Конец 20-х-начало 30-х гг. были ознаменованы коллективизацией, организацией в хуторах и станицах Дона колхозов и совхозов. В 1929/1930 г впервые ввезены в СССР пропашные тракторы «Кейс» в количестве 500 шт. В СССР (1930-1940) приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников.
Производительность трактора с плугом «Кейса» была в то время 0,25 га за 10 часов работы. В настоящее время трактор «Кейс» 435-сильный и производительность в разы выше.
Вся техника сначала поступает в колхозы и совхозы, но с успехом коллективизации создаются МТС-машинно-тракторные станции и вся техника сосредотачивается в них, что позволило резко повысить производительность труда.
Обухова И. А., директор Семикаракорской МТС, Азово-Черноморского края, вспоминает, что Семикаракорская МТС организована в 1930 году.
Семикаракорский район в 20-е годы прошлого века часто объединяли с Константиновским. Земли колхозов хуторов Висловского, Больше Мечетновского и Мало-Мечетновского то входили то выходили, по этому поля выще названных обрабатывала Семикаракорская МТС в 1931 году.
В семье Стефановой Е. К., жительницы г. Константиновска, хранится фото этого периода.
Проверка работ тракторов «Кейс» американским инженером Кавелло в весеннию посевную компанию 1931 года. На полях колхозов Семикаракорской МТС.
Справа 1-й: Тарасюк В. Г с портфелем, представитель Константиновского РК ВКП(б).
Следы инженера Кавелло, на фото в плаще и шляпе, теряются на просторах Дона, но фото позволяет нам увидеть труд и лица первых участников Семикаракорской МТС в 1931 году. На 1 января 1935г. в Семикаракорском районе было уже 28 колхозов, 2 машинно-тракторные станции и 1 совхоз.
Жизнь не остановить, отгремела Великая Отечественная война, страна строит в 1952 году Волго-Донской канал им. В. И. Ленина и Цимлянское водохранилище и Цимлянскую ГЭС.
Еще в 1938-39 гг в СССР была признана более перспективной идея создания электрического трактора.
После постройки Цимлянской ГЭС страна взяла курс на внедрение в сельское хозяйство электро тракторов и других машин, работающих на дешевой электро энергии.
Константиновская районная газета «Знамя коммунизма» 12 апреля 1953 года писала, что в Ростовской области начинается использование энергии Цимлянской ГЭС для электропахоты. В Семикаракорском районе вступает в строй Больше-Мечетновская электро-МТС. В этом году она должна применить в работе электротракторы.
Электро-МТС — сила! Кабель для трактора будут выпускать в Харькове.
Константиновская школа механизации приступила к подготовке кадров водителей электротракторов. Создана группа трактористов электротракторов. Новой специальностью овладеет 30 человек. Они будут работать в Больше-Мечетновской электроМТС.
В 1952 году центральная пресса отмечала, что в Семикаракорском районе планируется организация МТС с электропахотой и электрокомбайновой уборкой.
Шебанов Виктор Григорьевич, 1936 г рождения, г. Константиновск, вспоминает: «Когда строили на Больше-Мечетном электроМТС сколько щебня с Борщевской балки вывезли? В Долгом был целый щебзавод».
Журнал «Огонёк» в 1953 году писал, что в нынешнее время существуют МТС, которые владеют электрическими тракторами: Рыбновская под Рязанью, Корсунь-Шевченковская электро-МТС... В Семикаракорском и Романовском районах строятся электромашинно-тракторные станции.
В 1954 году в ста километрах от Цимлянской ГЭС, в хуторе Больше Мечетном, Семикаракорского района завершается строительство электро МТС. Уже построены общежитие для механизаторов, приусадебная трансформаторная подстанция.
В настоящее время проводится строительство лишь первых электро-МТС, но у них большие перспективы. В Мечетновской МТС произвели удлинение сети электролиний на 20-30%.
Из справки Семикаракорского архива № С-746 от 08.08.2016: Мечетновская электромашинно-тракторная станция (ЭМТС) была создана в январе 1953 года на основании приказа Ростовского областного управления сельского хозяйства № 1756 от 24б12.1952.
В зоне колхозов, обслуживаемых Мечетновской ЭМТС, были колхозы: имени Калинина, имени Молотова, имени Андреева, имени Хрущева, имени Шверника, имени 3 Интернащионала, «Путь к Социализму», «Красная поляна».
Вспоминает ветеран труда Гондусов Александр Андреевич, 1935 года рождения:В январе 1954 году поступил учится в Новочеркасскую школу механизации № 6, на тракториста широкого профиля и слесаря.
Заканчиваем в июле 1954 года. и нас отбирают, кто хорошо учился, 25 человек и направляют в р. п. Константиновский, в школу механизации, переучиваться на водителей электротракторов на ДТ-54. Создается группа из 30 человек.
Наши 25 человек были со всей Ростовской области, большинство из г. Новочеркасска, г. Шахты, х. Вислого, 7-м человек из Минвод и Пятигорска.
1954 год мы отучились и нас напрвляют на практику в Дубенцы, х. Вислый и х. Больше-Мечетновский. В Мечетновской электроМТС уже работали Сашка Малоканов из х. Вислого, Тащенко Николай с х. Больше-Мечетной, Ильин с х. Жукова, Власов, Романцов, Донецков Иван. Кроме меня в х. Больше-Мечетном никого не осталось. 2-е или 3-е ребят еще живы и проживают в г. Новочеркасске.
Сначала я попал в Дубенцы, любил футбол и играл в него, но так как большинство футболистов попало в Мечетновскую электроМТС, то меня обменяли, и я попал сюда. Фактически мы 1954 год не работали, а прошли только практику и нас оформили прямо в Константиновской школе механизации для работы в Мечетновской электроМТС.
Дают нам отпуск на 3 месяца, не оплачиваемый, до марта 1955 года. Меня вызывают 3 Марта 1955 года, прибыл в х. Больше-Мечетновский 5 Марта и попал на голосование в школе, где сейчас здание местной администрации. Меня определии в общежитие Мечетновской электороМТС на второй этаж, недавно построенное. Прожив 10 дней я перешел на квартиру к Бутовым, пока не женился, я жил у них.
Мы работали весну и осень т. е. вели вспашку, планировку.
Электротрактора на других работах не применяли. Ждали электротрактора на резиновом ходу для других видов работ, но они так и не пришли. В 1959 году, когда я пришел с армии, ко мне приезжали с Белоруссии и приглашали на работу на электротрактор на резиновом ходу, он у них пошел в частности на сенокосе. Показывали фотографии этих тракторов в работе. Электротрактор на гусеничном году полностью трактор ДТ-54, только снят двигатель, а все остальное своё- кабель на муфте.
Электролиния отходила от Висловской подстанции и шла вдоль всех полей на деревянных столбах, которые впоследствии убрали. Электротрактора стояли в ангарах в МТС. Подстанцию подвозили трактором. Обрабытывали поля от х. Больше-Мечетновский, вдоль старой дороги на паром, до границы с полями х. Новозолотовский, от Гланого канала и полей х. Вислого до полей х. Больше-Мечетновский и х. Мало-Мечетновский
Кабель был 428 метров длиной и намотан на муфте. 420 метров вываживался на подстанцию если гоны по 500м то у меня хватало, 500 м туда и 500 м сюда, хватало. Если гоны были 1240 м, это когда работали за Главным каналом, то кабель подстанции помогал.
Главным инженером Мечетновской электороМТС был Сафронов, но он работал не долго, он был с Москвы с какого-то НИИ, когда его отозвали стал Копылов с г. Шахты.
Толик Кочетов с Пятигорска ходил на границе с землями х. Висловского, от Мирного до Главного канала; Донецков Иван работал в полях на границе с х. Новозолотовский, Тащенко Николай работал в районе винцеха, рыл силосные ямы.
Производительность электротрактора на базе ДТ-54 была выше. 44 КВт двигатель, а на перегрузке на 1,8 превышал. В ДТ-54 54, а на крюк 17-18, а у электротрактора 44 и он мощнее ДТ-54 в 1,8 раза, почти 60% выходило на крюк. У ДТ-54 трех корпусной плуг, а у электротрактора 8 корпусной плуг- 4 на свал и 4 отвал.
Первым директором Мечетновской электроМТС был Н. Рыбин (1953-1957 гг), с Новочеркассска, я с ним поругался. До 1956года водители электротракторов имели бронь от призыва в армию.
В 1955 году меня Н. Рыбин стал выгонять с работы, но райком партии отстоял, но директор добился в РВК и решили, что я еще поработаю год. Главный инженер Копылов меня уважал, так как я работал везде где скажут, и я работал просто трактористом у бригадиров Васильченко Василия Прокофьевича; Алексея Борща, бригада была в районе дома канальщика; Фролова Михаила Тихоновича в кормодобывающей бригаде, где лошадью из 30 м колодца добывали воду.
Электротрактора были и в 1955 году, но в 1956 г оду осенью я уходил в армию и все 11-ь электротракторов стояли в ангаре. Из справки Семикаракорского архива: «С 1955 года в документах Мечетновской ЭМТС встречаются приказы Донского комбината Шампанских вин. На основании его приказа № 15 от 18.01.1957 трактора и тракторные бригады Мечетновской ЭМТС были переданы совхозам. В ЭМТС была организована база по ремонту сельскохозяйственной техники.»
Все МТС-машино-тракторные станции вскоре переименовали в РТС-ремонтно-тракторные станции, а технику передали в колхозы и совхозы, архивная справка: «...с июля 1958 года Мечетновская МТС стала называться Мечетновская ремонтно-тракторная станция. На основании распоряжения Ростовского Совнархоза от 09.02.1960 № 131 и приказа Управления винодельческой промышленности № 65 от 11.03.1960 Мечетновскую РТС переименовали в в Мечетновский строительно-монтажный участок (ССМУ) 08.04.1960. Мечетновский строительно-монтажный участок подчинялся Ростовскому строительно-монтажному управлению винодельческой промышленности и существовал до 1993 года».
В 1959 году Гондусов Александр Андреевич пришел с армии, электротракторов уже не было, подстанции еще были, но их куда-то распределили. Во истину, что имеем не бережем, а потеряем плачем.
Качура Е., краевед.
г. Константиновск.