Перейти к основному содержанию
Календарь краеведческих дат

ЦАП — козёл.

ЦАПАТЬ — подбивать клин.

ЦАРЁВ БОРИСОВ — город основанный Борисом Годуно­вым в одни из последних го­дов XVI в. на Донце поблизо­сти к устью Оскола. Построив укрепленный город на татар­ских «сакмах», ведущих на се­вер, царь Борис предупреждал опасность неожиданных напа­дений Крымских Татар, а од­новременно с этим избавлялся от необходимости считаться с помощью Донских Казаков, с которым у него уже давно были испорчены отношения. Ц. Б., по его словам, и был по­строен «дляобуздания Донских Казаков» (Сухорукое). Следующей мерой в этом отношении стала закрытая гра­ница между Московией и До­лом.

Основываясь на праве силь­ного, Борис Годунов не постеснялся глубоко внедриться в Старое Поле, половецко-татарские степи, которые никогда до этого Московии не принад­лежали. Одновременно с пост­ройкой нового города, он при­казал сделать роспись новозанятой земли, рек, лесов, па­шенных земель, покосов и вся­ких других угодий. Не доволь­ствуясь этим, он распорядил­ся, чтобы воеводы, как только «на том месте укрепятца и город почнут делать», тотчас призвали бы к себе с Донца и Оскола атаманов «и лучших’ Казаков и «сказали» бы им «государево жалованье», что царь Борис пожаловал, Донец и Оскол со всеми речками, которые впадают вних, «велел от дать им, донецким и оскольским атаманам и казакам без данно и безоброшно, и атаманы б и казаки по Донцу и но Осколу по своим юртам жить и угодьи всякими владеть без данно и безоброшно, а государю те донецкие и оскольсие атаманы и казаки служили и вестей проведовали».

Подарив Казакам не принадлежавшую ему землю, он при­казал воеводам разузнать, где расположены их юрты «и с которого юрта атаману и казаки какими угодьи владеют».

Истории известно, как Казаки приняли все мероприятие царя Бориса, как бесправные и враждебные им действия, В ответ на них они способствовали устранению его династии московского престола и сразу после этого разрушили до основания построенный им город Ц. Б.

ЦАРИЦЫНСКАЯ ЛИНИЯ — полоса укреплений, основанная русским правительством в 1719 г. Она должна была пересекать Волго — Донской водораздел, излюбленную дорогу грабительских отрядов кочев­ников, Турок и Кубанских Та­тар для нападений на окраины России. Там воздвигли не­сколько земляных, крепостей, Донецкую, Грачи, Мечетную, Оскор, с принадлежащими им форпостами. На своей земле Донцы согласились занимать их своими гарнизонами, для чего высылали от 800 до 1200 человек. На астраханской же земле службу несло Волгское Казачье Войско.

После того как в 1777 г. ос­нована на юг от нее Азовско-Моздокская Линия, Ц. Л. уп­разднена за ненадобностью.

ЦАРСКИЙ КУС — первый улов с зимнего багрения рыбы, от­сылавшийся Уральскими Каза­ками в дар царскому двору.

ЦАРЬ — у Русских термин по­лучившийся при сокращении римско — византийского слова «цесарь»; уже в самых древних летописях встречается как ос­нова наименования г. Констан­тинополя: Цесарь-город, Царь-город, Царьград. Около ХШ в. в московских актах царем на­зываются золотоордынские ха­ны, но начиная от Ивана III (1462-1505) этим званием по­льзуются и вел. князья москов­ские; они «венчаются на цар­ство» и украшают свой титул словом Царь. До падения ди­настии Романовых оно сохра­нялось в полном титуле всерос­сийских императоров и само­держцев (царь польский).

ЦЕПИ — древний способ ох­раны водных путей от бесконтрольного прохода чужих су­дов и от морских набегов ино­племенников. Поперек входа в залив или устья реки протяги­вались на плавучих баканцах массивные стальные цепи, пе­ресечь которые на судне не представлялось возможности без большого шума. Этим способом пользовались Гре­ки, Византийцы, а после них к Турки, перегородившие цепя­ми выход из Дона. Кепы, ука­занные древними географами у входа в Фанагорийский (Та­манский) залив, вероятно, те же Цепи, славянское название, которое Греки не смогли на­чертать правильно из-за от­сутствия у них буквы Ц и обычной замены ее буквой К (как Кесария вместо Цесария, Керкеты вместо Церкеты, Кик­лады вместо Циклады).

ЦЕРКОВНО СЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК — язык славянского текста Священного Писания и Богослужебных книг, первые переводы которых исполнены святыми братьями Кириллом и Мефодием, при помощи изо­бретенных ими буквенных зна­ков. Словарь Ц. славянского языка позаимствован от древ­них Македонцев и, очевидно, от Приазовских Славян; один из первых русских историков В. Н. Татищев (История Рос­сийская) подчеркивает, что «в житии Кирилла Селунского, как в римских, так и в наших написано, что Кирилл первее Казар вере Христовой учил и для них буквы сложил (а Не­стор сказует в Моравии), а потом Моравам и Болгарам сооб­щены». Изобретенные Кирил­лом и Мефодием буквы отве­чали также и требованиям фо­нетики древне — болгарского языка, может быта, потому, что Болгары пришли на Дунай после двухвекового пребыва­ния на берегах Азовского мо­ря и, следовательно, долго об­щались с теми Славянами, о которых Макарьевские Четьи Минеи говорят: «Козары были народом скифским, языка сла­вянского, а страна их лежала близ Меотийского озера»; та­кого рода Козар было там так много, что и все Хазары «из-за смешения со Славянами гово­рили по-славянски, наравне с другими народами севера» (Араб ал Бекри).

В наше время русский фило­лог-гебраист Н. А. Мещерский в своих статьях не раз выска­зывает убеждение, что самые ранние переводы на древнеславянский язык исполнены именно в Казарии, а потому в этих переводах, даже много раз переписанных русскими переписчиками «отражены ка­кие-то, оставшиеся нам неиз­вестными, связи с Хазарией». «Среди христианских поддан­ных Хазарского кагана, несом­ненно, было очень много Сла­вян, и едва ли славянский язык не был в результате этого своеобразия общим письмен­ным языком для всего населе­ния Каганата» (Византийско-славянскне литературные свя­зи. Виз. Временник, т. XVII, М.-Л. 1960).

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ — съезды пастырей и учителей Церкви со всех концов христи­анского мира для разрешения догматических и канонических вопросов веры и для иных цер­ковных дел. Их постановления имели для всех христиан не­пререкаемую обязательность. До разделения Церквей на За­падную католическую и Вос­точную православную (1054 г.) Ц. С. состояли из всех христи­анских епископий и называ­лись Вселенскими. Православ­ная Церковь признает решения семи Вселенских Соборов. Это — Никейский, Константинепольский, Эфесский, Халкедоиский, Константинопольский Второй, Константинопольский Третий и Никейский Второй. Собравшиеся после этого Ц. С. считаются Соборами По­местными, т. е. выражающими частную волю разделившихся христианских Церквей. Выс­шие духовные иерархи Казачьей Земли принимали участие во всех Вселенских Соборах; подписи епископов и митро­политов Томи и Таны (Тамани и Дона), Скифии Боспорянской и Боспора сохраняются в актах до наших дней: под ак­том. Первого Вселенского Со­бора (325 г.) подписался епи­скоп боспорский Донн, Второ­го (381) — епископ Томи и Таны Геронтий (подпись — между епископами азийскими), Третьего (431) — Тимо­фей, епископ Скифии Томитанской, Четвертого (451) — Евдоксий, епископ Боспорский и Феотим, митрополит Томитаны и прочей Скифии, Пятого (553) — епископ То- митаны Александр и митрополит боспорский Иоанн, Седьмого — подпись заместителя боспорского епископа Андрея, (в 787 г.).

ЦЕРКОВЬ — собрание ве­рующих, объединенных един­ством религиозной идеологии. Казаки принадлежат к древней Греческой Церкви в ее двух от­ветвлениях: Русском Правос­лавии и Старообрядчестве. Са­мые старинные христианские общины на нашей земле со­ставляли часть Церкви Гречес­кой с епископами и митропо­литами Томи, Таны и Скифии Боспорянской. На эти кафед­ры их назначали Константино­польские патриархи, хотя не­которые из них рукоположе­ны Грузинскими католикоса­ми.

Во время власти Золотой Ор­ды, христианские приходы кочевой степи находились в ве­дении епископов Сарайских, которые подчинялись тому же Константинопольскому патри­арху, но уже через митрополи­тов Московских, хотя им и бы­ли предоставлены широкие автономные права. На севере До­на, «передел Червленого Яра» тоже крепко держался Сарайской епархии. Там уже в деся­том веке проживало какое-то христианское племя В. Н. НД. Р., вкотором можно угады­вать Берендеев русских лето­писей. Московские митрополи­ты, начиная от Петра (1308-1326) безуспешно пытались изъять этот «передел» при ре­ках Вороне и Хопре из веде­ния епископов Сарайских и Подонских, чтобы передать его в епархию Рязанскую. Тог­да там проживал «народ хри­стианский воинска чина (....) зовомии Козаци», имевшие «чудотворные иконы в церк­вах своих». По словам А. И. Ригельмана об этом известно из Краткой Московской летописи. Об этом же свидетель­ствуют Вкладные книги Дон­ского монастыря в Москве и часовни на Лубянке там же.

Во время развала Золотой Орды, управление церковными делами Казаков перешло к ми­трополитам Крутицким, носив­шим также прежний титул епи­скопов Сарайских и Подон­ских и считавшимся замести­телями митрополитов Москов­ских. От 1613 г., со времени царя Михаила Федоровича, связь Казаков с духовным гла­вой, Московским патриархом, была установлена через По­сольский Приказ. Днепровские же Казаки в эту эпоху имели верховными владыками Киев­ских митрополитов, поставлен­ных Иерусалимским или Кон­стантинопольским патриархом. Церковные реформы Московского патриарха Никона вначале не отразились на духовной жизни Казачьей Церкви. Днепровские Казаки, вообще, стояли в стороне от московских событий и церковных разногласий, а все другие — оставались при старом обряде и при прежних Богослужеб­ных книгах. Кандидаты в свя­щенники указывались Круга­ми, которые одновременно по­сылали патриарху их характе­ристику: «духовен, смирен и неупоен и нам Казакам он угоден». После этого патриар­ху оставалось только утвер­дить и благословить нового ие­рея. Роль духовенства своди­лась исключительно к религи­озному «окормлению» паствы, без права мешатся в полити­ческую жизнь края.

Такую условную автокефа­лию Казачьей Церкви в 1718 г. уничтожил император Петр I, подчинивший ее общины бли­жним русским архиереям. До­ном и Тереком ведали еписко­пы Воронежские, которые од­нако еще сто лет после этого имели много хлопот с казачь­им духовенством. Казачьи ба­тюшки оставались тесно свя­занными со своими станицами и в церковных делах прежде всего считались с казачьим на­чальством, Кругами и атамана­ми. «Даже в конце XVIII века Синод получал жалобы Воро­нежского епископа на то, что Войсковой атаман А. И. Ило­вайский запрещает ему в от­дельных случаях вмешиваться в духовные дела казачьих при­ходов, а причты их по преж­нему определяются с утверж­дения «казачьего круга и стар­шин» (А. П. Пронштейн, Зем­ля Донская в XVIII веке).

Для того чтобы прекратить постоянные пререкания между атаманами и русскими еписко­пами, Указами 14 марта и 3 ап­реля 1829 г. на Дону была уч­реждена своя Новочеркасская епископская кафедра с подчи­нением ей приходов Сев. Кав­каза. От этого времени атама­ны и станицы могли разре­шать все церковные дела на месте, а Старообрядчество во многих случаях изжито при по­мощи миссионерской деятель­ности русского духовенства, компромисной формой Единоверчества и некоторого давления свыше.

ЦЕРКОВЬ РУССКАЯ — об­разовалась после крещения Руси в 988 г. и повсеместного распространения христианства по всем ее областям; одна из самостоятельных, автокефаль­ных частей Православной Цер­кви; по догматам и канонам не отличается от своей матери Церкви Греческой. Ц. Р. пер­воначально зависела от гречес­кого патриарха, а в 1598 г. вы­делилась в самостоятельную юрисдикцию, после чего мос­ковские митрополиты стали именоваться патриархами. В результате церковных реформ патриарха Никона (1654-1658), из Ц. Р-ской выделился ряд. общин несогласных с нововве­дениями; получился «Раскол». От русской официальной Цер­кви отделились общины Старообрядцев, не признавших из­менений в некоторых обрядах, исправленных книг и «никони­анского» духовенства. Но еще и до этого, на протяжении веков существования Ц. Р., воз­никало множество сект, часто изуверческих и по характеру — языческих. Император Петр Первый упразднил пост патриарха и духовную власть над Ц. Р. поделили между собою им­ператор и назначенный им из епископов и митрополитов Святейший Синод. Патриарше­ство восстановлено после Фев­ральской революции 1917 го­да, ко при безбожной власти Советов сохранилась только его формальная видимость; искренне верующие люди про­живают без «благодатных» па­стырей, достойных доверия и уважения, а кроме того дол­жны выносить постоянные ко­щунственные нападки воинст­вующих безбожников. Загра­ницей в эмиграции Ц. Р. объ­единяет великорусские круги.

ЦИГУЛИЕВ Гавриил Иванович (терск.) — род. ок. 1878 г., ст. Черноярской; полковник, В 1910 г. из Оренбургского каз. училища выпущен хорунжим в 1-й Горско-Моздокский полк; на фронте Первой Мировой войны служил во 2-ом Горско-Моздокском полку, награжден орденом св. Георгия и други­ми боевыми орденами. В 1918-1919- гг. стоял в рядах защит­ников Терека, в Крыму состо­ял командиром Терского пол­ка, а в 1920 г. эмигрировал в Болгарию. Когда туда пришли советские войска, был аресто­ван и 5 лет находился в конц­лагерях; возвратившись к ме­сту прежнего жительства в Болгарию, погиб трагически, утонул в реке (1961 г.).

ЦУКНУТЬ — залиться трелью (о птицах).

ЦЫБАР, ЦЫБАРКА — ведро.

ЦЫГАНОК Спиридон Филип­пович (куб.) — рожд. 1875 г. ст. Новониколаевской на Тама­ни; генерал-майор, участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачью Идею; от 1920 г. — эмигрант; умер 19-го марта 1935 г. в гор. Панчево (Югославия).

ЦЫДУЛКА — письмо, запис­ка; в военном смысле — доне­сение.

ЦЫМЛЯНСКАЯ (дэн.) — ста­ница Первого Донского окру­га на правом берегу Дона у по­дошвы высокой горы; 12 тыс. жителей Казаков и иногород­них; 3 церкви, мужская гимна­зия, 2 двухклассных станичных училища, 2 церковно-приходских школы, библиотека; круп­ная торговая пристань, со ссыпных пунктов во время на­вигации ежегодно грузилась, свыше 600 тысяч пудов зерна; казенный водочный завод, ко­жевенный завод, паровая и газо-генераторная мельница; об­ширное виноградарство и ви­ноделие с ежегодным экспор­том свыше 10 тысяч ведер луч­ших сортов донского вина; 2 больших осенних ярмарки, по 10 дней каждая: Спасовская в начале августа и Казанская в конце октября. На юрте станицы располагались хутора: Тимохин, Терёхин, Ионов, Хороший, Каширькин, Потайновский, Красный Яр, Попов Лог, Чекаловский. На землях стани­цы велись археологические раскопки белого замка, изве­стного как Правобережное го­родище, и левобережных ос­татков хазарской крепости Саркела. Сплошная коллекти­визация обезлюдила и разори­ла станицу Ц. К 1950 г. ее ос­татки были выселены вместе с виноградниками на более воз­вышенный берег, где образо­ван новый Цимлянским посе­лок. Старое, более низменное место затопленное водами «Цимлянского моря»

ЦЫМЛЯНСКОЕ МОРЕ — горделивое название искусствен­ного водохранилища в широ­кой пойме Дона, от его прито­ка Иловля до речки Цымла. Оно создано при соввласти в целях углубления речного пу­ти и повышения влажности в сухом климате Подонья.

Ц. М. сообщается с Волгой каналом с 13 шлюзами, кото­рый построен к началу 1952 г. В нижнем течении Дона оно за­мыкается длинной и широкой

земляной плотиной, воздвиг­нутой между новым городом Волгодонском и таким же но­вым поселком Цымлянским. Эта плотина поднимает уро­вень воды до 26 метров, а про­тив прежнего речного русла сна переходит в бетонную пре­граду с силовыми установка­ми гидроэлектрической стан­ции. Ее энергией приводятся в движение механизмы всех шлюзов и насосов Волго-Дон­ского водного пути кроме то­го ею снабжаются ближайшие шахты, города и поселки.

При создании этого водо­хранилища, пришлось разру­шить и переселить станицы: Верхне-Чирскую, Суворовскую, Есауловскую, Потемкинскую, Верхне-Курмоярскую, Нагавскую, Нижне — Курмоярскую, Баклановскуго, Филоновскую, Терновскую и Цымлянскую, вместе с их многочисленными хуторами, садами и виноград­никами. Под водою погибло множество археологических памятников.

ЦЫЦ! — замолчи! Утихни!

Картинная галерея
Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал