Перейти к основному содержанию

Календарь краеведческих дат

ИБН БАТУТА (1304-1377) — арабский путешественник; оставил сочинение, имеющее большое значение для исто­рии нашего Востока.

ИВАНОВ Николай Мак­симович (куб.) — рожд 1859 г., ст. Исправной; генерал от инфантерии; во время Пер­вой Мировой войны — коман­дир 3-го Кавказского корпуса; оставался в кубанских рядах до 1920 г., когда ушел в эмиграцию. Умер 1-го мар­та 1935 г. и погребен на клад­бище г. Скоплье (Югославия).

ИГЛА-ЦЫГАНКА — боль­шая игла для пошивки меш­ков.

ИГРАТЬ ПЕСНИ — петь песни.

ИГРЕНЕВЫЙ — масть конь светло-рыжий с белыми гри­вой и хвостом.

ИГРЕЦ — злой дух, нечи­стая сила.

ИДЕ — где, так же как в древнем церковно-славян­ском языке.

ИЖДИВЛЯТЬ (некр.) — расходовать.

ИЗВАРИН Иосиф Захаро­вич (дон.) — рожд. ок. 1885 г., ст. Гундоровской. Оставшись сиротой, с детства пробивал себе дорогу в жизнь само­стоятельно; выучился грамо­те и стал хорошим ремеслен­ником, но семнадцати лет покинул станицу и в поис­ках приключений прошел всю Сибирь; попав на Амур, охотился там на тигров. Служить призван в донскую ар­тиллерию и с Первой Миро­вой войны вернулся домой ст. урядником. Во время борьбы за Дон состоял в Гундоровском полку, славил­ся мужеством и необычайной меткостью в стрельбе. Про­изведен в офицерский чин, но стал инвалидом с пере­битыми ногами. Когда Дон­ская армия отходила на Кав­каз, И. отказался эвакуиро­ваться, а перед тем, как ста­ницу должны были занять враги, он и его жена Дуня взобрались с пулеметом на одиниз ближайших курга­нов и встретили колонну красных жестоким огнем. В ответ началась артиллерий­ская стрельба и они были разорваны снарядами на ку­ски (по данным ген. И. Н. Коноводова).

ИЗВОЛОК — скат, пологий подъем.

ИЗОК (некр.) — саранча, ку­знечик.

ИЛЕК — левый приток реки Урала.

ИЛЕЦКАЯ ЗАЩИТА (оренб.) — старинный казачий городок на р. Большая Ельшанка; знаменит богатыми соляными залежами, по при­близительному определению 74 миллиарда пудов; они раз­рабатывались Казаками уже в XV столетии; от 1744 г. И. 3. причислена к губернии Оренбургской и в начале XX в. считалась заштатным го­родом с населением в 15 тыс. душ.

ИЛЕЦКИЕ КАЗАКИ (урал.) — остатки Волгских Казаков-старообрядцев, пе­реселенныхиз под Самары на речку Илек в 1735 г.; че­тыре станицы И. К-ков при­надлежали к первому полко­вому отделу Уральского ка­зачьего Войска и служили в полках вместе с Уральцами; однако уральские старожилы не считали их вполне свои­ми, по той причине, что они переселены в бассейн Урала по распоряжению русской власти; илецкие станицы не принимались в войсковую общину и не получили права участвовать в общественном рыболовстве Нижнего Урала.

ИЛЕЦКИЙ ГОРОДОК (урал.) — казачье поселение на р. Илек в 160 клм. от Уральска; 10 тыс. жителей, 6 школ, 1 библиотека, 2 ле­чебницы.

ИЛОВАЙСКИЙ Алексей Васильевич (дон.) — генерал, Донской атаман (1821-1827). После десятилетней боевой службы ген. И. назначен в 1820 т. членом «чернышевского» Комитета для состав­ления Положения об устрой­стве Войска Донского. В следующем году, по представ­лению ген. Чернышева, он получил назначение на пост Донского атамана. Министр Чернышев дарил его полным доверием и поддержкой, хо­тя и держал при нем посто­янного соглядатая тайного советника Болгарского; но атаман приобрел в нем свое­го недоброжелателя после то­го, как подал докладную за­писку о недостатках нового Положения. Записку свою ген. И. поднес собственно­ручно Николаю Первому во время его коронации 10 ав­густа 1826 г. В ней он до­кладывал, что при составле­нии нового законоположе­ния Комитет был лишен воз­можности руководствоваться требованиями жизни; что не был составлен предваритель­но полный свод всех уста­новлении и обычаев Донских Казаков, существовавших до того времени и приобревших уже силу закона, что Коми­тет вовсе не имел их в виду и даже не сделал о них за­проса; что применяемые в жизни предположения Ко­митета Оказались «не со­образными с порядком ве­щей или противоречащими пользам края, а в некоторых случаях и вовсе невозмож­ными к исполнению».

Атаман И. просил высо­чайшего повеления, чтобы «Положение еще рассмотреть с большим вниманием чле­нам, избранным всем войсковым обществом».

По требованию Нико­лая 1-го, ген. Чернышев дал свой отзыв на записку ата­мана. В длинных объяснени­ях он обвинял Войсковое начальство в стремлении от­тянуть введение нового По­ложения и обращал внима­ние государя на свободолю­бивый дух записки, на «ме­чтательные мысли насчет са­мостоятельности». По его мнению атаман И. «явно присвояет небывалое в Рос­сии право избрания доверен­ных членов общества или на­родных представителей», вещь невозможную в госу­дарстве с самодержавной вла­стью «Доселе в России ни одна область не имела права. избирать представителей (...), кои бы сами для себя состав­ляли. законы». Тем менее та­ковое право могло быть да­но Донскому Войску, зависившему начально от Ино­странной, а потом от Воен­ной Коллегии, впоследствии же от общего порядка в го­сударстве, как по военному, так и и гражданскому его уп­равлению«.

Записка ген. И-ого ста­ла причиной указа от 7 ию­ня 1827 г. которым он уволь­нялся с поста Войскового атамана, а вместо него наз­начался генерал майор Ку­тейников с титулом Войско­вого Наказного атамана. По­сле следствия, проведенного графом Гурьевым, И. был предан суду. Он умер в опа­ле так же, как его предшест­венник А. К. Денисов.

Н. И. Краснов, биограф атамана, пишет: «А. В. Иловайский должен быть при­числен к замечательным лич­ностям (...), облеченный в звание Войскового атамана, он обратил внимание на от­сталость Донцов» и покро­вительствовал делу распрост­ранения среди них просве­щения. В своем штабе он собрал лучшую образован­ную казачью молодежь, Су-хорукова, Селиванова, Кушнарева, Кучерова, Колесникова и других питомцев университета. Сам он любил роскошь и блеск дворцового этикета, делал приемы, а вы­езжал торжественно в сопро­вождении конвоя от Ата­манского полка и нескольких адъютантов. Старался также поднять общественный уро­вень — донской столицы, по­ощрял вечерние собрания, танцы, выписал порядочную театральную труппу, позабо­тился о снабжении города здоровой водой, мостил ули­цы и т. п«

ИЛОВАЙСКИЙ Алексей Иванович — Донской атаман. На этот пост назначен им­ператрицей в 1775 г., как на­чальник «испытанной верно­сти», заслуживший монаршее благоволение пленением Е. И. Пугачева. Вначале И. счи­тался Наказным атаманом с чином полковника армии, но вскоре переименован в Вой­сковые атаманы и получил генеральский чин. Управлял Доном в сложной обстанов­ке завоеваний и нововведений Потемкина. Атаману пришлось лавировать между велениями русской власти и интересами Казаков, которы­ми он по-видимому не пре­небрегал, стараясь, где мож­но, сохранить старые казачьи права и обыкновения. Синод, например, получал жалобы Воронежского епископа, что И. запрещает ему вмеши­ваться в дела казачьих при­ходов, а причты их по преж­нему назначаются Кругами.

При И-ском создано по проекту Потемкина Войско­вое Гражданское правитель­ство, из войскового атамана и шести старшин, из кото­рых четыре — выборные, а два назначенные самим Потем­киным. Оно было расформи­ровано по просьбе атамана, т. к. «не могло поставить пределы сильному... в защи­те слабого» и способствовало расхищению земельных фон­дов, вызывая тем наплыв на Дон иногородних.

Эти иногородние запи­сывались раньше за станица­ми. При атамане И. почти все они разобраны старши­нами и стали их приписны­ми. Сам атаман получил от ст. Луганской и др. 425 при­писных крестьян, уступлен­ных ему «за утеснением в землях». 1703 человека при­писных Черкас перечислены в казачью службу, т. к. По­темкин требовал увеличить число донских полков, а сво­их людских ресурсовуже не хватало.

В 1792 г. пришел при­каз переселить 3 тыс. каза­чьих семей с Дона на Ку­бань. Атаман И. просил об отмене этого распоряжения и сам ездил в Петербург с ходатайством, но успеха не имел. Проводя приказ в жизнь, встретил открытое неповиновение станиц и вол­нения в линейных полках, закончившиеся в пяти ста­ницах подготовкой к восста­нию.

Атаман И. был сторон­ником «увещательных и кротких мер», но при соз­давшемся положении, ему пришлось призвать на Дон русские войска. Подих уг­розой, после двух лет народ­ных волнений. Казаки сми­рились. Начальник каратель­ной экспедиции кн. Щерба­тов произвел экзекуцию пу­тем рваных ноздрей и порки, а затем потребовал от­мены выборной станичной администрации и ведения назначенных властью ст. ата­манов и судей. Старое по­ложение выборности было возвращено в 1797 г.

При атамане И. нача­лось основание нижних за­донских станиц. Ему приш­лось принять на себя много чужих вин. Казаки не учитывали печального положения подневольного правителя, подневольного народа и обвиняли его в своих бедах: «Был Алексей Иванович Иловайский отец, — говорили они, — а ныне уже вотчим; он диплоны получает, а вас на Кубань отсылает».

Дипломына высокие чины И. действительно по­лучал. В апреле 1797 г. онотставлен с атаманского поста в чине генерала от кава­лерии. (По материалам кн. А. П. Пронштейн. Земля Донская в XVII веке).

ИЛОВАЙСКИЙ 12-тый Василий Алексеевич (дон.) — генерал лейтенант и вечный шеф 8-го Донского полка. Родился в 1785 г.; сын Вой­скового атамана. Получил образование во Втором ка­детском корпусе и на сем­надцатом году отроду выпу­щен офицером в казачий полк; от 1806 г. в полевой службе против Французов; к 1812 г. совершил ряд бле­стящих подвигов в получил чин полковника; на турецком фронте взял со своими Ка­заками б орудий. 16 знамен и тысячи пленных; участвуя в рейде корпуса Маркова с двумя полками Казаков, под Рушуком неожиданно пере­правился через Дунай, вор­вался в лагерь визиря и пока подошла русская пехота за­хватил две мортиры, 7 пу­шек, 12 знамен и много пленных. Когда Французы подходили к Москве в 1812 г. бился с их авангардными частями, а после первым вор­вался в город, разбив полуторатысячвый заслон противника. Очевидец этого боя ген. Винценгероде писал в Донесении императору: «Счи­тая всегда венгерскую кон­ницу первой в мире, после виденной мной атаки Ило­вайского, я должен отдать преимущество Казакам перед венгерскими гусарами». Пре­следуя отступающих Фран­цузов, Иловайский с Каза­ками находился в авангарде армии Кутузова; в числе его пленных маршал Вандами два генерала сих штабами, сотни офицеров, тысячи ря­довых. В 1813 г. действует на флангах и тылах противника, уничтожая мосты и склады военного снаряжения. Во Франкфурте на Майне полу­чил от императора ордена св. Георгия 3 ст. и шпагу украшенную алмазами; в 1814 г. разгромил французскую конницу и захватил в плен генерала фон Мерген с его штабом; по занятии Парижа принят императором и во время приема услышал ком­плимент от цесаревича Кон­стантина Павловича: «Ило­вайский по номеру двенад­цатый, а недюженный».

По возвращенииизФранции ген. И. назначен Походным атаманом в от­дельный Кавказский корпус; в 1826 г. произведёнв чингенерал-лейтенанта; в 1840 г. уволен в отставку по домаш­ним обстоятельствам. За бо­евую службу получил: Золо­тое оружие, ордена св. Геор­гия 4-й и 3-й степеней, ор­дена св. Владимира 2-й ст., св. Анны 1-й ст., прусский орден Красного Креста 2-й ст. и австрийский — Леополь­да. В память его наш вось­мой полк именовался: 8 Дон­ской казачий генерала Ило­вайского 12-го полк.

ИЛЬИН Марк Дмитриевич (дон.) — рожд. 1885 г., гене­рал майор, общественный де­ятель и журналист; участник Первой Мировой войны и борьбы за Дон в гг. 1918— 1920. Военное образование получил в Новочеркасском юнкерском училище инавойну в 1914 г. вышел сот­ником 23-го Дон. каз. полка. После борьбы с большеви­ками эвакуированиз Крыма заграницу и 20 лет работал шофером такси. Главным ин­тересом его духовнойжизнивсе время оставались вопро­сы казачьей истории, кото­рым и посвящено большинство его статей, опублико­ванных в казачьей печати. Одно время ген. И. был пред­седателем Лиги возрождения Казачества, от 1951 г. состо­ял в рядах Вольно-казачьего Движения и печатался в па­рижской газете «Казак». Умер от рака желудка 15 февраля 1955 г. в Париже.

ИНАЧИЙ — другой, не по­хожий, иной.

ИНГУЛ — приток реки Ю. Буг во владениях Запорож­ского Низа.

ИНГУЛЕЦ — правый при­ток Нижнего Днепра; на всем протяжении (550 клм.) принадлежал Сичевой респуб­лике Низовой.

ИНГУШИ — северокавказский народ с берегов Терека; ок. 150 тыс. человек по ре­лигии магометане; сто лет тому назад покорились Рос­сии после длительной и кро­вопролитной борьбы; во вре­мя революционных вспышек 1905-7 гг. отряды И-шей шли по вольному найму на охра­ну владений крупных рус­ских помещиков, тюрем, ле­сов и других объектов. В Первую Мировую войну вы­ставили один полк иррегу­лярной конницы. Во время соввласти многие ингуши подвергались преследовани­ям, а особенно пострадали от нее после Второй Миро­вой войны.

ИНОГОРОДНИЕ, ИНОГОРОДЦЫ — так Казаки на­зывают Русских и Украин­цев, пришедших на их зем­лю, подразумевая тем людей, принадлежащих к иному ро­ду, не казачьему и не кав­казскому (Кавказцы иного­родними не считаются). Именно в таком значения понимали слово и русские акты. Напр., в указе 1680-го года о разборе людей, запи­савшихся в казачьи сотни г, Красноярска, говорится: «ко­торые верстаны в службу из иногородних служилых лю­дей.» — все должны быть «от службы отставлены», а в их место верстать казачьих де­тей, братьев и племянников родных" (С. В. Бахрушин, Очер­ки по истории Красноярского уез­да в XVII в.).

На Дону И. стали появляться только в том ж семнадцатом веке. Это был временные рабочие приходившие для заработков, после возвращавшиеся в Россию. Церковная реформа патриарха Никона послужил причиной притока на казачьи земли значительного числа старообрядцев из Московии, но после поражения атамана Булавина царские карательные отрядыих всех изъяли и отправили назад в Россию, прихватив и многих Казаков старожилов. После этого на Дону долгое врем. И-них не было, а жили одни Казаки.

В 1775 г. царица признала права русского дворянства и за классом донских старшин. Новые дворяне получили поместья и для обработки земли начали свозить крестьян, купленных «на вывод» в соседних губерниях. Одновременно с этим в станицахи в крепостных посадах стало появляться все больше русских и украинских торговцев, ремесленников арендаторов свободных казачьих земель и постоянных рабочих. От тогоже времени на Дон стали приходить толпы Казаков-Черкасов, недавних граждан разрушенной Сичевой республики. Эти иногородними не считались Станицы принимали их в качестве свободных землепашцев, иногда приписывали к своим общинам. В 1795 г. 912 семейств таких Черкасов зачислены по приказу свыше в задонские станицы Махинскую, Кагальницкую, Мечетенскую и Егорлыцкую. Они растворились без следа в основном казачьем населении. Начиная с царствования Александра II власти, «решив более тесно приобщить казачьи земли к России, всячески поощряли переселение в казачьи края переселенцев из России или Украины и (облегчали им покупку в собственность казачьих земель». «Закон 29 апреля 1868 г. дал русским подданым не Казакам право приобретать, сушествующие на войсковых станичных и городских землях, дома и всякого рода строения, на общем основании, не испрашивая согласия ни войскового начальства, ни городского, ни станичного. Но земли должны были остаться собственностью каза­чьей — Войска, станиц в находиться лишь в постоянном пользовании приобретателя недвижимости за ежегодную посаженную плату» (Сватиков).

Иногородние жители стали множиться на казачьих землях не пропорционально жителям Казакам. Они умножались новоприходцами иих семьи давали больший ежегодный прирост, чем семьи казачьи. Благодаря специальным льготам в их руки скоро перешли офицерские участки и большинство частновладельческих поместий. Таким образом к 1917 г. на казачьих землях почти повсюду оказалось И-них больше, чем самих Казаков.

«Взаимные отношения Казаков и И-них никогда не были особенно хорошими. Прикованные к военной службе, Казаки видели в И-них представителей торгового и ростовщического капитала. Приписывая им и их работе разрушение старого земле­дельческого уклада жизни и свое разорение». Казачья войсковая администрация (как и казачья масса) не мо­гла никогда отказаться от воззрения на донских крестьян, как на чужеродный элемент, вросший в чужое тело казачьего народа". В свою очередь И., обжившись на новом месте, косо смотрели на особые права хозяев края, Казаков. В наше время эти антагонизмы во многом помогли советской власти завладеть Казаками и их землей.

И. делились на корен­ных и пришлых. К первым причислялись все те, которые имели оседлость на казачьей земле, в станицах, городах и селах, на протяжении двух поколений и дольше. Остальные считались временными жителями. Конституции Дона и Кубани предоставляли первым не только полные гражданский права, но и беспрепятственную возможность натурализоваться в казачьей среде. Этим пра­вом воспользовались только единицы. Остальные стали на сторону власти советов или оказались пассивными зрителями борьбы Казаков за свой Присуд.

ИНОХОДЬ — особый ход коня, очень удобный для всадников; на рыси иноходец выносит вперед обе ноги одной стороны, т. е. две правых и две левых, а потому почти не трясет, а только покачивает (обычно конь выносит ноги по диагонали — правую переднюю и левую заднюю, левую переднюю и правую заднюю). Иноходцы часто встречаются среди сибирских и степных пород, а также среди кавказских горных.

ИОСАФ СВ. — епископ Белогородский и Обоянский; до монашества Иоаким Андреевич Горленко. Родился 8 сентября 1705 г. в г. Прилуки на Полтавщине; родители его: бунчуковый товарищ Андрей Дмитриевич Горленко и Мария Даниловна, дочь будущего гетмана Даниила Апостола. Отец его в 1709 г. участвовал в неудачной попытке отделиться от России и потому, вместе с гетманом Мазепой, должен был уйти в Турцию. Вернувшись через год к семье, попал под надзор властей, допросы и следствия, потерял все богатое имущество, выселен на жительство в Москву, годами претерпевал унижения, насилия и нужду.

Может быть, благодаря постоянным гонениям, неко­торые члены многострадаль­ной семьи Горленко посвя­тили себя служению Богу и ушли в иночество. Кроме св. Иоасафа, так поступил его брат Михаил, его дядя и тет­ка по отцу, который и сам закончил жизнь отшельни­ком в лесной келий.

Восьми лет маленького Иоакима отдали учиться в Киевскую академию. Там у него рано созрело влечение к монашеской жизни. В 1723 г., не окончив еще академии, он поступил послушником в Киево-Межигорский мона­стырь, где два года провел в суровом посту и воздер­жания. Принятый во иноки, возвратился в академию, за­кончил старший 6огословский курс и принял оконча­тельное пострижение в Киево-Братском монастыре, с именем Иоасафа. В 1757 г. он посвящен из иеромонахов во игумены Лубенского мона­стыря, в 1739 г. — в сан ар­химандрита Мгарского мона­стыря, в 1745 г. перемещен на пост наместника в Троицко-Сергиевскую лавру.

2-го июня 1748 г. архи­мандрит Иоасаф хиротонизован во епископы Белогорода и Обояни. На этом посту оставался до самой смерти деятельным архипастырем и усердным молитвенником. Вознесенный на такую ие­рархическую высоту, владыкане возгордился, не почувствовал себя князем Церкви, а оставался все тем же скром­ным ее служителем и деяте­лем просвещения среди ду­ховенства и Народных масс.

В многочисленных хра­мах своей епархии он застал неустройство, убогость игрязь. Прихожане жили в духовной темноте и дикости. Требовались новые кадры образованных служителей Церкви. По мнению святите­ля, именно Духовенство дол­жно было стать источником и рассадником морального подъема, должно было иско­ренить грубость нравов в се­мейных и общественных от­ношениях, ознакомить прихожан с истинами веры, на­учить относиться с уважени­ем к святостям. Поэтому особенной опекой он окру­жил Харьковский коллегиум, готовивший будущих свя­щенников.

Многие прежние пасты­ри не отвечали своему наз­начению. Одни были совсем малограмотными, другие по­стоянно нарушали правила морали и нравственности. Зазнавшиеся протопопынаблагочиниях несправедливо притесняли приходских ба­тюшек, обижали прихожан, не раз бывали жестоки со сво­ими крепостными. Епископ И. ограничил их самовластие, учредив коллегиальное уп­равление делами в составе самого протопопа, проповед­ника и грамотного священ­ника. Он снабжал церковные причты самыми подробными указаниями, заставлялихучиться, а нерадивых строго наказывал для блага Церкви и мирян.

Сам Святитель не гну­шался народа. Объезжая епархию, останавливался на ночлеги не у помещиков, а в казачьих и крестьянских хатах, раздавал нуждающим­ся большие суммы денег, тай­но посылал милостыню. Были случаи, когда он, купив для больных и немощных бедняков. дрова, сам их и колол.

Так в служении Церкви и народу прошло 29 лет. Святитель всю жизнь отли­чался слабым здоровьем и не очень заним следил. Умер он 10 декабря 1754 г., всего 49 лет отроду. Погребен в маленьком склепе-усыпальни­це при Белгородском Троицком соборе.

Здесь вскоре было об­наружено, что его тело не подвергается разложению. Академик В. Ф. Зуев, опи­сывая достопримечательно­сти на путииз Петербурга в Херсон, рассказывает, что в том склепе было погребено трое, но он один уже 28 лет лежит нетленен..., все те­ло, так как и платье и гроб, в котором он был положен, ни мало не повредилось, вы­ключая, что уж не так новы, как были. Лицо немного по­чернело и видно от сырости заплеснело, руки заскорбли; у ног следы засохли, а в ик­рах еще мягковаты. Таковая через толь долгое время нетленность произвела в наро­де особливое почитание«. Толпы богомольцев стали приходить на поклонение, стали говорить о многих чу­десах, свершившихся при его мощах. Народ считал его Божьим угодником, чуть ли не от самого его погребения и много раньше, чем духов­ные власти. Нетленным его тело оставалось и в дальнейшее время.

Церковное прославле­ние Святителя Иоасафа Бел­городского произошло толь­ко 4-го сентября 1911 г. в Белгороде, при огромном стечении паломников. Жиз­неописание этого святого Казака помещено в первом выпуске Курского Патерика в 1914 г. под заглавием: «Ска­зание о жизни, подвигах и чудесах Святителя и Чудотворца Иоасафа, епископа Белогородского и Обояйского»; там описано также 545 чудесных явлений, совершившихся при его гробе до 3-го июня 1911 г. Джорданвильский монастырь в С. Ш А. выпустил в 1962 г. сокращенное издание жития под тем же названием.

ИОНОВ Александр Михайлович (семиреч.) — рожд. 1880 г., генерал майор; Войсковой атаман Самиреченских Казаков. В чин хорунжего произведен из Константиновского артиллерийского училища; в 1908 г. получил диплом Академии ген. штаба; во время Первой Мировой войны награжден орденом св. Георгия 4 ст. и Золотым оружием. После развала Рус­ской армии в начале 1918 г. привел свой 2-й Семиреченский каз. полк домой. Вско­ре арестован большевиками, но освобожден восставшими Казаками, которые избрали его на пост Войскового ата­мана. После борьбы за Ка­зачью Идею эмигрировал в Канаду; откуда переехал в США. Умер 18 июля 1950 г. в Нью Йорке.

ИОРДАН или ИОРНАНД — историк Готов; считается Аланом по происхождению; жил в VI в. по Р. Хр. и опи­сал предшествующие эпохи в книгах «О происхождении и деяниях Гетов» и «Исто­рия Царств».

ИРРЕГУЛЯРНЫЕ ВОЙ­СКА — казачьи и туземные конные полки, батареи и пластунские батальоны, слу­жившие в русской импера­торской армии на основании особого Положения. Бойцы, призванные на действитель­ную службу или из запаса должны были явиться в свои части с собственными: хо­лодным оружием, форменной одеждой, обувью и бельем; в конные полки и ба­тареи также с собственным конем, седлом и остальной сбруей. И. войска формиро­вались по принципу совмест­ной службы родственников или близких соседей, станич­ников и окружцов; у Казаков служба проходила по специальным казачьим уста­вам, с казачьей терминоло­гией и названиями чинов и званий; большинство офице­ров И. в. обучалось в казачьих военных училищах; по­сле производства, во время. службы они периодически увольнялись из полков в рас­поряжение окружных атама­нов, на так называемую «льготу», которая продолжа­лась три года и служила для увеличения кадров строевого офицерства. Льгота для офи­церов была весьма нежела­тельным состоянием, потому что пребывая на ней они получали мизерное жалова­нье, а заняться сельским хо­зяйством или поступить на какую либо службу для до­полнительного заработка не могли, т. к. по истечении положенного срока должны были возвращаться в полки.

ИРЬЯН — откидное молоко (см.), разбавленное водой.

ИСЛАМ ГИРЕЙ — Крымский хан, побратим Богдана Хмельницкого и его союзник в борьбе с Речью Посполитой.

ИСКУСИТЬ — попробовать, откусить.

ИСТОБОК (дон ) - чердак.

ИСТОПКА (некр.) — баня.

ИСТОРИЯ — наука, изуча­ющая конкретный ход раз­вития человеческого обще­ства; описание событий прошлого в хронологическом порядке тоже называют И-рией. Она делится по темам на всеобщую и частную для отдельных стран и на­родов, затем по эпохам: на древнюю, среднюю и новую. Теоретически, И. должна от­личаться полной беспристра­стностью и объективностью, но в жизни она остается остро-политической наукой, в которой одни и те же факты излагают, освещают и толкуют по разному, в зави­симости от взглядов и убеж­дений автора. Советский ис­торик М. Н. Покровский назвал историю «политикой, обращенной в прошлое».

Доисторический и ран­не-исторический периоды в жизни Дона изданы М. Мил­лером в трех выпусках ис­следования «Дон и Приазо­вье в древности». История Хазар и средневековых по­селений написана М. Артомоновым. Историй Донских Казаков очень много, начи­ная от А. Ригельмана «Ис­тория или повествование о Донских Казаках»; она на­писана в 1778 г., а издана впервые в Москве в 1848 г. Из позднейших историй До­на особого внимания заслу­живает работа С. Г. Сватикова «Россия и Дон», Вена, 1924; эта работа очень ценна большим количеством прив­леченных источников, которых здесь, заграницей, до­стать нельзя.

Основные расхождения различных авторов казачьих историй происходят по во­просам о времени образова­ния Казаков, народов, от которыхони происходяти их отношения к Московско­му и иным соседним госу­дарствам. Крупнейшие русские историки Карамзин, Соловьев, Ключевский и др. отводят Казакам более или менее крупное место, т. к. они сыграли большую роль в истории России. Кроме то­го, по отдельным вопросам и эпизодам казачьей исто­рии печатается громадное количество отдельных исследований и очерков, которые появляются постоянно в ка­зачьей периодической печати и особыми изданиями. Проф. М. Миллер.

ИСТЬ — есть, кушать.

ИТЬ — ведь.

ИЧЕГИ — кожаные чулки, то же самое, что кавказские, ноговицы. По Ригельману, в восемнадцатом веке на Дону женщины носили И. красной кожи с вышивками. Тюрк­ское значение слова И. — «во внутрь».

ИШЕК (некр.) — осел.

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал