. Если самолет ломался, то приезжала техпомощь с АТБ (Авиационно-технической базы). Как правило не ломались. Мелкие поломки Федя Лагутин-техник устранял. Ночью самолеты охраняли сторожа. Время рейса выдерживали строго, если в г. Ростове н/Д нет пассажиров, то летели на Константиновск вовремя и вывозили людей. Связь была плохая, телефонная, потом стала УКВ, потом наземная связь была. Жизнь и работа были интересные.
1958 г. Организованы экскурсионные полеты по маршруту Константиновск-Семикаракоры и обратно. Цена билетов для взрослых — 30 рублей 50 копеек, для детей до 12 лет — 17 рублей. Начало полетов в 10 утра. Первый полет состоится 14 сентября.
Дороги, как таковой по ул.24 Гвардейской дивизии не было, туда подруливали самолеты. Самолеты были: ПО-2.
В частности — по последним годам эксплуатации По-2 (крайний — 1958 год). Кроме того, в 78 отряде работали летчицы: А. Ликучева, В. Шакурова, К. Быба. Шакурова В. (летала в Константиновскую на ЯК-12) — героическая летчица. Из «ночных ведьм.»
Прилетал в Константиновскую на ЯК-12 и позже на АН-2 и пилот Жидков Георгий Андреевич.
1960 г. Аэропорт перешел на летнее расписание. В Ростов самолеты вылетают в 13-30 и 15-00, в Шахты в 7-30, 9-30 и 12-30, в Цимлянский в 8-35, 9-00 и 12-30. В Семикаракоры и Раздоры рейсы выполняются в 9-30 и 12-30.
Экипажи жили в гостинице, которая была специально для летчиков, и располагалась по ул. Ленина, в районе 16-ти квартирного дома, справа хата —это и была гостиница для летного состава (в 1965 г. перешли в новое здание аэропорта).
Напротив, через улицу, была метеоплощадка.
Ветеран Константиновского аэропорта Орехов Николай Дмитриевич, 1936 года рождения, вспоминал в 2011 году: «В 1960 г. демобилизовался. Работал в электросетях, в строительно-прорабском участке, затем в управлении Нижне-Журавской ГЭС, которое располагалось где нынешний КРЭС».
20 марта 1960 г. (В 2010 г. его поздравили с 50 летним стажем) стал работать радиооператором аэропорта.
Когда Орехов Николай Дмитриевич в г. Ростове-на-Дону, переучивался на диспетчера, преподаватель Г.А. Рустанович ему говорил: «Орехов, а первый же прилетал я в Константиновку, открывал полеты как говориться. Это дело было в 1935 году, я первый прилетел в Вашу станицу». В Рустанович Г.А. был уже тогда на пенсии, но работал преподавателем — переучивал летчиков, диспетчеров.
Во время войны выполнял специальные задания на самолете ЛИ-2.Во время войны выполнил специальные задания на самолете ЛИ-2.
Из воспоминаний Н.Д. Орехова: «Добрый, хороший дядька, рослый такой».
В новом аэропорту насажали елочек, елей серебристых.
С собой можно было вести багаж 20 кг бесплатно, больше вези, но уже плати. Потом, с появлением автобусов, асфальтированных дорог, количество пассажиров стало уменьшаться. На г. Ростов н/Д в 50-х годах дорога стала асфальтированной. Авиация выручала, когда не работал паром, почту возили и сбрасывали.
После войны пассажироперевозки стали стремительно расти, в связи с чем в 1963 году на базе 77-го и 78-го лётных отрядов и заново отстроенного после войны ростовского аэропорта был создан Ростовский объединённый авиаотряд, голова базировалась в г. Ростове-на-Дону.
В 1963 г. построили, а в 1964 г. мы вошли в новое здание аэропорта, где позже был старый автовокзал.
Людей кто со мной работал, практически не осталось.
В 1965 г. году стал начальником аэропорта Орехов Иван Прокофьевич (сменил Ефимова Николая Николаевича, он был приезжий, родственников здесь не осталось), он боевой летчик, летать стал в конце войны, потом служил. Когда Никита Сергеевич стал сокращать Армию, в основном авиацию потрусили, он пришел в коллектив который уже сложился. Расцвет аэропорта пришелся на 70-е годы. Партия послала работать коммуниста Орехова начальником аэропорта, здесь он и закончил свою трудовую деятельность через 17 лет, в 1982 году.
Константиновский аэропорт считался одним из лучших аэропортов Северо-Кавказского направления. Ему было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда», а подтверждали звание аэропорт коммунистического труда ежегодно.
Предприятие было победителем 7. 8, 9 и 10–й пятилеток. Работников отмечали грамотами, коллектив был на хорошем счету.
Я был в эти годы секретарем партийной организации, нас было 6 членов партии среди 17 членов трудового коллектива.
В 50-60 годы в штате былначальник, два диспетчера, два радиооператора и конюх.
Потом установили ОПРС (отдельная приводная радиостанция, которая существует по настоящее время — это трассовый радио маяк, который и сейчас обслуживает восточный коридор Ростовского аэропорта. Это важная точка, которой все пользуются, работает он круглые сутки). Раньше её обслуживали 4-е радиотехника, 5-й старший радиотехник т. е. начальник этой радиостанции. Сейчас работаем вдвоем. Она включена в мировой авиационный регламент, и здесь проходит международная трасса воздушных судов, все внутренние суда идут через Кузнецовку. Мы работаем как радиомаяк. Из транспорта-лошадь была, сено которой косили сами. Траву на аэродроме косили для лошади, по краям даже сеяли ячмень. Аэродром обслуживал и самолеты сельхоз авиации.
Полеты были дневные, ночных не было. Для того, чтобы организовать ночные, нужно было оборудование. Пробовали летать ночью, но это было сложно и не совсем безопасно. На ночной старт — аккумуляторы давали специальные огни. Доставалось всем в это время, но дело не пошло, хотя и сделали несколько рейсов. Зимой,когда снег, летали на лыжах. Ан-2 на лыжи и готово дело.
Летное поле зимой чистили, были такие трактора с треугольниками. Снег разгребали, делали полосы.
Экипаж последнего рейса спал в комнате для экипажей в здании старого аэропорта, а утром Федя Лагутин-техник готовил самолеты к полетам, разогревал подогреватель был ИП-40 – это страшно много шума, всем было тошно, когда подогреватель работал, он гнал теплый воздух через рукав в двигатель.
Сотни людей ежедневно во дворе А когда построили новый аэровокзал стало намного легче.
Коллектив аэропорта был награжден переходящим Красным Знаменем на вечное хранение.Когда аэропорт закрывали, я хотел его забрать, но его кто-то забрал.
В Ростовском аэропорту был музей (на втором этаже) истории гражданской авиации Северо-Кавказского направления, там было и про Константиновский аэропорт. Может, знамя и попало туда? Сейчас музея нет.
Когда прекратились полеты самолетов? В 1981 году. Пассажиры кончились? Нет, просто раньше было планово-убыточное производство. Везем туда 12 чел и обратно 12 человек, т.е. полная загрузка и 30 рублей были дотация от государства на рейс. Теперь, то мы понимаем, что необходима была связь с сельскими населенными пунктами, областью. Государство шло на это сознательно, не только в Константиновке это было везде.
1974 г., июнь. Введено летнее расписание авиарейсов Константиновского аэропорта. Число рейсов до Шахт увеличено до 9, увеличено число пассажиро-мест по маршруту Константиновск-Ростов.
В 1978-1979 гг. исчезла острая необходимость в воздушной перевозке людей и закрыли Константиновский аэропорт.
Сначала повысили цены, чтобы покрыть разницу, раньше было 2 руб. до г. Шахты, 3 руб. до г. Ростова н/Д, рейс с Семикаракорского аэропорта в г. Шахты стоил 1 руб. Перед закрытием стало 5 руб. до г.Ростова н/Д, что по тем временам дороговато, да и автобус стоил 2 руб. 30 коп. и не всегда была летная погода. Но самолеты не падали! Жалко сейчас авиацию! Ан-2 летает ведь до сих пор.
1977 г., ноябрь. Константиновский аэропорт информирует, что продажа билетов и посадка пассажиров будут выполняться только по предъявлению удостоверения личности пассажиров.
Сейчас, от аэропорта осталось отдельная приводная радиостанция, 39 соток земли, колючая проволока на бетонных столбах и видеонаблюдение.
г. Константиновск.
Качура Е., член Союза краеведов России.
Смотрите как же: фото константиновского аэропорта