Перейти к основному содержанию

Календарь краеведческих дат

ФАНАГОРИЯ — древний город на Таманском полуострове у берегов судоходного залива, выходящего в Керченский пролив; был населен Меотами и Греками, ремесленниками и купцами, проводившими торговлю с жителями Сев. Кавказа. По словам Прокопия Кесеарийского (Война с Готами), в начале VI в. Ф. и соседнее с нею поселение Цепи были уничтожены: «некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания». На этом месте поселений больше не возникло, осталось только городище Ф. вблизи ст, Таманской.

ФАНАТИЗМ — доходящая до исступления приверженность к каким-либо идеалам, религи­озным, политическим, общест­венным и т. п. Фанатизм исла­мизма, проявившийся в звер­ском истреблении христиан на Сев. Кавказе, после завоевания его Турками (1476-80), послу­жил первой причиной казачь­ей ненависти к ним, впослед­ствии подогретой неоднократ­ными случаями резни христи­ан Армян и Балканских Сла­вян; точно также, фанатичес­кое внедрение в казачью среду униатства стало одной из при­чин долголетних казаче-польских войн, в результате которых Речь Посполитая, потеря­ла приднепровскую казачью область, Гетманщину. В нашем веке много больше, чем мусульманские зверства Сред­невековья, Казакам стоил бесчеловечный фанатизм марксистско-ленинских когорт СССР.

ФАТАЖЕН — жидкий про­дукт перегонки нефти, керо­син для освещения.

ФЕВРАЛЁВЫ (уссур.) — 1) В. Ф. во время Первой Миро­вой войны командир сотни Ус­сурийского полка, кавалер ор­дена св. Георгия 4 ст. и Золо­того оружия; в 1916 г. убит на Австрийском фронте; 2) Р. Ф. войсковой старшина и совет­ник Уссурийского Войскового Правления; пал жертвой инт­риг и большевистского террора, похищен с улицы г. Влади­востока и через три дня обна­ружен убитым на заброшен­ном форту.

ФЕДЕРАТЫ — политический термин, существующий со вре­мен Римской империи. «Фе­дератами» назывались солда­ты вспомогательных войск в поздней империи, предостав­ленные ей тем или иным пле­менем (гетами, гепидами, ван­далами, герулами, гуннами) и его вождем по договору (Fоеdus). По этому договору им­ператор обязывался выплачи­вать федератам ежегодное жалование или выдавать соответственное количество продовольствия; они же обязывались оборонять границы Римского государства. Федераты (особенно в IV-V вв.) являлись отдельным войском, которое не смешивалось с основным войском империи — войском римских солдат — и которое имело своих военачальников. Это отдельное войско чаще всего целое племя — находясь на территории империи, было свободно от на- логов и сохраняло свой образ жизни. Прокопий (Веll Vand I, II, 3-4) поясняет, что федератами служили только те вар- вары, которые не были покорены, ни тем более обращены в рабов; они примкнули к империи на равных с римлянами началах, потому что «фоедера» означает союз с (бывши- ми) врагами«. «Неспаянность больше того, постоянная вражда племен несметного варварского мира, неуклонно надвигавшегося на обе части империи, давали возможность последней использовать в борь­бе с варварами варварские же силы. Многочисленное и неред­ко сокрушительное войско из федератов прекрасно справля­лось с хорошо известным ему противником, поэтому импе­рия впускала в свои предел значительные группы людей, объединенных вокруг сильно­го вождя. Наиболее выдаю­щиеся из „начальников феде­ратов“ обычно делали блестя­щую карьеру; они получали высокое звание „комита доме­стиков“ и магистра армии, иногда назначались консула­ми и даже становились патри­циями». «Отряды федератов размещались на границах, где и защищали империю от набе­гов враждебных варваров». «Они жили в отдалении, не на землях империи, а за Дунаем» (Иордан, О происхождении и деяниях Гетов, Комментарий Е. Ч. Скржинской, стр. 249-251, Москва, 1960). Таковы были отношения Рима и Византии с соседними вольными народа­ми. Они полностью соответст­вуют казаче-польским и казаче-русским фактическим отно­шениям во второй половине нашего тысячелетия. И если в Риме и Византии договор­ную, службу империи выполняли, по большей части, гото-германские племена, то роль Ф-тов или «служилых по договору» в древней Руси, в Золотой Орде, в Вел. княжестве Литовском в Речи Посполитой, Московии и Российской империи, всегда принадлежала соседним с ними племенам Казаков и их предков. Эта аналогия показывает, что перечисленные выше государства шли давно уже проторенными дорогами и пользовались услугами Казаков в той же мере, как некогда Рим и Византия пользовались вооруженной помощью чужих «варваров», т. е. не Греков и не Римлян. Русские летописи запечатлели таких Ф-тов на реках Днепр и Дон. В Средние века это Торки, Торпеи, Берендеи, Ковуи, основательно славянизированные племена Черных Клобуков, говоря о которых летописец пятнадцатого века поясняет, что они прозывались и Черкасами, выходцами с Кавказской Черкасии (Московский лето­писный свод конца XV века, под годом 1152, Москва-Ле­нинград 1949). Дон тогда да­вал Московской Руси не так много служилых людей, но все же, судя по летописям, ка­зачье племя Бродников (по персидской географии X в. — Брадасы), живших на Среднем Дону, на призыв некоторых русских князей приходило к ним с помощью.

Во время владычества Золо­той Орды Казаки стали Ф-тами татарских ханов. От конца XV в. Днепровские Казаки, уй­дя от ханов, стали Ф-тами Вел. кн. Литовского, а Казаки Се-верские (Севрюки), Азовские и Белгородские на несколько лет позднее согласились при­нять на себя ту же роль в служ­бе князю Московскому, а те, что были изгнаны Татарами с Дона еще в XIV ст., несли ее и раньше.

Так же как и дунайские, ка­зачьи Ф. получали от соседних монархов «ежегодное жало­ванье» и «соответственное ко­личество продовольствия» (хлеб, вино, сукно, порох, сви­нец), а в свою очередь обязы­вались оберегать границы их владений. Даже подчинившись, русским царям, Казаки тракто­вались ими, как Ф., а не подданные и, «находясь на территории империи, были свободны от налогов и сохраняли свой образ жизни, И при этих условиях они составляли отдельное «иррегулярное войско, которое не смешивалось с основным войском империи» и «имело своих военачальников», хотя отдельные Казаки поступали иногда в регулярную русскую армию, а наиболее выдающиеся Казаки делали в империи блестящую военную или гражданскую карьеру.

Непокорная казачья кровь, пролитая Русскими во время царствования Петра I и Екате­рины II, разгромы, руины, аннексия казачьих земель, пе­реселения на новые места, ма­ло изменили договорную сущ­ность отношений между Каза­ками и императорами; фор­мально Казаки оставались прежними федератами с уре­занными правами на землях, получивших колониальный статус. Только падение воз­рождённой казачьей государ­ственности, после отчаянной трехлетней борьбы, принуди­ло остатки Казаков в 1920 г. начать слияние с бесправной массой «граждан» новой Рос­сии — РСФСР.

ФЕДЕРАЦИЯ — союз двух или нескольких государств, обусловленный общностью со­седских интересов; новейшая форма Ф — ции — союз госу­дарств, где составляющие его компоненты действуют само­стоятельно только во внутренних делах, участвуя в создании федерального правительства и подчиняясь его постановлени­ям по вопросам общего зако­нодательства, обороны и фи­нансов. Наиболее совершен­ные примеры Ф-циц — Северо-Американские Соед. Штаты и Швейцария.

По постановлению Верхов­ного Круга от 10 января 1920 г. Дон, Кубань, Терек и др. ка­зачьи соседние общества объ­единялись в Казачью Ф-цию. ФЕДОСОВ Андрей Григорье­вич (дон.) — род. 30 октября 1901 г. в хуторе Ловягине ст. Березовской; сотрудник Каз. Словаря-Справочника. Окон­чил Высшее начальное учили­ще в своей станице и с юных лет принимал участие в борьбе за Дон. При отступлении Дон. Армии к Черному морю попал в плен к ленинцам, из лагеря военнопленных призван на службу в Красную армию и до августа 1922 г. служил писа­рем в различных штабах. Пос­ле этого, демобилизован и воз­вратился в станицу. Когда на­чалась коллективизация Ф-сов был арестован вместе с отцом и освобожден только после се­ми месяцев заключения в тюрьме. Обвиняли в порче соб­ственного хлеба: отобрав весь урожай и ключи от амбара, власти оставили зерна по рас­чету на 8 душ семьи. Его при шлось держать в мешках на земляном полу и там появи­лась плесень. За это отец от­был пять лет тюремного заключения.

В августе 1930 г. Ф. вместе со своей семьей выслан в спец­посёлок «Островки» Арх. губ. Через год потерял там стар­шую дочь Параскеву, умер­шую вследствие невыносимых условий жизни. Работал на ле­созаготовках, но в 1933 г. сно­ва арестован и несколько ме­сяцев пробыл в тюрьмах Плесецка и Архангельска. За это время умерла от истощения его жена Агриппина Алексеев­на. Не застав ее в живых после освобождения из тюрьмы, Ф. через некоторое время бежал с места ссылки и скрывался под чужим именем на севере Дона. Когда немцы продвину­лись к Сталинграду, он среди борцов за казачье освобожде­ние отошел в Германию, там спасся от выдачи Сталину и остался в эмиграции.

ФЕДОСОВЫ (дон.) — стан. Березовской; 1) Акулина Ан­дреевна, Алексей Никитич, Ан­дрей Иванович, Сергей Афа­насьевич и Дарья в 1980 г. выс­ланы, как раскулаченные, на дальний север в спецпосёлок Островки Арханг. губ. и в те­чении двух лет умерли там от непосильной работы и истощения; 2) Василий Иванович и Василий Васильевич принадлежали к числу двадцати семи Казаков той же станицы, расстрелянных без вины и без суда в 1921 г. карательным отрядом коммунистов около буерака «Сухой»; 3) Василий Никитич и Павел Георгиевич расстреляны без вины и без суда ленинцами в 1922 г. около своей станицы на берегу р. Медведицы; 4) Григорий Иванович отбыл пятилетнее заключение в саратовской тюрьме по бессмысленному обвинению в порче собственного зерна, освобожден в 1986 г. и возвратился домой; через год снова арестован и бесследно исчез; 5) Сергей Афанасьевич аре­стован в 1933 г. и выслан к границе Пакистана; 6) Софрон Семенович арестован во время коллективизации и умер на пропускном пункте «Судак»; 7) Ульян Алексеевич в 1930 г. выслан с семьей, как раскулаченный, в спецпоселок Островки Архангельской губ.

ФЕЛОНЬ — принятое у Сла­вян, греческое название части облачения священника во вре­мя богослужения, риза, парчевая мантия без рукавов, схо­жая по фасону с кавказской буркой.

ФЕОДАЛИЗМ — средневеко­вая политическая система, при­нятая во многих государствах Европы, при которой феода­льная страна была поделена на отдельные территориальные участки — «феоды», отданные монархом-сюзереном в ленную зависимость знатным особам-вассалам. Вассалы обязывались выплачивать за них ежегод­ную дань и выставлять в ар­мию сюзерена условленное чи­сло рыцарей и вооруженных воинов; за это они получили право пользоваться трудом на­селения своего феода и распо­ряжаться судьбами его жите­лей, считая их своими подданными. Феодальная система су­ществовала в течение второй половины Средних веков, К ли­квидации ее в XVI в, привела централизация государств, уси­ление власти монархов и со­здание постоянных армий.

ФЕСЕНКО Михаил Васильевич, (куб.) — род. 1 декабря 1900 года, ст. Ключевой; сын члена Кубанской Краевой Рады, вой­скового старшины Василия Васильевича Ф., участник борь­бы за Казачью Идею, пресвитерианско — евангелический па­стор.

Окончив па Кубани Александровское ремесленное училище, вступил добровольцем в пар­тизанский отряд полк. Лесевицкого, с которым выступил против ленинцев в Первый Ку­банский поход; был тяжело ра­нен и вместе с другими ране­ными оставлен в станице Дядьковской. Станичники укрыли его от расправы красногвар­дейцев и по выздоровлении он получил возможность возвратиться в Екатеринодар, где годы 1918-19 был студентом Кубанского Политехнического института.

Летом 1920 г., с отрядом кубанских повстанцев, через Грузию попал в Крым, откуда эвакуирован с армией Врангеля и остался в эмиграции. Проживая в Чехии, прослушал четыре семестра Экономическо-кооперативного факультета Высшей школы в Подебрадах. От 1925 г. в США. В 1929 г. окончил курс Принстонской Духовной Академии и в годы пре­бывания в ее стенах, по пору­чению Центрального Союза ук­раинских студентов в Европе, был его представителем на Со­единенные Штаты.

Получив степень бакалавра богословия, переехал в Канаду и там назначен пастором Пресвитерианско — евангелической общины. Редактировал и из­давал журналы «Евангельская Правда» и «Кубанский Край», который выхолил на русском и украинском языках и настаи­вал на праве Кубанских Каза­ков иметь свою независимую государственность. Среди др. богословских работ Ф. издал «Требник» и «Сборник пропо­ведей». Состоял по избранию первым председателем Совета украинских евангелических це­рквей.

ФЕТИСОВ Гавриил Иванович (дон.) — рожд. 1891 года, ст. Усть Белокалитвенской, под­хорунжий. После революции 1917 г. он возвратился домой из сотни, но вскоре, восстав­шие против ленинцев станич­ники избрали его командиром своего отряда и с этого време­ни Ф. прошел весь страдный путь борьбы за Дон. Попав в 1920 г. из Крыма заграницу, он обосновался в Париже и ре­шил разыскать у букинистов французской столицы как мо­жно больше книг о Казаках и их истории. В детстве он не получил большого образова­ния, но теперь научился чи­тать по-французски и разби­раться в тексте английском.

Отказывая себе во многом, из своего заработка он приобрел крупную домашнюю библиоте­ку, которую сам в шутку на­зывает «Акулинин архив». Ма­ло того, на свои скудные сбе­режения Ф. издал две книги И. П. Буданова «Дон и Моск­ва», а кроме этого постоянно принимает живое и деятельное участие во всех проявлениях казачьей общественной жизни.

ФЕТИСОВ Михаил Алексеевич (дон.) рожд. 1880 г., ст. Баклановской; генерал-майор, станичник ген. Бакланова и внук его адъютанта, вырос в семье, хранившей предания и заветы казачьей старины. В 1904 г., с производством в чин хорунже­го, из Новочеркасского каза­чьего училища вышел на слу­жбу в 4-й Дон. каз. полк, где числился до начала Первой Мировой войны. После этого со льготы командирован в сформированный из Казаков гвардейского запаса 53 Дон. каз. полк особого назначения. Весной 1916 г. произведен в чин есаула и переведен в 7-й Дон. каз. полк на должность строевого помощника коман­дира полка. Благодаря дове­рию и любви, которыми он пользовался у подчиненных, после революции 1917 г. полк избрал его своим делегатом на Первый Донской Поисковой Круг и на Общеказачий съезд и Петрограде. С фронта воз­вратился домом и чине войскового старшины, по демобилизации остался в Новочеркас­ске и благополучно пережил пребывание в городе «крас­ных» Казаков. Но когда ссора их командира Голубова с Рос­товским Ревкомом закончилась разгоном его отряда и новым нашествием на Новочеркасск красной гвардии, войск, стар­шина Ф, ушел в ст. Кривянскую. Тут его встретила толпа повстанцев, бывших его под­чиненных по 7-му полку. Они готовы были атаковать крас­ных пришельцев и настойчиво просили своего прежнего ко­мандира стать во главе отряда и вести на опостылевшего вра­га. В этом импровизированном войске, кроме опытных боевых фронтовиков, было не мало станичной молодежи и даже Казачек, вооруженных пиками и вилами. Став их предводите­лем, войск, старшина Ф. рас­пределил между ними роли, повел цепи на Новочеркасск и после нескольких часов боя го­род освободил, и хотя через три дня Казакам, под давлени­ем противника снова пришлось его оставить, но отошли они оттуда пополненные множе­ством офицеров и молодежи, а кроме того повстанцы сохранили созданный ими обширный плацдарм для подходящих партизанских отрядов Походного атамана П. X. Попова, дали возможность организо­вать Южную группу повстан­ческих войск и 28-го апреля вторично освободить Новочер­касск, который теперь удалось удержать надолго, при помо­щи подоспевшего в самый трудный момент 25 апреля отряда капитана Дроздовского. Круг Спасения Дона в награ­ду за геройское и умелое руководство боевой операцией, произвел Войск, старшину Ф. в чин генерал-майора.«

После двух лет дальнейшей борьбы за Дон, ген. Ф. ушел вместе с Донской армией в эмиграцию.

Среднего роста, ладно сло­женный, черноглазый и смуг­лый красавец-брюнет,. Михаил Алексеевич Ф. был ярким пред­ставителем распространенного среди Казаков туранского ти­па; благодаря своей наружно­сти, ом получил у своих дру­зей шутливое прозвище-. «Ахмет мирза Пей Наливай Бей Выталкивай Выгоняй Бек Ф.». Прекрасный строевик и сме­лый офицер, он вместе с тем отличался корректной незави­симостью со старшими началь­никами, особым тактом и оте­ческой справедливостью в от­ношениях с подчиненными. Воспитанный на преданиях ка­зачьей вольной старины, он, не в пример большинства ка­зачьих начальников, открыто стал и ряды возникшего за границей Вольно — казачьего идеологиич. движения, как сто­ронник народоправства, равен­ства и братства в казачьем не­зависимом государстве.

Умер в Праге (Чехослова­кия) в 1982 г.

ФЕТИШИЗМ — религиозное поклонение материальным пре­дметам, которым приписыва­ется сверхъестественная сила,

исходящая на них от доброго или злого духа.

ФИГУРИСТЫЙ — статный.

ФИЛИМОНОВ Александр Пет­рович (куб.) — рожд. 1870 г., ст. Григориполисской, Кубан­ский атаман, генерал-лейтенант. Будучи офицером 1-го Екатеринодарского каз. полка, ко­мандирован в Военно — Юриди­ческую Академию, закончил ее курс в 1904 г. и начал служ­бу в Юридическом отделе штаба Казанского военного окру­га. Ему пришлось выступать по назначению защитником ку­банских артиллеристов, отка­завшихся стрелять по Казакам при усмирении урупцев, а так­же защищать в суде убившую губернатора революционерку Марию Спиридонову. В 1908 г. полковник Ф. назначен атама­ном Лабинского отдела и на этом посту заслужил славу вы­дающегося администратора, хотя Наказный атаман считал его чересчур прогрессивным и недолюбливал.

После революции, в мае 1917 года Войсковая рада назначи­ла Ф-ва членом и председате­лем Кубанского правительства, а 11 октября того же года Кра­евая Рада избрала его на пост Кубанского атамана.

Первые месяцы его атаманства прошли в тоскливой не­уверенности за судьбы края. Казачье население держалось пассивно, и атаман с прави­тельством не был в состоянии вызвать в нем силы сопротив­ления надвигавшимся со всех

сторон красногвардейским от­рядам ленинцев. Правительству пришлось с малыми силами ос­тавить Екатеринодар и искать соединения с Корниловской армией.

Во время этого Первого Ку­банского похода атаман, по не­известным мотивам, нашел не­обходимым поставить во гла­ве правительственного отряда русского лётчика Покровско­го, человека чужою, с авантюр­ными наклонностями и с же­стоким сердцем. Он возвысил его своею властью из капита­нов сразу в чин полковника, а затем и в чин генерала, кото­рому в дальнейшем поручалось командование крупными каза­чьими соединениями.

Возвратившись вместе с вос­стающими Казаками из Второ­го похода в столицу Кубани, атаман Ф., волею Рады про­изведенный в чин генерал-лей­тенанта, должен был управлять краем в очень сложной обста­новке открытого и скрытого сопротивления Кубанской Ра­ды настойчивым попыткам ге­нерала Деникина обратить Ка­заков в послушных исполните­лей его воли. В этой борьбе атаман должен был принять на себя неблагодарную роль по­средника и примирителя. При таком положении он не смог предотвратить некоторых гну­сных выпадов противников ка­зачьей обособленности и на­стоять на выполнении условий договора с добровольческим командованием о создании от­дельной Кубанской армии. На посту атамана ген. Ф. оказался не достаточно волевым. Как и многие другие казачьи военачальники, воспитанные почти с колыбели в русском духе, он находился под обаяни­ем призрака великой, единой| и неделимой России, олицетворение которой он находил в малочисленной Добровольче­ской армии, не теряя надежды, что именно она окажется заро­дышем русской национальной армии, около которого собе­рутся все «здоровые духом русские люди» и под коман­дой своих боевых генералов сметут власть ленинцев.

Но это были только мечты, и расчеты, построенные на них, оказались ошибочными. Одна­ко, благодаря им, атаман не спешил во что бы то ни стало настаивать на выделении ку­банских частей в отдельную армию; завоевывать Россию вели Кубанцев чужие старшие командиры; благодаря им, Ка­закам приходилось мириться с чуждой их духу политикой ге­нерала Деникина; благодаря им, виновники убийства Н. С. Рябопола остались безнаказанными а зверская расправа деникинцев со священником А. И. Кулабуховым не была преду­преждена.

Но все же после этой безрас­судной казни, увидев тщет­ность своих надежд, ген. Ф. не нашел возможным оставаться на посту атамана. Он сдал его Н. М. Успенскому и перешел в разряд беженцев. Эмигрировав в Югославию он прожил там еще много лет, иногда высту­пая со статьями в русской пе­чати («Русский Архив», «Бе­лое Дело», «Новое Время».) Умер 4 августа 1948 г. в гер. Осек (Хорватия).

ФИЛИМОНОВ Федор Петро­вич (куб.) — рожд. 1862 года старший брат предыдущего, генерал — майор артиллерист. Командовал 1-м Таманским казачьим полком, принимал участие в Первой Мировой войне, которую закончил на­чальником 4-й Кавказской каз. дивизии; после боролся в ря­дах противников большевист­ской власти и выехал заграни­цу; умер эмигрантом 14 янва­ря 1940 г. в г. Панчево (Юго­славия).

ФИЛИППЕНКОВ Иван (дон.) — рожд ок. 1918 г., ст. Верхне-Чирской; участвовал во Вто­рой Мировой войне и остался эмигрантом. Состоял в бель­гийской группе Казаков — .джигитов; стал жертвой несча­стного случая в Швейцарии, при исполнении трудного номера, упал с коня на голову и тут же умер не приходя в сознание.

6-го сентября 1951 г. погре­бен в швейцарском поселке Вольфеншиссен.

ФИЛИППОВ Макар Корнеевич (куб.) — рожд. 1888 г., под­хорунжий; участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачью Идею; ушел в эмиг­рацию и умер 15 февраля 1940 года в Белграде (Югославия).

ФИЛИППОВЫ (дон.) — ст. Березовской; 1) Василиса Ива­новна в 1930 г. выслана в спец-посёлок Островки Арханг. губ. и через два года умерла там от истощения; 2) Гордей Ивано­вич в 1930 г. арестован и сос­лан без права переписки; 3) Иван в. 1930 г. вместе со всей семьей выслан в спецпосёлок Островки Архангельской губ.

ФИЛИПЬЕВ Яким — выбор­ный Донской атаман в гг. 1703-1705.

ФИННЫ — в широком значе­нии — ряд урало-алтайских на­родов. Они делились на четыре группы: а) финскую в тесном смысле (Финны, Эсты, Ливы, Корелы, Лопари); б) угор­скую (Мадьяры, Остяки, Вогу­лы); в) волжскую (Мещеря, Меря, Мурома, Мордва, Чере­мисы, Чуваши) и г) Пермяки, Вотяки, Зыряне.

В глубокой древности и вплоть до IX в. Ф. занимали, совместно со Скандинавами, всю северную часть Европей­ской России от р. Оки до Бе­лого моря, включая Биармию (Пермию). Тогда эти земли назывались Великая Скандза. После того как над Славянами стали господствовать Норманны-Русь (по летописи 862 г.), финские племена или уходили в сторону или смешивались со Славянами, участвуя в созда­нии Великорусской народно­сти. Постепенно в славянской среде растворились Мещеря­ки, Мурома, Меря, Остяки. Мадьяры или венгры в IX веке перекочевали на Дунай, но восточные географы того вре­мени продолжали их именем «Маджар» называть угро-финские племена, проживав­шие на реке Ока. Собственно — Финны и Корелы, отошед­шие под давлением Славян на северо-запад в Страну Озер (фин. — Суоми). В 1890 году Страна Озер присоединена к России. После революции 1917 года Ф. снопа обрели незави­симость. Тогда же Эсты и Ли­вы, бывшие под властью Рос­сии, создали свою республику — Эстонию.

ФИСЕНКО Феодосии Митрофанович (куб.) — рожд. 1895 года, ст Кальниболотской; участник Первой Мировой войны и борьбы за Казачий Присуд; от 1920-го года в эмиграции. Умер от туберкулеза легких 7 сентября 1934 гор. в г. Земун (Югославия).

ФЛАГ — национальный сим­вол; четырехугольное полот­нище разнообразное по разме­щению цветных полос и рисун­ков. Ф., вывешенный на мачте или на корме судна, указывает его государственную принад­лежность; во дни торжествен­ных национальных и государ­ственных праздников Ф. слу­жит идейным и декоративным украшением домов, улиц и па­радов.

Казачьи государства, объ­явив в 1917 г. самостоятель­ность, избрали себе след, цве­та: Всевеликое Войско Дон­ское — сине-желто-красный, расположенные сверху вниз равными горизонтальными по­лосами; Кубанский Край — сине-малиново-зеленый, в том же порядке; Терек — весь голубой с извилистой белой поло­сой по диагонали. Сторонники Казаки считают своим фла­гом — сине-малиново-желтый.

ФЛЕТЧЕР Джильс — англий­ский дипломат; в 1588 г. он по­сетил Московию, которую пос­ле описал в очень непривлека­тельных красках; его сочине­ние «О Русской Державе» от­личается точным отражением быта и порядков, господство­вавших тогда в России; оно пе­реведено на русский язык в на­чале XIX в., но допущено к пе­чати только после 1905 г. под названием: «О государстве Русском или Образ правления русского царя».

В этой книге Ф. уделяет вни­мание и Днепровским Казакам, которых ему в Москве предста­вили, как Черкасов, наёмных солдат или «немцев». На мос­ковской службе в то время Поляков или Черкасов, кото­рые живут под властью Поль­ши, было около четырех тысяч. При этомФ. объясняет, что он говорит о тех Черкасах, которые размещаются на юго-западном пограничье Вел. кня­жества Литовского. По его словам, они очень красивы и благородны в обхождении. Не­которые из них подданные польского короля и христиане.

ФЛИНТА — ружье или вин­товка.

ФОМИНЕЦ Андрей Нестерович (куб.) — род. 30 ноября 1901 г., ст. Екатериновской; участник борьбы за Казачью Идею. Обучался в станичной начальной школе, а от конца 1919 г. зачислен в кубанский Лейбгв. Атаманский дивизи­он. После ранения в бою на Черноморском побережье, эва­куирован в Крым. По излече­нии командирован в Уманский каз. полк и летом 1920 г. участ­вовал в десантной операции из Крыма на Кубань. Стал эмигрантом, первые годы про­живал в Югославии и от 1927 года состоял в организации КНОД, членом станицы имени А. И. Кулабухова.

Во время Второй Мировой войны Ф. поступил добро­вольцем в казачий полк Рус­ского корпуса противников СССР, участвовал в боях и по­ходах и, после поражения Гер­мании, остался жить в Авст­рии, где состоит активным дея­телем национального округа и один год избирался его атама­ном.

ФОРМА внешний вид, одежда установленная для лиц служащих в армии, в граждан­ских учреждениях, школах и т. п. В Русской армии Казаки всегда служили со своим соб­ственным обмундированием, которое вначале не отлича­лось от национального костю­ма, принятого в их частном быту. Но указом от 18 авгу­ста 1801-го года для Донских полков установлена специальная Ф., распространенная пос­ле и на все др. казачьи строе­вые и нестроевые формации. От этого времени Казаки дол­жны были приобретать на свои средства общеармейские головные уборы, мундиры, шинели и синие шаровары с лампасами. Исключение соста­вили Кубанские и Терские Ка­заки, для которых одежда кав­казских горцев, бешмет, чер­кеска, папаха и башлык были сохранены в качестве строевой формы.

ФОСТИКОВ Михаил Архипович (куб.) — род. 25 августа 1886 г., ст. Баталпашинской; сын вахмистра, генерал-лейте­нант. Через два года после окончания Ставропольской гимназии, из старших порту­пей — юнкеров Московского Александровского военного училища, в 1907 г. выпущен хорунжим в 1-й Лабинский ка­зачий полк. На Турецкий фронт Первой Мировой войны вышел в должности полково­го адъютанта. В 1916 г. коман­дирован в Академию Генераль­ного штаба и прослушал ее ускоренный курс. Возвратив­шись после революции и Ок­тябрьского переворота на Ку­бань, летом 1918 г. во время общего восстания Казаков, сформировал при отряде пол­ковника Шкуро 1-й Кубанский каз. полк, которым после ко­мандовал, находясь в составе 2-й Куб. каз. дивизии, а через год, уже в чине генерала, на­значен начальником той же ди­визии.

В 1920 г., при гибели остат­ков Кубанской армии, не эва­куировался в Крым, но скрыв­шись в горных станицах, объ­единил разрозненные отряды Казаков в повстанческую ар­мию и во главе ее до осени продолжал борьбу с красны­ми. Когда же под давлением их крупных сил был прину­жден к отходу, преодолел со своими партизанами горный перевал Псеашха и вышел с боем на Черноморское побе­режье. Здесь его отряд нашел временное пристанище в Гру­зии и вскоре был эвакуирован в Крым на прибывших оттуда судах. В армии Врангеля Ф. награжден «чином генерал-лей­тенанта и со своим отрядом в несколько тысяч бойцов зани­мал позиции у Сивашских озер. К морю он отступал пос­ледним в арьергарде армии, но успел погрузиться и отбыть на остров Лемнос.

Мужественный ген. Ф., полу­чивший во время боев семь ранений и множество наград, умер эмигрантом 19 июля 1966 года в Белграде (Югославия). (По данным полк. Ф. Елисее­ва. Родимый Край № 67).

ФРОЛОВ Михаил Федорович (дон.) — род. 13 ноября 1897 года, ст. Новочеркасской; еса­ул, один из главных инициато­ров и основоположников эмиг­рантского Движения Вольных Казаков. После гимназии он сразу поступил в Новочеркас­ское казачье училище и окон­чив его, как смелый офицер, стал быстро продвигаться в чинах. В Русской армии и на фронте Первой Мировой вой­ны ему не пришлось быть дол­го, но в борьбе за Дон он прошел весь тяжелый путь побед и поражений.

Весною 1920 г. есаул Ф. состоял строевым помощником командира 42 Дон. каз. полка. Когда Донская армия начала отступление на Кавказ, этот полк оказался отрезанным от нее и присоединился к армии ген. Бредова, пробивавшейся на запад. Перед линией Поль­ского и Украинского фронтов, есаул Ф., также как и большин­ство офицеров и рядовых его полка, порешили не стремить­ся через Польшу в Крым к Врангелю, а остаться при Пет­люровской армии с тем, чтобы сообща с Украинцами и Поля­ками продолжать борьбу про­тив общего красного врага.

42-й полк стал называться Особым Донским каз. полком, а его нового командира, есау­ла Фролова, украинские шта­бы начали титуловать полков­ником. Полк вел бои с боль­шевиками еще несколько ме­сяцев и зарекомендовал себя особо стремительными конными атаками. После же того, как Поляки разгромили под Вар­шавой советские армии и за­ключили перемирие с РСФСР, небольшая Украинская армия, полк Фролова и армия Пермыкина (из одной русской ди­визии и двух — казачьих) 21 ноября 1920 г. должны были перейти польскую границу и там разоружиться.

Попав на положение эмиг­ранта, есаул Ф. несколько лет оставался в Варшаве, где по­решил продолжать борьбу на идеологическом фронте. В ее основу он полагал подготовку новой вооруженной борьбы, для дальнейшего осуществле­ния постановления Верховно­го Круга Дона-Кубани-Терека сб установлении Союзного Ка­зачьего государства.

В польских влиятельных кругах ему удалось найти со­чувствие этой идее. Он полу­чил денежную субсидию и пе­реехал в Чехию, где около не­го собралась инициативная группа из разных слоев ка­зачьей эмиграции, которая 10 декабря 1927 г. объявила прог­рамму, вновь возникающего, Вольно-Казачьего Движения. На регулярные субсидии поль­ского правительства, под сов­местной редакцией М. Ф. Фро­лова И. А. Билого, начал из­даваться журнал «Вольное Ка­зачество — Вильне Козацтво». Однако Ф. по нездоровью че­рез два года принужден был устраниться от всякого руководства. Он умер 11 июля 1940 года " Литомышле (Чехия),

ФРОЛОВЫ — 1) Василий Фролович, выборный Донской атаман в гг. 1717-1723; 2) Иван Иванович Наказный атаман из Казаков по назначению в го­дах 1735-1738; 3) Максим вы­борный Донской атаман в го­дах 1698 и 1710.

ФРЯГИ или ФРЯЗИ — у Рус­ских старинное название Итальянцев, в частности купцов из Венеции или Генуи, проживав­ших на Дону и в Крыму.

ФУРМА — южный фрукт; сладкая и мучнистая темная ягода размером в вишню: внутри ее очень крепкая ко­сточка в виде чечевицы. В ка­зачьи края Ф. привозилась в сушеном виде.

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал