Перейти к основному содержанию

Календарь краеведческих дат

ВАГЕНБУРГ — укрепление, уст­роенное для защиты от врагов из сдвинутых в каррэ и связан­ных вместе возов. В Черно. морьи В.. появляется впервые во время похода Остготов на Византию в IV в. н. э. В точности воспроиз­водится у Днепровских Казаков. В степи казачья пехота обычно передвигалась на повозках ко­лонною в два параллельных ря­да; в случае нападения татар­ской конницы, Казаки отстрели­вались из за возов в обе стороны, стараясь одновременно пере­строить колонну в замкнутый квадрат или треугольник. Когда это удавалось, повозки крепко связывались и окапывались рвом, причем выброшенная из него земля покрывала колеса, а в случае долговременной осады насыпалась и в кузовы. За таким надежным бруствером Казаки выдерживали атаки противника, превосходившего их во много раз числом.

ВАЛКИ — артель, группа, обоз.

ВАЛУЙСКОВ Алексей Василь­евич (дон.) — рожд. 1891 г., ст. Старочеркасской; землероб с законченной станичной школой. На военную службу призван в 16 Дон. каз. полк; лихой джи­гит, танцор и гармонист, боль­шой казакоман и донской пат­риот; во время Первой Мировой войны — ординарец штаба 2-й каз. Сводной дивизии, а в гг. 1918 — 20 самоотверженный участник борьбы за Казачий Присуд; произведен в чин хо­рунжего и назначен комендан­том штаба Сводно-партизанской дивизии; при эвакуации ар­мий в Крым, покинут на берегу Черного моря, захвачен красны­ми и растерзан ими на части.

ВАЛУХ — оскопленный баран.

ВАНГУЛЫ — древний казачий род ст. Бургустанской на Тере­ке.

ВАРГАН (некр.) — музыкаль­ный инструмент — орган.

ВАРНАК — у Сибирских Казаков бранное прозвище бродяг и ссыльных.

ВАСИЛЬЕВ Иван Мартынович (дон.) — член Русской Государ­ственной Думы первого созыва; рожд. 1857 г.; окончил церковно-приходскую школу; дома -станичный атаман.

ВАСИЛЬЕВСКИЙ (уссур.) — поселок Бикинской станицы.

ВАХМИСТР — военное звание; так же как в регулярной кавале­рии, в казачьих полках царского времени В. — помощник коман­дира сотни из рядовых.

ВДОВЕНКО Герасим Андреевич (терск.) — рожд. ок.1865г. ст. Государственной; от 1918 г. по на­родному избранию Терский Войсковой атаман. Во время борьбы за Казачью Идею — бес­компромиссный сторонник со­трудничества с Добровольческой армией. От 1920г. эмигрант; проживал в Югославии, отно­сился сочувственно к возрожде­нию казачьего национализма и осенью 1938 г. оказался един­ственным из всех казачьих гене­ралов, открыто протестовавших против истязаний в белградской полиции руководителей и сто­ронников Вольно — казачьего движения. В 1944 г., будучи в преклонном возрасте, не ушел из Белграда на Запад и по слу­хам повешен при вступлении в город советских войск. По дру­гой версии — умер в тюрьме.

ВЕВЕРИЦА (некр.) — лесной зверек, белка.

ВЕДАТЬ (некр.) — понимать, знать.

ВЕДЬМАЧИТЬ — колдовать.

ВЕДЬМЕДЬ — медведь.

ВЕЛИЕ (некр.) — большое мно­жество.

ВЕЛИКАТНЫЙ — вежливый, хо­рошо воспитанный.

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ — на Руси в удельный период титул старше­го князя из рода Рюриковичей; он принадлежал сначала князь­ям киевским, потом суздальским и, наконец, московским. Позд­нее этот титул сохраняли и Рус­ские императоры, именуясь В. князьями многих земель, завоеванных и присоединенных к России; он же переносился и на ближайших родственников ца­ря. В. князьями титуловались и государи Вел. Княжества Литов­ского.

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НА­РОДОВ — непрерывное движе­ние кочевых народов с востока на запад, начавшееся ок. 375 г. с приходом из Азии Гуннов и закончившееся после образова­ния в черноморских степях цар­ства Золотой Орды (1240 г.).

ВЕЛИЧАНИЕ — первый тост-приветствие на казачьей беседе в старину: «Здравствуй, Войско Донское с верху до низу и с ни­зу до верху!» или «Здравствуй, царь-государь, в кременной Мо­скве, а мы, Казаки, на Тихом Дону!»

ВЕЛЬБУД (дон.) — канат.

ВЕНТЕРЬ — 1) рыболовная снасть из сетки натянутой на обручи в виде цилиндрического мешка с конусообразным вхо­дом внутрь; попавшая в В. рыба не може1 отыскать отверстие и выйти обратно; 2) казачий так­тический прием при полевой войне, расчитанный на вовление врага в положение наиболее удобное для удара в его фланг и тыл; заманивала слабая груп­па, подставляя противника под удар главных, скрытых в засаде, сил; в случае появления неожи­данной опасности со стороны резервов врага, В. мог быстро рассеяться и скрыться. Этот прием был позаимствован от Казаков и русской регулярной кавалерией.

ВЕНЮКОВСКИЙ (уссур.) — по­селок Гленовской станицы.

ВЕРВЬ, ВЕРВЕЛЬ (некр.) — ве­ревка, шнур.

ВЕРЕЩАКА Федот (куб.) -рожд. 1893 г.; ст. Привольной; сотник. После Первой Мировой войны и борьбы за Казачий Присуд, от 1920 г. эмигрант в Югославии. Погиб 5 сентября 1938 г., упав с четвертого эта­жа новостроящегося дома в г. Скопле.

ВЕРЕЩАКА Яков Онисимович (куб.) — род. ок. 1870 г., ст. Платнироцской; кубанский общест­венный деятель. Прийдя со службы из 1-го Лабинского полка, б лет состоял атаманом своей станицы, затем служил в Областном Правлении и по вы­борам членом Екатернодарской городской управы. Во вре­мя борьбы за Казачий Присуд. В гг. 1918-20 был при Кубанском правительстве сотрудником по делам снабжения. Уйдя в эми­грацию, до последних дней жи­зни, нес обязанности секретаря Общеказачьего Объединения и Кубанской Исторической ко­миссии. Умер 28 мая 1938 г. в Белграде (Югославия).

ВЕРХИ — верхом на лошади.

ВЕРХНЕ-ДОНСКОЙ ОКРУГ — административный район на территории Всевеликого Вой­ска Донского; образован осенью 1918 г. с центром в ст. Вёшенской из юртов станиц: Боковской, Букановской, Елан­ской, Казанской, Каргинской, Краснокутской, Мешковской, Мигулинской, Слащевской и Федосеевской. Вошел в исто­рию Дона и в литературу (Шо­лохов, Тихий Дон), благодаря упорным и героическим восста­ниям против соввласти в гг. 1918 и 1919.

ВЕРХОВНЫЙ КРУГ ДОНА, КУБАНИ и ТЕРЕКА — собрался в Екатеринодаре 5-го января 1920г., как Учредительное Со­брание трех казачьих полити­ческих обществ, стремящихся к объединению в одну федера­тивную республику. Он состоял из равного числа делегатов от Кругов Донского и Терского, также как от Кубанской Кра­евой Рады, приславших по 50 делегатов. Идея образования общеказачьего государства, с привлечением в него горцев Кавказа и соседних кочевников, занимала умы казачьих полити­ков уже в первые дни возро­ждения традиций независимо­сти после февральской револю­ции 1917 г. Свое первое осу­ществление эта идея нашла 20 октября 1917 г. в оформлении Юго-Восточного Союза. Одна­ко, со времени подписания со­юзного договора, его сторонни­кам пришлось преодолевать не прекращавшееся противодей­ствие русских «белых» верхов, поддержаных некоторыми вли­ятельными Казаками «единонеделимцами», у которых еще не отмерли связи, возросшие в русских школах, в русской об­щественной и политической де­ятельности, в царской службе. Они часто пользовались и неблагопрняной обстановкой на фронте вооруженной борьбы за Казачий Присуд. Поэтому про­ведение в жизнь постановления о создании Юго-восточного Союза встречало непрерывные трудности. Казачьи конферен­ции, собиравшиеся для того, чтобы придать Союзу реальные формы, носили драматический характер. Одна из них закончи­лась смертью председателя Ку­банского правительства Н. С. Рябовола, павшего в Ростове н-Д. от пули русского убийцы. Решение вопроса особен­но задержалось после того, как сторонник расширения Союза в Доно- Кавказскую федерацию, атаман Краснов должен был оставить свой пост. Возмож­ность возвратиться к его прое­кту представилась только после полного падения авторитета ген. Деникина, в связи с неуда­чами на фронте 9 января 1920г. Верховный Круг, не считаясь с угрозами английского предста­вителя лишить Казаков помощи и военном снаряжении, провоз­гласил себя Верховной властью для объединенных Дона, Куба­ни и Терека: «Мы, избранники Донского Войскового Круга, Кубанской Краевой Рады и Тер­ского Войскового Круга, в тя­желый исторический момент, когда, купленной потоками кро­ви, свободе и самому существо­ванию населения грозит гибель, собрались в Екатеринодаре для организации решительной борьбы против большевиков, очи­щения от них наших террито­рий, защиты от разгрома род­ных очагов, установления вну­треннего спокойствия и обеспе­чения свободы и права, берем в свои руки Верховную власть по делам общим для Дона, Кубани и Терека и ставим себе задачей:

А. Установление Союзно­го государства, составленного из указанных выше территорий, с возможностью расшире­ния пределов Союзного госу­дарства включением новых об­ластей, на основах конституции и по свободному волеизъявле­нию населения тех областей;

Б. Создание союзной вла­сти».

Вслед за тем прошло два месяца в долгих переговорах с генералом Деникиным, в неу­дачных с ним соглашениях. По­сле бесплодных попыток урегу­лировать отношения с Добрар-мией,3-го марта 1920 г. Верховный Круг вынес новое поста­новление:

1) Считать соглашение с ген. Деникиным в деле органи­зации южно-русской власти ке состоявшимся;

2) освободить атаманов и правительства от всех обяза­тельств, связанных с указанным соглашением;

3) изъять немедленно Boйска Дона, Кубани и Терека из подчинения ген. Деникину;

4)немедленно приступить совместно с атаманами и прави­тельствами к организации обо­роны наших краев — Дона, Кубани и Терека и прилегающих к ним областей;

5) немедленно присту­пить к организации союзной власти на основах постановле­ния Верховного Круга от 11 января с. г.(даты по ст. ст.).

После этого В. Круг закон­чил сессию, не вынося поста­новления о своем роспуске.

Завершить с успехом по­становления Круга на родной земле не удалось, но провоз­глашенные в них идеалы сохра­няются в программах каз. нац. организаций за границей.

ВЕРХОВОЙ ВЕТЕР, ВЕРХОВКА — суховей, норд-ост, выгоня­ет воду из Азовского моря.

ВЕРХОВЫЕ КАЗАКИ — Казаки, вернувшиеся на Дон с севе­ра, в отличие от Низовых, при­шедших с Донца и Северщины (Севрюков, Азовских, Белгородских, Сары-Азманов). Пер­воначально В. Казаками называ­лись те, которые проживали в самых верховьях р. Дона, в при­мыкающих к нему областях. На свое Старое Поле они возвра­щались разновременно одиноч­ками, и семьями, и целыми слу­жилыми станицами от второй половине ХVI до начала ХVIII в. Расселившись на берегах Сред­него Дона, они сохранили свое первоначальное прозвище Вер­ховых. Судя по русским актам, граница, разделяющая Верхо­вых с Низовыми, проходила на уровне ст. Цимлянской, где основная казачья речь Донских Черкасов к северу переходит в диалект близкий к русскому орлово-курскому.

ВЕТХИЙ ГОДАМИ (некр.) -очень старый, преклонного воз­раста.

ВЕТЮТЕНЬ (дон.) — дикий го­лубь.

ВЗГАЛЧИТЬСЯ — протестовать, поднять шум по пустякам.

ВЗГАЛЬНЫЙ — несолидный, взбалмошный.

ВИЁ — раздвоенное дышло арбы при воловьей упряжке.

ВИКТОР СЕВСКИЙ — литера­турный псевдоним талантливо­го донского журналиста Вениа­мина Алексеевича Краснушкина.

ВИДНЕНСКИЙ (уссур.) посе­лок Бнкинской станицы.

ВИЛОК — качан капусты.

ВИЛЮЖИТЬ — продвигаться по зигзагу, лавировать.

ВИНО (некр.) — виноградная лоза.

ВИНОГРАД (некр.) — виноград­ник.

ВИНТОВКА — ружье с нарез­ным стволом. Казаки в русской армии были вооружены В-ками особого типа, образца 1891 г., трехлинейной, пятизарядной, со штампом «Каз.», по весу средней между драгунской и коротким кавалерийским кара­бином.

ВИНЦЕРАДА — дождевое паль­то из брезента или пропитанно­го краской холста.

ВИСКИ (некр.) — волосы: «при­маж виски, чтобы вихры не тор­чали».

ВИШНЕВЕЦКИЙ Дмитрий Иванович — князь из литовского рода Гедиминовичей. Его отец был правителем степных окра­ин В. княжества Литовского со званием старосты Черкасского и Каневского. Князь Дмитрий, выросши среди Казаков, в ран­ней юности завязал с ними близкие отношения и во многихизних нашел своих будущих спод­вижников. От 1550 г. он уже имел основательные казачьи кадры, с которыми ходил в сте­пи на ратные подвиги. Киевские летописи литовской эпохи счи­тают его вторым по счету исто­рическим гетманом Среднеднепровских Запорожцев, но это едва ли соответствует его ис­тинной роли в казачьей жизни. До 1576 г. в В. кн. Литовском титул казачьего гетмана еще не был введен, но среди, польско-литовской знати уже из­вестны несколько организато­ров казачьих боевых предприя­тий, как Язловецкий, Ланцкоронский, Дашкович и др. знатные рыцари, которые не были связаны с Казаками постоянными узами. Время от времени они приходили на Низ со своими планами и выполняли их при помощи Запорожцев. Князя Дмитрия Вишневецкого следу­ет считать одним из таких пред­принимателей. Никто из преды­дущих не распоряжался такими обширными областями. Еще до смерти отца он получал доходы с Вишневца, Окнина, Кумнина, Лопушна, Таражи, Камзрина, Крутнева, Вонячина и многих других местечек и сел. В 1551г., по королевскому привилею, он унаследовал после отца староства Черкасское и Каневское. Под его властью оказались вла­дения равные по размерам крупному удельному княжест­ву. И повидимому, он сумел за­служить любовь и уважение у Казаков, попавших в границы его обширной «волости». Име­ются данные предполагать, что у Запорожцев он получил про­звище Байды и что, именно, о нем, как о Байде, пели Казаки песни, воспевая доблесть сво­его предводителя.

Для истории не все ясно в деятельности кн. В-го. Неиз­вестно, например, с какой целью в 1553 г. он посетил Стамбул и виделся там с султаном. Поезд­ка, совершенная без видимого согласия короля, не была поставлена ему в вину. Вернув­шись на свои староства, В. пробовал завязать дружбу и с Мо­сквой. В апреле 1556 г. его лю­ди служили проводниками для царских войск в крымских сте­пях. Вскоре после этого, с ка­зачьим отрядом В. спустился по Днепру за пороги и построил замок на Малой Хортице. Запорожцы-низовцы в том ему не препятствовали. В то время у Литвы с Казаками еще не было столкновений. Король Польский и в. князь Литовский Сигизмунд Август надеялся, что этот замок будет служить форпостом Лит­вы в обороне от Татар, но В. считал этот замок своим и в сентябре того. же года сообщил Ивану Грозному, что он из Литвы отъехал и постро­ил свой город на Хортице. 1-го октября он с Казаками захватил Ислам Кермень, татарскую кре­пость на Нижнем Днепре, вывез оттуда несколько пушек и во­оружил ими свой замок. В ответ на это Крымцы вместе с Турка­ми осадили М. Хортицу и в кон­це концов, принудили В-ого уй­ти назад в Черкасы. Осенью 1557 г. он, вдруг, отъехал в Москву. Иван Грозный был рад привлечь на свою сторону знатного воина, имевшего к то­му же большие связи с Запо­рожцами. Он наградил его круп­ной суммой денег (10000 руб.) и дал в «кормление» г. Белев со многими подмосковными села­ми. По царским поручениям В. ходил с русскими войсками и казачьим отрядом на Крымских Татар и ездил от царя для пе­реговоров с Кабардой. Но вме­сте с тем, он узнал о Московии и ее царе все то, что издали видеть не мог. Перед взором степного рыцаря московская жизнь выступила во всей своей неприглядной наготе, с кровавым и юродствующим тираном, с холопствующей знатью, с бесправием и нуждой в народе. В. предпочел уйти назад к Низовцам и задержался у них на Монастырском острове. Король и тут не упрекнул его в измене, а похвалил его решение оста­вить Москву в предверии ее войны с Литвой.

Вскоре после этого В. пал жертвой своей страсти к поли­тическим авантюрам. В этом случае он решил выступить в качестве претендента на трон Молдавии. Обратившись к Каза­кам за помощью, он собрал их 10000 и отправился в поход. Но на этот раз предприятие закон­чилось катастрофой. Отряд был вовлечен в засаду и потерпел поражение, а сам предводитель попал в плен. Князя В. отослали в Стамбул, где его предали му­чительной казни. По словам со­временника, польского лето­писца Мартина Вольского, его сбросили сверху на стальные крюки, вделанные в крепост­ную стену. Три дня он висел живой, проклиная мучителей, пока его не пристрелили из лу­ков. Другой польский историк, Несецкий, говорит, что В. мог бы спастись, если бы, по насто­янию Турок, отказался от хри­стианства и что Турки, для то­го чтобы приобрести мужество Казаков, разделили между со­бою на части и съели сердце их предводителя.

ВИШНЕВЕЦКИЙ Еремия Ми­хаил — княэь из литовского ро­да Гедиминовичей, прямой по­томок Корыбута Ольгердовича; староста Каневский, Перемышльский и Праснышский, во­евода Русский: род. в 1612 г., умер в 1651 г.; крещен по православному обряду, но после перешел в католичество.

Князья В-кие в ряде поко­лений пользовались почти фео­дальным полновластием на юго-восточных окраинах В. княже­ства Литовского, хотя и носили звания только старост (Черкас­ских, Каневских, Чичерских и т. п.). Королевским декретом в 1590 г. за ними закреплено междуречье Сула-Ворскла. Кн. Еремия В. получил эту погра­ничную полосу земли по праву наследования и принялся насе­лять ее переселенцами с запа­да, закладывая сотни новых сел и подновляя древние города, из которых Ровны и Лубны стали главными опорными пунктами пограничья. Когда то здесь по­всюду вдоль берегов степных рек, тянулись промысловые «уходы» Днепровских и Северских Казаков, которые первы­ми заселили покинутый Татара­ми край. Их право на эту землю признал, в. князь Литовский Сигизмунд I. Он подтвердил его своим привилеем (декретом) в 1506 г. Казаки, жившие особым строем военных общин не толь­ко освобождались от всяких податей и тягловых повиннос­тей, но и не подлегали власти наместников-старост, даже в тех случаях, если бы оказались ок­ружены личными владениями в. князя и короля, «крулевщизнами». Их начальниками и здесь могли быть только выборные атаманы.

Этих особенных прав каза­чьего пограничья не признава­ли полновластные магнаты, а в том числе и князь Е. В. Онтребовал от местных Казаков, чтобы они покорялись ему, как своему князю-правителю и вы­полняли все обязанности «подданных» наравне с новыми посе­ленцами. Казаки же видели в таких принуждениях явное на­рушение их основных прав, утвержденных формально еще в первое время сожительства с В. княжеством Литовским. Да­же не принимая в расчет «привилея» 1506 года, польская ис­тория признаетих права по иным соображениям:«0ни были убеждены, что жертвуя кровью в борьбе с нападениями Татар, они должны быть освобождены от «подданства» и налогов. Это общий аргумент рыцарей и за­служенных воинов всех времен и народов, в оправдание своего привилегированного положе­ния" (The Cambridg History of Poland). Однако в глазах князя Еремии В. Казаки, непокорные его воле, стали не больше, чем хлопами-бунтовщнкоми. Стро­гие, а подчас и бесчеловечные меры не помогали, а только уси­ливали сопротивление местных Запорожцев и взаимную нена­висть аборигенов и пришельцев, подливали масла в пламя затяж­ной Польско-казачьей войны. Из всех «кролевят» самым не­навистным стал Ереемия В., что нашло отражение и в казачьем историческом эпосе.

ВКУПЕ — вместе, сообща

ВЛАДИВОСТОК — порт на Амурском заливе в Приморской области Восточной Сиби­ри. До 1922 г. — резиденция Войскового Правления Уссу­рийского каз. Войска.

ВЛАДИКАВКАЗ — город в вер­ховьях р. Терека; до революции 1917 г. — центр Терского каз. Войска; в настоящее время при­надлежит Северо-Осетинской АССР; известен теперь, как Ор­джоникидзе или Дзауджикау.

ВЛАДИМИР (1828-1892) — епи­скоп, миссионер и архиепископ Казанский, автор устава для миссионеров Забайкалья и Ал­тая, сын Донского Казака По­пова. Принял монашество вско­ре после окончания Киевской Духотой академии; одно вре­мя исполнял должность инспек­тора классов Петербургской Духовной Академии, а 18 лет жизни провел на Алтае в про­поведи христианства среди та­мошних язычников. За это вре­мя основал монастырь миссии в селении Удали, где местная. молодежь обучалась Слову и Закону Божию, иконописи, русскому языку, оседлому сельско­му хозяйству и подручным ре­меслам. Епископ В. построил на Алтае 28 церквей и молитвен­ных домов; изучив язык алтай­цев, перевел для них некоторые церковные книги и Евангелие. После, когда находился на пос­ту Казанского архиепископа, продолжал миссионерскую дея­тельность среди мусульман.

ВЛАДИМИРОВКА — казачья слобода на реке Куме в Ставро­польской губ.; вначале двадца­того века имела 129 дворов и 719 жит. об. пола. После ликви­дации Кавказской Линии, Каза­ки ее населявшие перечислены в податное состояние.

ВЛАСОВ Максим Григорьевич (дон.) — родился в 1768 г.; Наказный атаман Войска Донского (1836-1838); генерал, заслу­женный во время суворовских походов и наполеоновских войн; назначен на пост «наказного» в возрасте 68-ми лет. Не смотря на годы отличался большой подвижностью, энергией и во­левой настойчивостью. Умел ла­дить с деспотическим военным министром Чернышевым, хотя тот для надзора за его деятель­ностью командировал своих со­глядатаев, генерала лейтенанта Б. Я. Княжнина и тайного совет­ника В. И. Болгарского. Оба эти сановника «днями и ночами ис­кали в Новочеркасске крамолы, подсматривали, подслушивали (иногда переодевшись в штат­ские костюмы) и усердно доно­сили Чернышеву обо всем, что делают, что говорят, что дума­ют на Дону, не брезгая и соб­ственными выдумками.

В, умер после двенадцати лет атаманства от холеры.

ВЛЕСТЬ (некр-) - войти, вхо­дить; Некрасовцы не говорят «войдите в дом,» а «влезайтя в курень». Здесь, может быть, от­ражение понятий далекого про­шлого, когда Казаки жили в по­луземлянках с низким входом.

ВНАЗИРКУ — наблюдая изда­ли, не теряя из виду.

ВОВЗЯТ, ВОВЗЯТКИ — совершенно, совсем, полностью.

ВОДАК — наполненная водой барка для перевозки живой ры­бы на далекие расстояния; вода непрерывно просачивается че­рез дыры, прорезанные в ее бо­ках.

ВОДВОРИЛ — дочь, муж которой принят в дом тестя и стал членом его семьи.

ВОДНОЧАС — сразу, тотчас.

ВОЗРАСТ (некр.) — рост: «великого возраста Казак, всех вы­ше на хуторе».

ВОЗРИ, ВОЗРИВЫЙ (сев. дон.) — выделения из носа, сопливый.

ВОЙ (дон.) — боец, воин.

ВОЙЛОШНИКОВ Авив Адрияновнч (забайк.) — рожд, 1877 года; мед. фельдшер, член Рус­ской Государственной Думы третьего созыва.

ВОЙ НА ВОЙ (сев. дон.) — вой­на.

ВОЙСКОВАЯ БЕСЕДА — в старину общая трапеза после окончания сессии Войскового Круга.

ВОЙСКОВАЯ ИЗБА — Войско­вое Правление у Донских Каза­ков во время их независимости. В этом случае слово «изба» по­нималось, не как постройка, а как средоточие управления де­лами края, подобно тому, как у Поляков «Изба Ржемесльнича» означает не «хату для ремес­ла», а Управление ремесленны­ми цехами. Тоже у Русских: Казенная Палата, Судебная Па­лата — не здания, а учреждения.

ВОЙСКОВАЯ ПАНИХИДА — традиционное Богослужение у часовни на Монастырском уро­чище под Старочеркасском. Со­вершалось ежегодно 1-го октя­бря, в день Покрова Пресвятой Богородицы, в знак почитания предков, Казаков, погибших во время боевых встреч с врагами и как моление за их души. В. П. кроме этого сочеталась с празд­неством окончания полевых ра­бот и сопровождалась военны­ми состязаниями, выступлениями певческих хоров и всеоб­щей обильной трапезой.

ВОЙСКОВАЯ САБЛЯ — казачье образное выражение, озна­чающее справедливое наказа­ние за совершенное преступле­ние, то же самое, что «меч пра­восудия».

ВОЙСКОВАЯ СТАРШИНА — до покорения Казаков Россией лица выдвинутые на руководя­щие посты народной волей, ата­маны, писари-дьяки, есаулы, хорунжие, полковники, сотники и т. п.; после покорения — все ко­мандиры и чиновники, утвер­жденные в должностях указом правительства; также казачьи шляхта и дворянство.

ВОЙСКОВОЕ ПИСЬМО — при­каз о мобилизации. В. П. высы­лалось по станицам от имени атамана, на основании постановления Войскового Круга, с указанием, какую часть своих воинов должна дать каждая станичная община; при самом большом напряжении сил, ста­ницы «верстались пополам», т. е. половина вооруженных вы­сылалась в Главную Войску, а другая половина оставалась для охраны станичного город­ка.

ВОЙСКОВОЙ ПИСАРЬ — хра­нитель войсковой печати, заведываюший внешними сноше­ниями, архивами и канцеляри­ями в Сичевой республике и в Гетманщине.

ВОЙСКОВОЙ ХОРУНЖИЙ — помощник Кошевого или Вой­скового атамана, хранитель боевого знамени, в боях — на­чальник резерва.

ВОЙСКОВЫЕ ТОВАРИЩИ — у Запорожских Казаков лица особенно заслуженные в боях и походах, полноправные чле­ны корпорации Сичевого То­варищества. Виду того, что их подвиги совершались на гла­зах у других бойцов, а народ умел оценить их геройство и распорядительность; атаманы, начальники, командиры и мужи совета в Низовой республике и в Гетманщине обычно изби­рались из среды В. Т-щей. Они же служили примером и идеа­лом для каждого молодого Казака-воина. Но попасть в полноправную их корпорацию уда­валось только после ряда лет (3-5) бессрочной службы в качестве д ж у р ы под руко­водством одного из В. Т-щей. Такой «молодик» был обязан пройти курс наук в сичевой школе, участвовать в походах и проявить в боях мужество. После успешных испытаний, джура принимался в товарище­ство полноправным членом, от­бывал очередную службу в Сичи, при чем получал для обуче­ния два три новых молодика. Отличительным знаком В. това­рища служила чуприна или «оселедец», оставленный на ма­кушке бритой головы. Некото­рые из них обзаводились семь­ями и хозяйствами, но отбывая очередь в Сичи или на форпо­стах, отказывались от удобств брачной жизни, оставив семью в поселении или на хуторе. Не­которые оставались холостяка­ми до конца жизни, больше все­го по причине постоянного уча­стия в военных предприятиях. Эти проводили годы наступившей дряхлости или инвалидно­сти в монастырских приютах, специально для этого устроен­ных.

ВОКАТ — как раз, точно по размеру.

ВОЛГО-ДОНСКОЙ КАНАЛ — открыт для плавания 31 мая 1952 г. В древности сообщение между Доном и Волгой в месте их сближения поддерживалось при помощи «переволоки» су­дов или по гужевым дорогам.

Этими способами пользо­вались очевидно не одни жи­тели рек, но и купцы греческих черноморских колоний. В 913 г. Переволокой воспользовались Русы, шедшие походом на Пер­сию. Имели там свои тропы, до­роги и водно-переволочные пу­ти Казаки Донские и Волгские. В половине прошлого века от станицы Качалинской до посада Дубовки проложена конная же­лезная дорога, а к началу наше­го столетия через станцию Чир к Царицыну прошла ветка нор­мального ж. дорожного пути от ст. Лихая.

Идея соединительного ка­нала появилась очень давно, но выполнить ее одними живыми силами, без помощи техниче­ских средств не удалось ни сол­датам Турецкого султана Сели­ма II-го в 1569 г., ни массам ра­бочих, согнанных сюда Петром 1-м в 1705-6 гг. Зато в наше вре­мя, при современной технике, проект удалось завершить с меньшим напряжением сил. Ос­новную работу произвели сот­ни и тысячи экскаваторов, зем­лесосов, бульдозеров, скрепе­ров, тракторов и грузовых ав­томобилей; железобетон по­служил материалом для по­стройки тринадцати шлюзов ка­нала и укрепления его берегов. Канал питается донскими вода­ми потому, что уровень Дона выше волжского больше чем на 40 метров.

ВОЛГСКИЕ КАЗАКИ — вначале переселены с Дона на Волгу Указом от 15 января 1734 г., в количестве 1057 семей из кото­рых 520 — Донцов, а 537 — Дне­провских Черкасов, проживав­ших на Дону. Их расселили между Царицыном и Камышином и назвали Волгским каз. Войском. После восстания Пу­гачева, большая их часть высе­лена по Указу от 5 мая 1776 г. в Царицынское укрепление (пос­ле станица Кавказская), а по­том ближе к Пятигорску. В 1860 г. станицы В. Казаков при­числены к Терскому каз. Вой­ску и комплектовали 1-й, 2-й и 3-н Волгские полки.

ВОЛКОВ Николай Константи­нович (забайк.) — рожд. 1875 г. ученый агроном; член Русской Государственной Думы треть­его созыва; в 1905 г. участво­вал в читинском революцион­ном восстании, за что отбыл тю­ремное заключение.

ВОЛОКУША — длинная рыбо­ловная сеть, которую распуска­ют далеко в реке или в море, а потом тянут к берегу, часто при помощи быков или тракторов.

ВОЛОШИНОВ Евгений Андре­евич (дон.) — род. ок. 1880 г., ст. Новочеркасской; войсковой старшина донской артиллерии; после февральской революции 1917 г. временный Донской атаман, сдавший свой пост атаману А. М. Каледину; пианист и автор сборника романсов.

В 1916 г. войсковой стар­шина В. стоял во главе Военно­го отдела Военно-Промышлен­ного комитета в Новочеркасске. После революции, когда в горо­де образовался Донской Испол­нительный комитет, В. вошел в его президиум в качестве тов. председателя. В ночь с 7-го на 8-е марта Дон. Исп. комитет предложил царскому Наказно­му атаману графу М. Н. Граббе передать атаманский пост войск, старшине В-ву, что тот и выполнил беспрекословно.

Вступив в исполнение обя­занностей Вр. Донского атама­на, В. должен был считаться и с ультра-революционным Ис­полнительным комитетом, и с противоположными ему по взглядам отцами города Новочеркасска, которые группиро­вались около станичного прав­ления и Войскового штаба. Он сохранял контакт и с теми, и с другими, но умел твердо отста­ивать и свою личную точку зрения. В результате возникших разногласий Исп. комитет вы­разил временному атаману не­доверие, но существенную поддержку ему оказал молодой и стихийно разростающийся Со­юз Донских Казаков. Собран­ный этим союзом съезд пред­ставителей от всех станиц укре­пил позиции атамана В-ва.

Съезд собрался 16 апреля, провел подготовительные рабо­ты по созыву Войскового Круга и утвердил В-ва на занимаемом посту, впредь до выборов ново­го атамана. 26-го мая 1917 г. в Новочеркасск съехались пред­ставители от всех станиц и вой­сковых частей и в этот день по­сле 2-х векового перерыва, во­зобновились заседания Войско­вого Круга, Хозяина Донской Земли. Вр. атаман В. сдал ему отчет в один из первых дней. Собрание приняло его с одоб­рением, но в конце сессии Дон­ским атаманом был избран ге­нерал А. М. Каледин.

На второй сессии Круга В-ов состоял в его президиуме. На печальном «Назаровском» Круге, собравшемся 4-17 фев­раля 1918 г., в старшина В. был избран его председателем. В эти роковые дни, через неде­лю после самоубийства атамана Каледина, Собрание народных представителей утвердило на посту Донского атамана б. По­ходного атамана генерала А. М. Назарова, но при этом не смог­ло нарушить нейтралистские настроения служивых, вернув­шихся с фронта, и дать реаль­ную поддержку мероприятиям нового атамана.

В критический день 12-25 февраля, после оставления го­рода партизанами, председа­тель Круга В. вместе с атаманом оставались на своих постах. В 5 часов вечера Новочеркасск занял Голубов со своими «рево­люционными» Казаками. Он явился на заседание Круга, ос­корбил и арестовал атамана На­зарова, отправил вместе с ним на гауптвахту В-ва, а депутатам приказал разойтись.

Находясь под арестом в. старшина В. передал через караульного голубовца последнее письмо матери: «Дорогая мама! Пишу из своей невольной тем­ницы, в которую попал за то, что всю свою жизнь был чест­ным сыном родины и Дона и желал ему блага. Совесть моя чиста, а потому смерти не бо­юсь. Говорили, что я Голубовым приговорен к смерти. Если это так, если мне суждено действительно умереть, то прости­те за все содеянное. Пусть все меня простят. Уйду в могилу с Вашим материнским благословением. Не оставьте одиноко Иннусю и моих славных деток. Трудно, тяжело писать. Целую всех. Ваш сын Е. Волошинов. 13-2-18 г. Народ поймет свою ошибку. Казаки опомнятся, да будет уже поздно».

Смерть б. атамана была ужасной. Красногвардейцы и матросы вывели за город одно­временно партию в 7 человек. Среди них был и В. Все они шли в последний путь с большим са­мообладанием и достоинством. Расстреляли их и бросили без погребения в степи около Краснокутской рощи. Когда убий­цы ушли, раненый, но еще жи­вой, В. пришел в себя. Раздетый до белья, страдая от холода и от ран, он дотащился до окраи­ны города и постучал в дверь ближайшего дома. Была ночь. Хозяйка, узнав кто обращается к ним за помощью, захлопнула перед ним дверь. Обессилен­ный В. лежал у дверей и только утром, придя в сознание, тщет­но просил во имя детей и семьи оказать ему помощь и позвать родных. Малодушные Парапоновы не отозвались. Мало это­го, жена вышла из дома и при­вела к нему встречных красно­гвардейцев. Один из них вы­стрелил ему в глаз и раздробил череп. Летом того же года, ка­зачьи власти привлекли Парапоновых к ответственнрсти. Военно-полевой суд признал их виновными в предательстве и содействии врагам и пригово­рил к расстрелу.

ВОЛЬНАЯ (уссур.) — станица, образовавшаяся в 1917 г. из поселка Чичаговского.

ВОЛЬНО-КАЗАЧЬЕ ДВИЖЕ­НИЕ — организованная полити­ческая деятельность, основан­ная на убеждении, что Казаки ведут свое начало от особых национальных корней и потому имеют естественное право не только на самостоятельное культурное развитие, но и на политическую независимость в стране, которая объединяет земли всех Европейских Каза­ков и называется Казакией. По существу, идеология В.-к. Движения не умирала никогда в ка­зачьих душах и под властью русских царей. Она питалась памятью о былой независимо­сти, сознанием этнической и бытовой обособленности Каза­ков, стихийным влечением раз­решать насущные общественно политические вопросы самосто­ятельной казачьей волей. После революции 1917 г. она прояви­лась в немедленном возрожде­нии старинного казачьего наро­доправства, в провозглашении Дона и Кубани независимыми государствами, в двухлетнем героическом сопротивлении войскам огромной революцион­но" России, в оформлении Ка­зачьей федерации постановле­нием Верховного Круга Дона-Кубани-Терека от 9-го января 1920 г.

Оплаченная многочислен­ными кровавыми жертвами, идея борьбы за исторические права нашего народа воодушевляла все эпохи его существования. Она дала богатую пищу для возрождения и роста казачьего национализма, она указала по­революционные казачьи пути, подняла Казаков на борьбу за независимость политических стремлений, на борьбу за поли­тическую независимость.

В эмиграции националь­ная мысль проявилась с новой силой. В Праге (Чехия) возник­ла инициативная группа, поста­новившая организовать движе­ние в целях закрепления идеи единого казачьего государства, Казакии, и подготовить ее осу­ществление путем организован­ной пропаганды. Первыми ини­циаторами были: член президи­ума Верховного Круга, генерал и историк И. Ф. Быкадоров; член Донского Войскового Круга и командир казачьего корпуса, генерад-лейтенант Т. М. Стариков; член Кубанской Рады и Верхов­ного Круга И. А. Билый; моло­дой и известный есаул М. Ф. Фролов полковник и инженер И. И. Колесов, доктор И. П. Вифлянцев и студент В. Г. Глазков. Они постановили назвать Дви­жение Вольно-казачьим. Ста­ринный термин Вольные Казаки взят из древних актов, где им обозначались те Казаки, кото­рые не были связаны никакими служебными обязательствами. и и прибывали с «Поле», недоступ­ном для каких либо чужих вла­стей. Это были люди и общи­ны казачьего происхождения, порвавшие с прямой зависимо­стью от Татар, Руси или Литвы и начавшие продвижение к ста­рым казачьим землям, к бере­гам, своих рек. Но они счита­лись «вольными» только до то­го момента, когда на Дону и на Днепре создались казачьи рес-публики; Великое Войско Дон­ское и Сичевой Низ. Вольные Казаки становились их гражда­нами и после этого назывались Казаками Донскими, Днепров­скими, Запорожскими и т. п.

Идея В.- К. Движения нашла сочувствие у правящих кругов Польши, которая снабдила его организаторов средствами для издания казачьего националь­ного печатного органа. 10 дека­бря 1927 г. в Праге вышел первый номер двухнедельного журнала «Вольное Казачество — Вильне Козацтво» под редакци­ей М. Ф. Фролова и И. А. Бнлого.

В широких кругах казачьей эмиграции этот боевой орган В.-К. Движения был встречен более чем сочувственно. Он открыл поле для выступлений сво­их историков, литераторов, по­этов, которые учили понимать все проявления жизни, все исто­рические события с точки зре­ния казачьих национальных ин­тересов. Содержание журнала, выдержанное в культурных то­нах, живая и талантливая про­поведь идей, скрытых до этого в глубине казачьих душ, во многих случаях принималось, как откровение свыше. В.- К. Дви­жение стало расти и множиться в отделениях, возникших по все­му свету. Но вскоре сторонники единой и неделимой России по­вели наступление на Вольных Казакови их деятельность, ве­дущую к расчленению империи. Они не брезгали провокациями и насилиями, привлекая на по­мощь агентов иностранной полиции. Такое давление вызвало в рядах организации упадочные настроения, отсеялись слабые духом, начались внутренние раз­ногласия. Инж. Билый от 1930 г. стал единоличным редактором журнала «Вольное Казачество», но его методы оказались не по душе многим прежним со­трудникам. Группа активных лиц выделилась в оппозицию. 11 января 1934 г. они заложили отдельно «Центральное Правле­ние Вольного Казачества — Ка­заков-националистов», стали из­давать свой журнал «Казакия» и повели акцию по привлече­нию в свои ряды наибольшего количества сторонников В.- К. Движения. В свою очередь, сто­ронники И. А. Билого избрали его 10 июня 1935 г. своим По­ходным атаманом.

К началу Второй мировой войны существовало три груп­пы: группа инж. Билого с журналом «Вольное Казачество», группа В. Г. Глазкова, ставшего ин­женером, и группа И. И. Безуглова. Две последних — издавали журналы с одинаковым назва­нием «Казакия», первая -типо­графский, вторая — ротаторный. Во время войны 1939-45гт. группы В. Г. Глазкова и И. И. Безуглова объединились. для пропагандно-политической работы на востоке с газетой «Казачий Вестник». Инж. Билый, высту­пивший в своем журнале сто­ронником западных союзников, выпустил осенью 1939 г. после­дний (272) номер «Вольного Ка­зачества» и замолчал на нес­колько лет.

После окончания войны, все три группы объединились сно­ва. Собравшись на Круг в Мюн­хене, летом 1949 г. Казаки из­брали своим атаманом инж. Билого, который в это время нахо­дился в Алжире. Единодушие продолжалось три года, после чего старые противники разо­шлись опять. От этого времени идеология Вольных Казаков хранится в отдельных организа­циях и пропагандируется в нес­кольких периодических издани­ях: «Казак», двухмесячный пре­емник «Вольного Казачества», орган группы инж. Билого, изда­ется в Париже; «Казакия» орган группы инж. Глазкова, издается в Германии, редактор П. С. Поля­ков; «Казачье Единство» ежеме­сячный ротаторный журнал, из­датель Е. Т. Гетманов, выходит в Париже; «Казачья Жизнь-Козаче Життя» ежемесячный рота­торный журнал, орган Казачье-Американского Народного Со­юза, редактор Ф. Г. Бигдай; из­дается в США.

ВОПИЛОВ Павел Петрович (оренб.) — род. в 1878 г. обра­зование низшее; член Русской Государственной Думы второ­го созыва.

ВОР — у Некрасовцев понимается в том же значении, как в древних русских актах: бунтов­щик, противник властей и уста­новленного порядка.

ВОРОБЬЕВ Николай Николае­вич (дон.) — рожд. 1908 г., ст. Новочеркасской; талантливый поэт, журналист, от 1950 г. профессор Института иностранных языков Министерства обороны США. Донской кадетский кор­пус и высшую школу закончил заграницей. Помимо педагоги­ческой деятельности, знакомит американских слушателей Ин­ститута с православными песно­пениями, казачьими и русскими народными песнями, создал из них хор переменного состава и численности, от 120 до 180 человек. За 12 лет существования, хор много раз участвовал во Всеармейских состязаниях, по­лучил три первых приза и мно­го — вторых. Проф. В. собирает материалы по истории Дона, состоит сотрудником журн. Роди­мый Край и Казачьего Словаря, почетный член Союза русских инвалидов за рубежом. В 1965 году, отдельным изданием, вы­шла его поэма «Кондратий Бу-лавин», крупное произведение классического типа.

ВОРОНКОВ Митрофан Семено­вич (дон.) — род. в 1868 г.; учитель, член Русской Государ­ственной Думы второго созыва.

ВОРОПИНОВ Филипп Капитонович (куб.) — род. 23 нюня 1886 г. ст. Невинномысской; член Кубанской Законодатель­ной Рады. Окончил армавирское городское училище и Учитель­ский институт в Тифлисе; слу­жил учителем в ст. Полтавской и в Екатеринодаре, а ко времени революции 1917 г. состоял заведывающим высшей началь­ной школы в ст. Платнировской.

Попав по выборам в члены Кубанской Краевой и Законо­дательной Рад, он состоял в них одним из лидеров линейских сторонников казачьей незави­симости. Благодаря этому, был по распоряжению ген. Врангеля арестован Покровским и в ноя­бре 1919 г. выслан заграницу, вместе с другими противниками ген. Деникина. В 1922 г. В. под­писал обращение к Казакам с призывом возвращаться из эми­грации на родину, а через год и сам поехал в Россию. Там 6 лет кочевал из тюрьмы в тюрь­му и только в 1929 г. счастливо бежал в Румынию. Умер в Пра­ге 31 мая 1932 года.

ВОРОЩАТЬ — вернуть, воз­вратить.

ВОССТАНИЕ ВЕРХНЕ — ДОН­ЦОВ — В ноябре 1918 г. на Во­ронежском направлении Север­ного Донского фронта для Ка­заков сложилась неблагоприят­ная обстановка. Немцы покину­ли Украину и обнажили левый фланг Донской армии, а в это время большевики уже сосредо­точили против Дона 150 т. бой­цов при 150 орудиях. Помощь от западных союзников не при­ходила, Казаки в полках не по­лучали ни теплой одежды, ни обуви, ни достаточного продо­вольствия, страдали от холода и недоедания. Выигрывала большевицкая пропаганда.

Одна из сотен 1-го Вешенского полка потребовала от ко­мандира, чтобы он отвел ее всю в станицу, где Казаки оделись бы по зимнему. Командир отка­зался. Тогда Вешенцы избрали себе другого командира, отош­ли в тыл и обратились с требо­ванием зимнего обмундирова­ния к интенданту, формировав­шейся там, белой «Южной» армии. Командующий этой армией ген. Н. И. Иванов приказал сот­ню разоружить, а 12 человек за­чинщиков бунта предал суду, который приговорил их всех к расстрелу. Из них расстреляны три. Остальным удалось благо­получно скрыться.

После этого заволновались все Казаки Верхне-Донского ок­руга. Они запросили, на каком основании расстреляли их лю­дей, но получили в ответ: «Через трупы товарищей, марш впе­ред!» Такой ответ вызвал еще большее возмущение. Мигулинский, Вешенский, и Казанский полки перестали повиноваться начальникам и вступили в пере­говоры с противником. Их офи­церам пришлось бежать из полков, а рядовые заключили с вра­гом мирный договор. Ввиду то­го, что красные обязались пре­кратить движение на Дон, полки Верхне-Донцов в начале января 1919 г. разошлись по домам. Штаб 28-го полка в станице Вешенской объявил себя окруж­ной властью.

Однако, большевики вскоре нарушили договор. Они начали продвигаться в образовавшийся прорыв и весь казачий фронт спешно отошел на линию Донца. Верхне-Донской округ ока­зался за фронтом противника.

Станицу Вешенскую заняла 15 Инзенская пех. дивизия, по другим станицам и хутором рас­положились отряды Чека, обозы и резервные части. Повсюду на­чался красный террор с ареста­ми и расстрелами, ограничени­ем свободы передвижения даже в границах своего поселения. Солдаты вели себя нагло, чини­ли населению горькие обиды. Неистовали мальчишеские от­ряды особого назначения и Марусина банда.

Один из таких отрядов основал­ся в хуторе Шумилине Казан­ской станицы. В нем было около 20-ти человек, из которых са­мый старший — не больше 19-20 лет. Чекисты пьянствовали, грабили, издевались над старшими, насиловали девушек. Терпение населения истощалось, стал на­зревать взрыв негодования. Од­нажды ночью, у регента местной церкви Д. Д. Дурняпина собра­лись: подхорунжий Кондрат Ме­дведев, пулеметчик Леонов и еще четверо друзей. Они порешили, что больше терпеть немы­слимо и пора начинать восста­ние. Не откладывая дело надол­го, эти семь человек, вооружен­ные только двумя — тремя вин­товками, обезоружили пьяных чекистов и подняли сполох на­батом. Сбежавшаяся толпа пе­ребила насильников, а Казачки живьем топталиих в грязь нога­ми. Все бросились к оружию. В течение этой же ночи к шумилинцам присоединились Казаки из соседних хуторов и все вместе они бросились к станице Казанской, под командой местных урядников и подхорунжих. К 10 часам утра 26 февраля 1919 г. красный гарнизон станицы и от­ряд Маруси были уничтожены. Марусю поймали Казачки и рас­правились с ней по своему.

Так в хуторе Шумилине на­чалось восстание Верхне-Дон­цов.

К вечеру того же дня вос­ставшие заняли Мигулинскую станицу, а на следующий день вошли в ст. Вешенскую и объя­вили всеобщую мобилизацию. 28 февраля освободилась Еланская станица, 1-го марта — Каргинская. 8-го марта повстанцы избрали командующим подъеса­ула В. Н. Кудинова и организо­вали штаб, с начальником штаба хорунжим И. Г. Сафоновым. 15 тыс. шашек были сведены в 5 дивизий и одну отдельную бри­гаду. Первой дивизией коман­довал хорунжий Ермаков, вто­рой — сотник Меркулов, третьей — есаул Егоров, четвертой — под­хорунжий К. Медведев, пятой — хорунжий Ушаков, бригадой -подхорунжий Богатырев.

Три месяца, не имея тыла, на огромном фронте Верхнедонцы сдерживали красных, напирав­ших со всех сторон. В станицах были Организованы мастерские для выработки патронов, повсюду изготовлялись пики.

Борьба шла с переменными успехами. В захваченных стани­цах и хуторах враги вели себя хуже звере и это еще больше ожесточало борьбу. Выбора у Казаков не было, они бились за свои станицы, за благополу­чие своих семей.

27 марта на фронт прибыл сам Троцкий. Он обратился к Казакам с требованием немед­ленно сложить оружие. Своим войскам он приказал, в три дня подавить казачий мятеж. Призы­вы и приказы остались без вы­полнения, а вскоре после них Казаки окружили и без сопро­тивления разоружили 4-й Сердобский сов. полк. Его офицеры остались в рядах Казаков, а ря­довых отпустили на все четыре стороны. Бывали и неустойки, но они не влияли на решимость Казаков вести борьбу до конца.

Восставшие мало знали о том, что делалось на юге Дона. Только 15-го апреля к ним на аэроплане прилетели из штаба Донармии сотник П. Богатырев и хорунжий Тарарин. Они при­несли весть, что к ним скоро бу­дет прорываться особая конная группа. Выросли надежды, окре­пли настроения. Через две не­дели прилетел капитан Веселовский и сообщил, что кон. груп­па ген. Секретева уже прорва­лась и движется по маршруту: Миллерово, Дегтево, хут. Сетраков, ст. Казанская. Но усилили свой нажим и красные. Казакам пришлось оставить правый бе­рег Дона и вести упорные бои; когда успех переходил из рук в руки. В ряды стали все, способ­ные еще владеть оружием, ста­рики свыше 60-ти лет и даже многие женщины.

25 мая к полкам 4-й дивизии прискакала Казачка с радост­ной вестью, что к ст. Казанской подходят части ген. Секретева. Воодушевленная новостью, ди­визия бросилась в две тыс. ша­шек на 12 сов. пех. дивизию и порубила 3.000 красноармей­цев. При атаке погибло 111 казачьих стариков и две девушки. Опасаясь окружения, красные к 28 мая поспешили отойти на за­пад и на восток. Пришла Донармия и Верхне-Донцы вернулись в ее состав.

ВОСЦА — злокачественный на­рыв, чирий.

ВОСЬМОЙ ДОНСКОЙ КАЗА­ЧИЙ ПОЛК — первоочередной службы, пополнялся молодежью из Второго Донского и Усть-Медведицкого окр. со стоянкой в Одессе; сформирован на кад­рах прежнего.№ 30 Дячкина по­лка имел царские награды: Ге­оргиевское знамя за 1813 г., за Турецкую кампанию 1877-78 г. — знаки отличия на головной убор, белевые петлицы и вечно­го шефа ген. Иловайского. На­зывался. 8-й Донской каз. генерала Иловайского полк.

ВПРИЩУР — пристально.

ВРАЗ — тотчас, сейчас же.

ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТ­ВО — образовалось в России после Февральской революции 1917г., по соглашению Вр. Ко­митета Государственной Думы с Петроградским Советом рабо­чих депутатов. Первый состав возглавлял князь Т. Е. Львов, а последующие, вплоть до большевицкого переворота, действовали под хаотическим руковод­ством А. Ф. Керенского.

ВСЕВЕЛИКОЕ ВОЙСКО ДОН­СКОЕ — название независимо­го государства, Донской рес­публики, принятое Кругом Спа­сения Дона 18 мая 1918 г. Оно было утверждено постановлением Большого Донского Круга 15 сентября того же года. Ата­ман Краснов предложил это на­звание для возродившейся. Дон­ской республики, руководству­ясь титулом, принятым в цар­ских посланиях на независимый Дон в XVII в.:"Атаманам и Ка­закам и Всему Великому Вой­ску Донскому«. В. В. Д. пало под ударами советских армий в на­чале 1920г.

ВСКАГАКАЛИСЬ — заволнова­лись, всполошились.

ВСПАПАШИТЬСЯ — спохва­титься.

ВТОРОЙ ДОНСКОЙ КАЗАЧИЙ ПОЛК — первоочередной служ­бы, пополнялся молодежью из станиц Первого Донского округа, со стоянкой мирного време­ни в г. Августове б. Сувальской губ.; сформирован на кадрах прежнего № 33 полка; — награды царского времени: Георгиевское знамя за Шенграбен 1805 г., белевые петлицы; вечный шеф — ген. Сысоев. Назывался: 2 Дон. каз. генерала Сысоева полк.

ВТОРОЙ ДОНСКОЙ ОКРУГ — до 1920 г. административный район Всевеликого Войска Дон­ского с центром в ст. Ннжне-Чирской (20 тыс. жителей); на 30.700 кв. километров ок. 350 тыс. населения, по большей час­ти Казаков, в станицах: Верхне-Курмоярской, Вердне-Чирской, Голубинской, Есауловской, Иловлинской, Качалин­ской, Краснощековской, Нагавской, Нижне-Чирской, Ново-Григорьевской, Логовской, По­темкинской, Пятиизбянской, Решетовской, Сиротинской, Старо-Григорьевской, Суворовской (б. Кобылянской), Трех-Островянской, Морозовской, Нернышевской.

ВТРЕЧИНЕ ВЕРСТАТЬСЯ (старин. дон.) — мобилизация, при которой на независимом Дону станицы посылали в Главную Войску третью часть своих вои­нов.

ВЫБОРГСКОЕ ВОЗВАНИЕ — Русская Государственная Дума первого созыва заседала в Пе­тербурге от 27 апреля 1906 г. По причине революционных на­строений значительной части депутатов и коренных расхож­дений с правительством по во­просу о земельной реформе, она была вскоре распущена. По­сле этого многие депутаты со­брались в г. Выборге и обрати­лись отсюда с призывом к насе­лению империи, не давать ре­крутов в армию, не платить по­датей и тем выразить протест против разгона народного пред­ставительства. В. возвание под­писало 230 депутатов.

ВЫГОВСКИЙ Иван — Войско­вой писарь в Гетманщине при гетмане Богдане Хмельницком. После смерти Хмельницкого в 1657 г. В. избран «гетманом Войска Запорожского и обеих сторон Днепра». Запорожское Войско Низовое, как и всегда, вело самостоятельную полити­ку и в выборах участия не при­нимало. Два года гетманской власти В-го ознаменовались не­прерывными восстаниями в Левобережьи. Статьи Переяслав­ского договора все еще не при­менялись в жизни. Московское Правительство трактовало его, как подданство, а Казаки, осо­бенно в части старшинской, по­нимали договор, как соглашение о персональной унии; т. е. ожидали покровительства едино­верного государя взамен за по­стоянную и верную ему службу с оружием в руках, но без на­рушения прав самой широкой казачьей автономии. На ряду с такими неясностями, в народных казачьих массах росла тревога за будущее; не без причины, опасались закрепощения, если не русскими вельможами, то своими старшинами. Гетман В. жаловался царскому воеводе, что «Черкасы своевольные, ску­дные, которые у себя пожитков не имеют, великому государю изменяют». Опасаясь анархии, он настаивал на спешном фор­мировании служилых частей из «прямых» Казаков. Шестьдесят тысяч «реестра» должны были пополняться только коренными Казаками, а все «непрямые Казаки», попавшие в казачьи пол­ки во время войн, по мнению В. должны были вернуться к своим обычным занятиям: ремеслам, земледелию, рыболовству или иным промыслам. Это требова­ние тоже вызывало недоволь­ство и служило одной из при­чин постоянных восстаний, осо­бенно частых в Полтавщине. Гет-ман В. боролся с ними довольно успешно и без помощи москов­ских войск. В мае 1658 г. он ото­брал от повстанцев г. Полтаву. Однако, чувствуя, что Москва заинтересована в продолжении беспорядков и возможно большем обнищании Гетманщины. В. обратил свои взоры к Польше. 6-го сентября того же года, в г. Гадяче он встретился с предста­вителями Польского короля и подписал соглашение, известноев истории под названием Гадяцкой унии. По этому договору Гетманщина присоединялась к Речи Посполитой на тех же ос­нованиях, как В. княжество Ли­товское раньше — по Люблин­ской Унии. Вскоре после этого Казаки вместе с Татарами напа­ли на Московское войско и под Конотопом нанесли ему пора­жение. Но полковые Казаки, го­товые к новым выступлениям против Московии, не доверяли и Полякам. Началось новое крова­вое междоусобие. Гетман В. ос­тался только с небольшой груп­пой своих сторонников и ушел в границы Польши. Там он по­гиб, благодаря интригам личных врагов. Военный трибунал об­винил его в прежних изменах королю и приговорил к смерти. Его расстреляли в 1664 г.

ВЫДАЮЩИЕСЯ КАЗАКИ — Казаки всегда были народом военном. Долгие века интересы наших предков сводились к обо­роне родных куреней от наше­ствий немилосердных орд. От конца XV века им пришлось не­прерывно бороться с Турками. Но, несмотря на это, в недрах народа не угасали и запросы Духовного развития. Соседство с Литвой и Польшей вовлекло Днепровских Казаков в круг за­падных культурных интересов. Более состоятельные Запорож­цы обучали своих детей в киев­ских и польских школах, много высший, чем местные сельские. Поэтому среди них уже в начале XVII в. появились хорошо гра­мотные и даже образование люди, француз Боплан, прожив­ай много лет среди Запорожцев, писало них: «встречаются между ними люди с познаниями высшими, нежели каких можно было бы ожидать от простолю­динов». Росли среди них куль­турные достижения и после ус­тановления политической зави­симости от Москвы. Во всяком случае, первым президентом новооснованной Российской Ака­демии Наук был Казак Разумов­ский.

На Дону и на Кавказе дело обстояло не так блестяще из за постоянных чрезмерных во­енных нагрузок. А кроме того, в Русской империи Донские Каза­ки долгое время находились на положении «служилого народа» и не имели возможности проя­вить свои духовные силы на ка­ком либо ином поприще, кроме военного. Только в 1875г. был издан правительственный указ, разрешавший членам станич­ных общин занимать должности в административной, судебной, научной и других отраслях гра­жданской деятельности. После этого из казачьей среды выде­лились десятки ученых специа­листов, некоторые с широкой мировой известностью.

Кроме тех коим в этом сло­варе посвящено особое место, заметный вклад во все области знания и искусства внесли сле­дующие Казаки:

Акулинин И. Г. (Оренбург.) -писатель — историк: «Очерки Оренбургского Войска», «За­воевание Ермаком Сибири».

Алексеев В. Г.(дон.) — про­фессор чистой математики, рек­тор Юрьевского университета.

Апостолов И. И.(дон.) — композитор.

Апостолов Л. Я.(куб.) — исто­рик: «Исторический очерк Ку­банской области».

Асеев И. И. — профессор гор­ного дела; владелец фабрики силикатов в Ростове на Дону.

Березовский Е. В.(сиб.) — ис­торик Сибирского Войска.

Бирюков И. А.(астр.) — исто­рик Астраханского каз. Войска.

Болдырев И. И. (дон.) -талан­тливый художник.

Бударин Д. К.(дон.) -скульп­тор.

Васильев С. М.(дон-) - про­фессор Военно-мед. Академии, автор пятидесяти публикаций по вопросам научной медицины.

Власов (дон.) — оперный пе­вец, бас; до Шаляпина, много­летний солист Большого теат­ра в Москве.

Горелов И. Н.(дон.) -извест­ный драматический артист, вы­ступавший под псевдонимом В. Н. Давыдов«.

Греков М. Б. (дон.) — компози­тор.

Горелов И. Н.(дон.) — хирург, профессор Военно-медицин­ской Академии.

Дубовской И. И. (дон.) — из­вестный художник.

Ергунов П. Г.(терск.) — быто­писатель Терских Казаков.

Железнов И. И.(уральск.) -историк и бытописатель Ураль­ских Казаков.

Звягинцев С. П.(куб.) — исто­рик Кубанского Войска.

Иванов В. И.(дон.) -инженер; усовершенствовал процесс до­бывания соли в Бахмуте.

Иловайский Давид Иванович (дон.) — геолог; профессор, ав­тор многочисленных трудов по геологии.

Иловайский Дмитрий Ивано­вич (дон.) — историк; автор мно­гочисленных изысканий и учеб­ника русской истории, принято­го до революции в русских сре­дних школах.

Иловайский С. И.(дон.) — про­фессор филологии.

Калмыков И. Л. — художник — пейзажист; оставил свои кар­тины музею города Сан Фран-циско (С. Ш. А.).

Карасев А. А.(дон.) — историк Дона и публицист XIX века.

Карпов Н. И.(дон.) — талант­ливый художник.

Карташев И. И. (дон.) — дирек­тор Томского Технологического института.

Катанаев Г. Е.(сиб.) — исто­рик Сибирского Войска.

Коваленко И. Л. (куб.) — поэт.

Корольков С. Г. (дон.) — живо­писец и скульптор.

Косолап П. Н.(куб.) — извест­ный художник XIX-го века.

Косоногов И. И. (дон.) — про­фессор физики в Киевском уни­верситете.

Косоногов С. И.(дон.) — инженер-путеец, участвовал в проек­тировании Великого Сибирско­го пути.

Косоротов Д. П.(дон.) — про­фессор, автор многих научных публикаций по судебной меди­цине.

Краснов И. И. (дон.) — автор исторического очерка «Низовые и Верховые Казаки».

Краснов И. Н.(дон.) — инже­нер-архитектор; спроектировал царский дворец в Ливадии.

Краснушкин А. 3. (дон.) — талантливый художник.

Курбатов М. А. (уссур.) — скульптор.

Кучеров М. И. (дон.) — военный инженер; изобрел военный прожектор особой конструкции и упростил спо­соб добывания кислорода.

Леонов М. А. (дон).-крупный казачий поэт де­вятнадцатого века.

Мельников — Разведенков Н. Ф. (дон.) — анатом-про­зектор, автор многих науч­ных трудов; в 1924 г. сделал мумию Ленина.

Миненков А. В. (дон.) — инженер; изобрел особый способ добывания ртути.

Нестеров А. П. (сиб.) — ре­дактор издатель газеты «Си­бирь»,

Платов А. С. (дон.) — уче­ный артиллерист; начальник Михайловской Артиллерий­ской Академии.

Плотников В. (орен.) — уче­ный физик; в эмиграции про­фессор Загребского универ­ситета; известен работами по инфракрасным лучам и по производству синтетических продуктов нефти.

Попка И. Д. (куб.) — исто­рик: «Гребенские Казаки», «История Черноморья».

Попов А. Г. (дон.) — исто­рик; автор книги «История Войска Донского», изданной в 1814г.

Попов К. В. — художник, теаральный декоратор; работал в Парижской Гранд Опера и в Оперном театре Нью-Йорка.

Попов Д. Г. — профессор: Военно-медицинской Академии.

Попов Харитон Иванович — директор Донского музея в Новочеркасске, один из первых исследователей остат­ков хазарской крепости Саркел, автор книги «Очерки истории Донских Казаков».

Пудавов В. М. (дон.) — историк; автор книги «Старобытность начал Казачества».

Савельев А. И. (дон.) — автор книги «ЗОО лет Войска Донского».

Савельев Е. И. — историк; автор солидного труда «Ис­тория Казачества».

Самсонов Д. Г. — инженер мелиоратор, осушивший мно­гие приволжские болота.

Сафонов В. И. (тер.) — ди­ректор Московской Консер­ватории, пианист, компози­тор, автор квартетов и сонет.

Сенюткин М. X. (дон.) — автор исследования «Воен­ные действия Донцов».

Синеоков В. Д. (куб.) — доктор исторических наук, автор многочисленных пуб­ликаций.

Тренев. Ко А. — писатель.

Тихонов Н. П. (дон.) — профессор физики, заведывавший лабораторией Россий­ской Академии Наук; ввел в русской науке употребление микрофильмов и особые спо­собы реставрации древних рукописей.

Ульянов Г. К. — ученый языковед, ректор Варшавского университета, товарищ министра народного просве­щения.

Фролов П. С. (дон.) — про­фессор чистой математики.

Оказавшись в эмигра­ции с 1920 г., сотни молодых людей из казачьей молодежи окончили заграничные выс­шие школы и стали учеными специалистами. Все они ра­ботали или работают для на­уки и промышленности мно­гих стран. В Чехии, напри­мер, высшее образование по­лучили 71 человек эмигран­тов с Терека, а между тем Терцев в эмиграции много меньше чем других Европей­ских Казаков, давших, соот­ветственно гораздо большее количество образованных людей.

ВЫДРИН Степан Семено­вич (орен.) — рожд. 1848 г., сельский хозяин с низшим образованием; почетный ста­ничный судья и член Русской Государственной Думы пер­вого созыва.

ВЫПАЛ (некр.) — выстрел.

ВЫПОЛЗЕНЬ — пустая ко­жа, которую оставляет змея после линьки.

ВЫХОД — 1) в народной речи у Казаков — подвал, пог­реб; 2) в старославянском значении — дань, которую везли ханам русские князья, «выходя в opду» во время татарского владычества.

ВЬЮНОК — ранение повилика.

ВЯЗЫ — основание головы; при соединении с шеей.

ВЯХИРЬ — особая порода дикого голубя.

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал