Перейти к основному содержанию
Календарь краеведческих дат

Ш

ШАБАЙ — посредник в тор­говле между производителем товара и купцом.

ШАГРЕНЬ — козлиная кожа для ичегов и ноготиц.

ШАЛАБАН — крытый воз, ко­чевая кибитка; в переносном смысле — стакан водки.

ШАЛАВА — распутный чело­век.

ШАЛАТЬСЯ — бродить без видимой нужды.

ШАЛЫЖИНА — хворостина, молодой побег у дерева.

ШАМИЛЬ (1798-1871) — ре­лигиозный и политический вождь кавказских горцев, имам (глава) религиозной секты мю­ридов, у которой борьба за не­зависимость черпала свои ос­новы в магометанской вере. Его отец — аварский уздень, а мать — дочь аварского бека. Казн Мулла (Гази Мухамед) проповедник мюридизма, пер­вый имамЧечни я Дагестана стал его другом и наставником. Ш., по своему времени до­вольно образованный, будучи образцом горского мужества, отличался религиозным фана­тизмом и вёл жизнь нетребо­вательного аскета. С началом священной войны против рус­ского государства он стал помощником Кази Муллы, а ко­гда последний был убит в ауле Гимры, сам Ш. едва успел скрыться от солдат израненый и полуживой.

При втором имаме Хамзабеке он заведывал набором до­бровольцев и снабжением, ино­гда руководил боевыми опера­циями.

Когда и этот вождь был убит в сражении, горцы избрали Ш-ля своим новым имамом. А так как он был избран всена­родно, ханамЧечни и Дагеста­на пришлось уступить ему свои права. Во главе Верховного Со­вета он стал главным предста­вителем военной и граждан­ской власти в крае и оказался не только надёжным боевым на­чальником, во и исключитель­ным правителем. При нем был создан особый порядок управ­ления, в основе которого был положен тот же религиозный закон. Борьбой за независи­мость ему пришлось руково­дить 25 лет, после чего он должен был сложить оружие пе­ред более сильным противни­ком. Русским удалось сломить сопротивление горцев медлен­ным проникновением в их не­приступные области, рубкой просек, непрерывным изматыванием их скудных сил и под­держкой прежней кавказской аристократии. 25 августа 1859 года Ш. был принужден сдать­ся князю Барятинскому в ауле Гуниб, где он укрылся с че­тырьмя сотнями мюридов.

Пленному имаму был указан г. Калуга, как место постоян­ного проживания, Отсюда в феврале 1869 г. ему разрешено отправиться паломником в Мек­ку. В марте 1871 года он умер на земле своего пророка в Ме­дине.

ШАМШИР — кривая шашка из особенно ценной дамасской стали.

ШАПКА  — описывая голов­ной убор Казачек в ХVIII ст., А. И. Ригельман говорит: "по большей Части старшинские и богатых казаков жены носят с черкесского обычая собольи и круглые шапки с унизанным каменьем и жемчугом, а у ма­ломощных в узор золотом и серебром расшитым, или из ка­кой парчи, материи или бар-ката, плоским верхом; вдовы же носят их без всякого укра­шения, только чёрные". Самое раннее описание головного убора подонских мужчин на­ходится в "Дневнике" В. Рубрукиса. По его словам жители Дона в 12БЗ г. носили "высо­кие островерхие шапки, по форме очень схожие с головой сахара". Очевидно, подобные войлочные шапки фасона "ску­фьи", как внешний признак, послужили на Руси поводом для прозвища "Черные Клобу­ки. У Запорожских и Черно­морских Казаков этот фасон встречался еще и в конце ХVIII века. На хранящемся в Киев­ском историческом музее портрете, Войсковой судья А.А. Головатый держит в руке имен­но такую черную скуфью, об­шитую по низу серебряным га­луном. В это время на Дону шапки-трухменки уже покры­вались мехом наружу, но носи­лись и низкие папахи. Кавказ­ские Казаки тоже стали носить папахи и трухменки, причем их ферма менялась в зависи­мости от горских мод. Появи­лись расширенные кверху "ка­бардинки" "вороньи гнезда" и низкие "кубанки" с плоским верхом.

ШАПРОН ДЮ ЛАРРЕ Лавр Алексеевич — внук генерала Л. Г. Корнилова и сын его до­чери Наталии, которая вышла замуж за генерала Ш. дю Л. и имела от него сына, родивше­гося 30 января 1932 г.. Лавр Алексеевич Ш. дю Л. окончил университет в Брюсселе (Бель­гия) и оставлен при нем для научной карьеры. Собирает материалы для истории Белой борьбы и для биографии сво­его деда.

ШАПТАЛА (греб.) — абрико­сы, деревья и их плоды.

ШАПСУГСКИЙ БАТАЛЬОН — вначале состоял из Казаков двенадцати приморских ста­ниц Кубанского Войска: Геленджикской, Адербийской, Пшадской, Береговой, Вуланской, Джубской, Дефанской, Новомихайловской, Ольгинской, Небургской, Вельяминовской и Георгиевской. Высочай­шим указом от 30-го декабря 1869 г. эти станицы выделены в самостоятельный Черномор­ский округ, а после вошли в Черноморскую губ., где стани­ны переименованы в слободы, Казакам же предложено пере­селиться в Кубанскую область или остаться на месте в каче­стве государственных кресть­ян. Ш. Б. расформирован.

ШАРАН (некр.) — рыба карп, молодой сазан.

ШАРАПОВ Бадьма Ногалаевич (дон.) — род. 3 марта 1894 года, ст. Беляевской; губерн­ский секретарь и член Донско­го Круга. Во время первой Ми­ровой войны служил в 56 Дон. каз. особой сотне, после рево­люции 1917 года участвовал в Степном походе и был делега­том в Донском Круге. Уйдя в эмиграцию, проживал во Фра­нции, где состоял станичным атаманом Обще - калмыцкой, станины, а оттуда переехал в США.

ШАРАШКА — примитивное приспособление для очистки ружейных стволов от налипше­го свинца. В старое время пу­ли без оболочки и охотничья дробь делались из легкоплав­кого свинца; поэтому при стре­льбе внутри нагретых стволов накоплялись свинцовые пла­стинки, тоже — шарашки. Они сокращали дальность и мет­кость стрельбы, а поэтому ру­жье надо было время от вре­мени ошарашить. Ш. состояла из железного станка с зажи­мами и расположенным вдоль него стальным прутом, квад­ратным в сечении, с одним концом в подшипнике. Ружейный ствол надевался на прут и не­подвижно зажимался на стан­ке; прут вращался при помо­щи рукоятки и бил с грохоток по стенкам ствола не шлифуя, а отбивая шарашки. По анало­гии — шарашками назывались налипшие и скатанные за зиму нечистоты у крестьянских ко­ров и лошадей, накопившиеся на шерсти кна хвосте.

ШАРМИЦЫ — малые полко­вые манёвры.

ШАРОВАРЫ — широкие ка­зачьи штаны.

ШАРПАТЬ — отрывать, добы­вать.

ШАСТАТЬ — бегать без осо­бенной нужды и появляться то тут то там.

ШАТОСТЬ (некр.) — неустой­чивость, склонность к измене.

ШАХИМ ГИРЕЙ — Султан из рода крымских ханов Гиреев, поселившихся за турецкой гра­ницей Кавказа, после того как Крым был завоеван Русскими. Родился в 1880 г. в ауле Кургоковском Баталпашийского отдела. Окончил Ставрополь­скую гимназию И поступил в Харьковский университет, но в 1904 г. попал в число "политически неблагонадежных" и был уволен. В 1906 г. снова принят в эту высшую школу, окончил Юридический факуль­тет и стал адвокатом, защит­ником в судах Кавказских Гор­цев. После революции 1917 г. жи­тели аулов послали его своим представителем в Кубанскую Краевую Раду, где он был вы­двинут на пест старшего това­рищи председателя этого Народного Собрания. В Раде За­конодательной он избран на тот же пост и оставался на обоих неизменно до ноября 1919 г. Во время террористи­ческой расправы деникицев с Кубанской Радой Ш. Г, был насильственно изъят из ее со­става и принудительно выслан за границу, где и умер.

ШВЕЙЦАРСКИЕ НАЕМНИКИ — военная служба принятая у Швейцарцев в XVI - XVIII вв., когда часть их мужчин нани­малась солдатами и офицера­ми к чужим государям, осо­бенно к тем, которые не очень доверяли своим подданным. Ш.Н. служили у разных нанима­телей, а потому им иногда приходилось встречать на воле сражение своих соплеменников и биться с ними. В те времена наемничество было особенно распространено среди выход­цев из Германии. В Московии все солдаты наемных иностран­ных войск так и назывались "немцами". У Швейцарцев обы­чай наемничества существовал до XIX в. Из них состояла и гвардия французского короля Людовика XVI. В 1789 г. эти швейцарские гвардейцы почти все погибли у ворот Тюильрийского дворца, защищая своего царственного нанимателя от его революционных подданных. В настоящее время Ш. К. сохранились только в Ватика­не, как папская гвардия.

ШВОРКА -  кусок веревки.

ШЕВЧЕНКО Тарас Григорье­вич (1814-1861) — украинский поэт и вдохновитель украин­ских национальных порывов. Будучи крепостным крестьяни­ном, рано проявил художест­венные дарования, заслужил: внимание своего помещика, и отослан им в науку к варшав­скому живописцу. В 1838 году вместе со своим хозяином по­ехал в Петербург, познакомил­ся там с некоторыми крупны­ми художниками и писателя­ми; при их помощи выкуп­лен из крепостной зависимо­сти; после этого принят в Пе­тербургскую Академию Худо­жеств, а одновременно с этим занимался поэтическим твор­чеством, избрав основной те­матикой быт и чаяния Запо­рожских Казаков с украинской точки зрения. В 1840 г, издан его "Кобзарь", сборник сти­хов, ставших образцом укра­инского литературного языка, В 1847 г. арестован за знаком­ства с неблагонадежными по­литическими людьми, а также за либерализм в поэтических произведениях; отправлен в ссылку сначала в Закавказье, а потом зачислен рядовым в 4-й Оренбургский линейный бата­льон, квартировавший в Орске. В 1857 г. освобожден и позже этого жил только четыре года. Писал и печатался также и на русском языке.

ШЕИНОХА Кароль (1818-1868) — польский историк. В основательном труде "Два го­да нашей истории (1646-1648)" дает подробное освещение ка­зачье - польских отношений в годы, предшествовавшие вы­ступлению Богдана Хмадьницкого, и в начале войны между Казаками и Поляками.

ШЕЙХ УЛЬ ИСЛАМ — также "великий муфтий", вселенский патриарх для мусульман.

ШЕЛЕСТ Григорий Дмитрие­вич (куб.) — рожд. 1882 г., ст. Должанской; участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачью Идею в гг. 1918-20; ушел в эмиграцию и погиб 26 августа 1938 г., попав под ав­томобиль на улице Белграда (Югославия).

ШЕЛОХТАТЬ — щекотать.

ШЕЛУДЬКО Филипп Павло­вич (куб.) — рожд. 1897 г., ст. Кирпильской Таманского от­дела; участвовал в Первой Ми­ровой войне и в борьбе за Ка­зачью Идею; от 1920 г. нахо­дился в эмиграции и умер 3-го апреля 1986 г. в г. Пожаровец на Дунае (Югославия).

ШЕРБОШИТЬ — волноваться, возбужденно выкрикивать.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ ДОН. КАЗ. ПОЛК — до 1918 г. постоян­ный конный полк действитель­ной службы; сформирован на кадрах прежнего полка того же номера из молодежи Чер­касского, Ростовского и Таган­рогского округов; награжден Георгиевским знаменем за под­виги, совершенные во время Турецкой и Персидской кам­паний в гг. 1827-28. Вечный шеф — генерал Греков 8-й.

ШЕСТОЙ ДОН. КАЗ. ПОЛК — до 1920 г постоянный конный, полк действительной службы; сформирован на кадрах преж­него № 34 полка из молодежи Второго Донского округа; на­гражден Георгиевским знаме­нем за оборону Москвы от Французов в 1812 г. Вечный шеф — генерал Федор Ивано­вич Краснощекое.

ШИБАТЬ — бросать вдаль, бить броском плетью.

ШИБКО — быстро.

ШИГАЕВ Максим — Яицкий Казак сподвижник Пугачева, в штабе которого прозывался графом Воронцовым; захвачен Русскими и повешен в Москве.

ШИПУЧЕЕ ДОНСКОЕ — игристое вино, донское шампан­ское.

ШИПШИНА — дикая роза, ши­повник.

ШИРИНКА — узкая полоска материи, у Некрасовцев — но­совой платок.

ШИРОКОПЫТОМ — кувырком.

ШИТВЯНКА — у служивых кожаный мешочек со швейными принадлежностями.

ШИШКОВСКИЙ Иван Панте-леймойович (дон.) — род. 28 сентября 1892 г., ст. Раздоросой; полковник. Участвовал в Первой Мировой войне и в бо­рьбе за Дон в гг. 1918-20; ос­тавшись после этого на Дону, Скрывался и временами с Ка­заками делал партизанские на­лёты на советские учреждения. Был в казачьих рядах противников СССР и во время Вто­рой Мировой войны, после ко­торой остался в эмиграции. Проживая в Англии, состоял станичным атаманом Нац. ста­ницы, в Олдгаме и активным деятелем Каз. Нац. Движения. Умер 12 мая 1964 г.

ШКУРО Андрей Григорьевич (куб) — род. 7 февраля 1887 года ст. Пашковской; генерал-лейтенант. Окончив Москов­ский кадетский корпус, сразу отправился добровольцем на фронт Русско-японской войны, а после ее окончания поступил в сотню Николаевского кавалерийского училища. В 1907 г. произведен в чин хо­рунжего и начал службу в 1-м Екатеринодарском каз. полку.

На фронте Первой Мировой войны, от 1915 г. командовал особым партизанским отря­дом, отличился налётами на германские тылы и был награ­жден Золотым оружием и анг­лийским орденом. В начале 1917 г. Ш. состоял уже в чине войскового старшины и назна­чу командиром конного полка на Кавказский фронт. После революции и всеобщей демо­билизации казачьих полков, Он стал во главе Казаков Баталпашинского отдела, начавших борьбу с ленинцами и неожиданными налетами уничто­жал их "красные" отряды. Прежние подвиги и успешное возглавление новых партизан сделали его весьма популярным командиром. Безудержно сме­лый, прямолинейный, духовно близкий своим партизанам, он всегда сам водил их в бой и сумел окружить боевую деятельность романтикой прош­лых казачьих отношений. Для охраны штаба и для ликвида­ции возникших в боях неусто­ек, он сформировал сильный конвой, "волчью сотню", наря­дил его в шапки из волчьего меха, ввёл особый боевой клич, подобный волчьему вою и приветствие командира в ви­де вольчего подвывания. Бла­годаря постоянным успехам, имя этого небольшого и щуп­лого полковника стали произ­носить с почтением и окружи­ли легендами. О нем слагались песни:

"А во первых во рядах,

 ой, да, сам Шкуро,

Гей, на конике он выхиляется,

Своим войском выхваляется:

Ой, да в мине войска,

Ой да, все кубанская,

Еще сотня Бургустанская,

А конвой-то, он Бекешевский".

Казаки охотно шли в части этого прославленного коман­дира; его отряд скоро вырос в бригаду и в дивизию полно­го состава.

Победы под Ставрополем, Пятигорском и(во многих дру­гих случаях покрыли его лав­рами славы, которая разошлась по всем фронтам.

Когда пришло время движе­ния с казачьих земель на "большую московскую дорогу", участие в нем Кубанцев стави­ли в зависимость от его согла­сия и примера. Чтобы его заохотить, генерал Деникин повысил его в чинах до генерал-лейтенанта и, добавив к его кубанской дивизии дивизию Терцев, сделал его команди­ром корпуса. Во главе его он всё так же шел от победы к победе, до того времени пока дальнейшие мероприятия ген. Деникина не погасили боевой дух Казаков.

Став в 1920 г. эмигрантом, ген. Ш. проживал в Югославии и в Париже. Когда Казаки включились во Вторую Миро­вую войну, пожилой генерал заведывал вербовкой добро­вольцев в казачьи корпуса, во время выдачи Казаков Стали­ну, оказался в Лиенце. Англи­чане не посчитались с тем, что он был кавалером их ордена и тоже передали его в руки вра­гов. После мучительных до­просов московские палачи ка­знили его в январе 1946 года.

ШЛЕНДАТЬ — слоняться без дела.

ШЛЫЧКА — женский голов­ной убор, твёрдая шапочка с рожками, которая покрывалась платком или шальником из прозрачного шёлка. До наших дней сохранялась Ш. в виде низ­кой цилиндрической шапочки. Её носили под платком.

ШЛЯХ — широкая степная до­рога.

ШЛЯХТИН Никола Яковлевич (дон.) — рожд. 1892 г., ст. Гундоровской; полковник. Из Донского кадетского корпуса принят в сотню юнкеров Нико­лаевского кавалерийского учи­лища, которое окончил вахми­стром в 1913 г. Вышел на служ­бу в 10 Дон. каз. полк, где при­обрёл славу одного из лучших гимнастов и конников. В рядах того же полка провел Первую Мировую войну, во время ко­торой неоднократно награж­дён орденами и чинами за бое­вые подвиги. После Октябрь­ского переворота в конце 1917 года возвратился на Дон в чи­не войскового старшины, при­нял участие в борьбе с ленин­ской красной гвардией, а пос­ле сформирования Донской Офицерской школы назначен в ней начальником Конного от­дела. После эвакуации в Крым был преподавателем в Атаман­ском военном училище, вышел с ним на фронт и за бой под Каховкой произведен в чин полковника.

Уйдя в эмиграцию много лет выступал во главе группы джигитов и посетил с нею мно­гие города Европы, Когда же началась война, от 1939 г. про­живал в Бельгии и зарабаты­вал на пропитание семьи тяже­лым физическим трудом. Умер 26-го октября 1958 г. в г. Гент (Бельгия).

ШМАТ — связка поплавков-балбырок в каждом конце ры­боловной сети.

ШМАТОК — кусок.

ШМЕЛЕВ Александр Иванович (дон.) - род. 2 сентября 1895 года ст. Нижне-Чирской; пол­ковник. По окончании средней школы принят в Новочеркас­ское казачье училище и в 1916 году с чином прапорщика вы­шел на фронтовую службу в 12 Дон. каз. полк. С фронта Пер­вой Мировой войны Ш. воз­вратился на Дон сотником, на­гражденный многими ордена­ми, в том числе орденом св. Владимира 4 ст. и св. Анны 4 ст. Когда же в марте 1918 г. на­чалось повсеместное сопро­тивление Казаков красногвар­дейскому засилью ленинцев, он принял в нем деятельное участие и благодаря личным боевым качествам стая быстро продвигаться в чинах. В февра­ле 1919 г Ш. назначен командиром полка, а осенью того же года, всего 24-х лет от роду, получил производство в чин полковника. В Крыму у Вран­геля командовал Платовским каз. волком и награжден орде­ном св. Николая Чудотворца 2-ой степени.

В 1920. г., став эмигрантом, и проживая в Болгарии он счи­тался командиром своего пол­ка до тех пор, пока Казаки, ча­стью с его помощью, не разъ­ехались по различным рабо­там. В 1942 г. он поступил доб­ровольцем в 1-й каз. полк из состава Русского корпуса про­тивников СССР и командовал там 10-ой сотней. С нею заслу­жил германский орден — же­лезный крест. Вылечившись после 7-го ранения, полк, был

послав для связи в штаб ген. Власова и после окончания войны разделил судьбу многих Казаков: победители выдали его Сталину, В СССР он отбыв десятилетнее заключение а ла­герях принудительных работ, после чего оставлен в доме ин­валидов на севере Иркутской; области, где этот доблестный боец за Казачью Идею умер 2-го мая 1960 года.

ШОКЛА — трещина, щель.

ШОЛОХОВ Михаил Алексан­дрович — советский писатель, автор романов на темы взятые из казачьей жизни. Коренной житель Дона, Ш. по природно­му отцу считается Казаком, а по отчиму, фамилию которого носит — иногородний; мать — Украинка, После торжества на Дону соввласти, заявил себя ее сторонником и добровольно служил в отрядах, насильно от­биравших от Казаков продо­вольствие.

Быт станиц и казачий язык Ш. знал в совершенстве, а об­ладая тяготением к творческой работе и крупным литера­турным талантом, создал бле­стящий роман "Тихий Дон"г эпическое произведение, осве­тившее жизнь Казаков, их уча­стие в Первой Мировой войне и борьбу против внедрения на казачьей земле советской вла­сти. Благодаря своей красоч­ности и несмотря на некоторые отклонения от советской идео­логия, роман несколько раз пе­реиздавался в СССР. Переведен также на многие иностранные языки.

Ш. писал о Казаках, противниках той власти, которой служил сам; он писал в эпоху, когда еще не остыли революци­онные страсти и все же злобы против Казаков в его романе не чувствуется. Как раз наобо­рот, «Тихий Дон» даже вызвал симпатии посторонних читателей к этому непреклонному и непокорному народу.

"И обо всем этом рассказа­но на том же самом языке, на котором говорят эти простые, несчастные и прекрасные лю­ди, но только на языке пропу­щенном сквозь "магический кристалл" необыкновенного та­ланта художника. Ничего не потеряв из своего самобытно­го очарования, этот язык, и как бы очистился, и как бы сгустился и стал прозрачным. Всё это написано теми же крас­ками, которыми донская степь встречает весну, лето» осень и зиму, утро и вечер, восход, и закат солнца, которыми игра­ет она и в часы безмятежного безмолвия и в часы грозы: в красках жизни и в красках тре­пещущего сердца художника, вобравшего в себя и озарив­шего изнутри эти краски осо­бенным светом радостности". Так пишет один из советских критиков (А. Калинин) в пос­лесловии к четвертому тому "Тихого Дона". Дальше он го­ворит, что и теперь, после все­го пережитого за последние пол века, "не поблекла, не заволоклась туманом забвения, а наоборот, выступила еще ярче, осеяная заревами революции эпохи, могучая живо­пись народной жизни на по­лотнах "Тихого Дона".

В 1965 г. Ш. получил за него Нобелевскую премию.

Но, к сожалению, этому ро­ману Ш. отдал все свои твор­ческие силы. Из под его пера после этого не вышло ничего достойного, внимания. Круп­ный талант, в этом случае, не сочетался с большой духовной мощью. Опьяненный успехами и похвалами, Ш. взял курс на "твердокаменную" партий­ность и за блага, ему предо­ставленные, стал низко кла­няться в сторону компартии и власть имущих, оплачивая про­изведениями в "выдержанном идеологическом духе".

Ортодоксальный коммунизм в нём, как и в других художни­ках, оказался несовместим со свободным творчеством. Сле­дующий роман "Поднятая Целина" не нашел положитель­ной оценки даже в Кремле. Эмигрантская печать сообщи­ла, что творчество Шолохова стало не по нутру и Сталину. "При его способностях, Шоло­хов мог написать шире и луч­ше, — сказал Сталин в частной беседе А. Н, Толстому. — Глав­ный недостаток "Поднятой Це­лины" да и, вообще, произве­дений Шолохова тот, что отри­цательные типы у него слиш­ком ярки — ярче положитель­ных, К тому же у него преуве­личенное любование всем ка­зацким... И довольно однооб­разная тематика". Конечно, у Сталина оценка положительных и отрицательных типов иная, чем у Казаков.

Сталинская линия одолела. Все, что после писалось, пере­рабатывалось и переделыва­лось, соответствовало требова­ниям "социального заказа"; всё это выглядят бесплодными потугами, пошловатой посред­ственностью. К тому же Ш. опорочил свое имя и лицо ху­дожника неоднократными и грубыми выпадами с трибун по адресу коллег — писателей, выступавших в защиту высоких идеалов свободного творче­ства.

ШПАК Григорий Захарович (куб.) — рожд. 1897 года, ст. Новоджерелиевской. Во время Первой Мировой войны стал офицером и после Октябрьско­го переворота 1917 г. два года участвовал в борьбе за Ка­зачью Идею. В апреле 1920 г., на берегу Черного моря ране­ный попил в плен к "красным", перенес тюрьму, допросы с из­биениями и многолетнее зак­лючение в концлагерях. Когда началась Вторая Мировая вой­на, его взяли из лагеря в ар­мию и отправили на фронт, но он вскоре оказался по стороне противников СССР, в Казачь­ей дивизии фон Пантвица и с нею отошел на запад. После победы союзников, Ш. сумел предвидеть выдачу Сталину и вместе со многими своими Ка­заками на время скрылся в го­рах. Пребывал в Германии до 1963 г., когда переехал в США. Здесь, как сторонник Вольно-

Казачьего Движения, вскоре был избран атаманом Казачь­его нац. округа и, как таковой, призывался в Комиссию Конгресса, для дачи показаний об условиях жизни Казаков под властью Советов. Умер от рака легких 3-го октября 1964 г. в г. Акрон (штат Огайо).

ШПИГАНОВИЧ Владимир Львович (куб.) — рожд. 1881 году, ст. Кавказской; полков­ник. Участник Первой Миро­вой войны и борьбы за Ка­зачью Идею в гг. 1918-20; пос­ле этого ушел в эмиграцию и умер 28 ноября 1939 г. в сана­тории для туберкулезных; по­гребен на кладбище гор. Вурдберга (Югославия).

ШПОРЫ — металлическое приспособление для понужде­ния коня. Одно время Ш. были принадлежностью казачьей полковой формы, но распоря­жением от 8 июня 1867 г. изъ­яты из обмундирования рядо­вых и оставлены только ка­зачьим офицерам. В форме Кавказских Казаков при чер­кеске не были никогда приня­ты.

ШТАНДАРТ — особый род ка­валерийского знамени умень­шенного типа, с изображением черного двухглавого орла, В Русской армии казачьи полки обычно имели знамена, а Ш. жаловались им за особые за­слуги. Казачьи гвардейские полки имели его все; из армей­ских им награждены: 26, 29, 30, 31, 36, 37 Дон. каз. полки;

1-й Таманский, 1-й Полтавский, 1-й Запорожский и 1-й Кавказский Кубанские полки: 1-й, 2-й, 3-й Кизляро-Гребенские Терские полки.

ШТОЕКЛЬ Гюнтер — автор не­мецкой книги "Происхождение Казачества" (Gunter Stokl, Die Entstehung des Kosakentums, Munchen 1953). Основная идея этого сочинения мало отлича­ется от русско - украинской "беглохолопской" версии. Те же "колонизационные устрем­ления", те же русские и укра­инские бегуны в Дикое Поле, скрывающиеся с насиженных мест внутри страны для того, чтобы жить с военной добычи и охранять от Татар то самое государство, которое они ос­тавили из-за угнетений, нужды и безнадежности. Эту точку зрения на "происхождение" казачьих общин Ш. и пробует обосновать в своей книге. Но использовав весьма ограничен­ное количество первоисточни­ков, он заменяет их многосло­вным изобилием своих собст­венных и чужих соображений. Версии Броневского и Грушев­ского он расширил с немецкой аккуратностью, но его выводы так же далеки от истины и ма­ло убедительны.

Ограничившись источника­ми не более древними, чем рус­ские летописи и Кодекс Куманикус (XIII в.), он прошел без внимания указания восточных географов и достижения архе­ологии. Дух кочевого Востока остался для него неведом, а со славянским языком летописей он тоже не проявил основа­тельного знакомства.

Идя по следам историков, ставивших себе иные цели, чем выяснение истины, он го­ворит о Казаках Татарских, как о группах этнически обособ­ленных от других Казаков. Ка­заки Татарские (Ордынские), Литовские, Русские, действи­тельно встречаются в дипло­матических актах, но это не значит, что они отличались друг от друга больше чем, на­пример, Немцы Германские от­личаются от немцев Австрий­ских, Немцев Русских или Польских. До своей полной ассимиляции в чужой среде Ка­заки оставались Казаками, а Немцы оставались Немцами.

Ш. упускает также из виду, что колонизация опасных зе­мель за пограничной чертой всюду была связана с первона­чальным завоеванием их во­оруженной силой. Только пос­ле этого они заселялись завоевателями под военной охраной. Возвращение же Казаков на свои старожитные земли мало отличалось от передви­жений, уходов и возвращений кочевых народов. А оборона границ при помощи чужих сил известна истории от античных времен. Рим и Византия поль­зовались помощью "федера­тов" (см.), которые привлека­лись из кочевавших поблизо­сти иноплеменников, знавших пограничье лучше коренного населения страны. Что же касается смущающе­го многих историков однооб­разия в речи Русских, Украин­цев и Казаков, то автору "Про­исхождения Казачества" сле­довало бы уделить внимание и тем процесса, которые про­исходили в границах его соб­ственной родины: кельтские племена Швейцарии, Славяне-Венеды из Шпрееланд, Литов­цы-Пруссы и Мазуры из Во­сточной Пруссии, не будучи Германцами, к нашему време­ни никаким другим языком, кроме немецкого, не пользовались.

ШТУРМА (некр.) — буря, шторм.

ШУБА ДОНСКАЯ — парадная женская делалась на лисьем ме­худлиною до пят, покрыва­лась шелковой материей зеле­ного или синего цвета с черны­ми узорами; широкие сверху рукава свисали много ниже рук, а если поднимались выше кистей, то собирались наверху вроде буфов. Вся Ш. Д. вокруг подола, бортов и ворота, ча­сто была оторочена порешней (мехомвыдры). Мужские — того же кроя, как и женские запахивались правой полой на левую, но шились на волчьем меху того же фасона и покры­вались толстым сукном.

ШУБАШИ ИЛИ ШУБУШИ — у Турок начальники областей; в конце XV ст. эта должность учреждена и для Азова, после чего им должны были подчи­няться Азовские Казаки, жив­шие еще в устьях Дона и в Приазовье. Точное турецкое значение: главный, возглавля­ющий.

ШУИНЫЙ (некр.) — левый.

ШУЙЦА (некр.) — левша.

ШУКАТЬ — искать.

ШУМИЛИН Кузьма (дон.) — генерал, член Донского Круга. После скитаний по советским тюрьмам и лагерям, в 1937 г. расстрелян на "Беломорстрое" как упорный противник вла­сти.

ШУМНУТЬ — крикнуть, поз­вать.

ШУРУПОВ Иван Алексеевич (дон.) — рожд, 1898 г., стан. Усть - Медведицкой; казачий офицер. Участник борьбы за Дон; во время эвакуации а Крым оставлен на берегу Чер­ного моря в Новороссийске, попав в плен к ленинцам, пе­ренес преследования я тюрем­ное заключение. В 1942 г. поступил добровольцем в казачью часть противников СССР и после войны остался в Германии. От 1952 г. проживал в США. Умер в г. Сиракюз шт. Нью-Йорк.

ШЫРЕШЬ — изломанный пер­вый лед на Дону; когда низовый ветер подымает уровень водах, едва установившийся лед ломается и Ш. несется по руслу сбольшим шумом.

Картинная галерея
Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал