Перейти к основному содержанию

История Константиновского аэропорта МВЛ (местных воздушных линий)

1931 г., август. В Константиновском районе развернута кампания по строительству аэродрома. Земля под аэродром отведена в ст. Константиновской.

Оказался богат событиями 1934 год. На Дон поступили отечественные самолёты Р-5 и К-5, была создана небольшая база для ремонта авиадвигателей, а для решения сельскохозяйственных задач образована эскадрилья спецприменения и транспортное подразделение. В следующем, 1935 году, донские авиаторы получили самолёты ХАИ-1 и У-2, что позволило выполнять рейсы в Москву без промежуточных посадок.

1936 г., январь. За три недели нового года самолетом в Ростов и из Ростова в ст. Константиновскую перевезено 150 пассажиров.

1937 г., январь. К XIX-ой годовщине Красной Армии пленум Константиновского РИКа постановил открыть в станице Аэроклуб. Для организации клуба избрано бюро в составе председателя РИК т. Гусева, секретаря РК ВЛКСМ т. Садышенко, начальника ТМШ т. Шиманского и капитана Игонина.

1937 г., октябрь. В станице Константиновской открыта летная школа Шахтинского аэроклуба.

Во время Великой Отечественной войны Константиновский аэродром оказал помощь нашим авиаторам.

Карданов К. Л. в книге «Полет к Победе» пишет, что

...Гитлеровские войска 17 октября 1941 года захватили город Таганрог, а 21 ноября Ростов-на-Дону.

...Мощным контрнаступлением наши войска к 29 ноября освободили Ростов, разбив ударную группировку врага, отбросили фашистов к реке Миус и перешли к жесткой обороне.

... Из Таганрога полк перебазировался в Батайск и прикрывал железнодорожную станцию, на которой было большое скопление эшелонов с техникой и боеприпасами.

...Следующим местом нашего базирования стала Константиновская — большая казачья станица на крутом берегу Дона. Здесь, пока мы относительно были свободны от полетов, представилась возможность еще раз оценить, какой гигантский труд лег на плечи наших техников.

Когда наш полк базировался в станице Константиновской, мы вечерами ходили в клуб — в кино и на танцы. Там Вася Батяев познакомился с девушкой по имени Галя. Вскоре мы перелетели в Шахты и все забыли про Константиновскую, кроме Василия. Он стал с Галей переписываться. Переписка прервалась, в 1942 году, когда фашистские войска вышли к Дону. Батяев тревожился за судьбу Гали, часто вспоминал ее. После освобождения станицы нашими войсками весной 1943 года Вася возобновил переписку. Она длилась до конца войны. В 1945 году Батяев поехал к Галине, и они отпраздновали свадьбу. В семье Батяевых сейчас трое сыновей«.

Матвеева Клавдия Арсентьевна, 1923 г рождения, вспоминает:

«Началась война, в 1941 году мы должны были насыпать большие капониры для самолетов. Мы, жилтрестовские, сыпали прямо на улицу Маренова. Отработаем смену до часу, ждем инструмент принесём, покушаем и умри, а носилки тягать. ...Наши отступали. Сыпали все организации. Трактором опашут, а мы тягаем носилками деревянными. Насыпали. Летчики здесь были, мужики. В 1942 году начали насыпать вот тут, над тютиной, поменьше, видно- для кукурузников. Мы с Марией Барсуковой, она у нас работала кассиром, таскали эти носилки... Бросили бугры насыпать, смену отработаем и в госпиталь, где лежали раненые... Немцы уже были в Журавке. Вот я боялась тогда!».

В аэропорту после освобождения в 1943 году была землянка в районе конторы бывшего лесхоза, ближе к складам.

Фото: Здесь была землянка администрации аэропорта в 1943 г, ул.24 Гвардейской дивизии, в районе СТО (где начало амбара).
Фото: Здесь была землянка администрации аэропорта в 1943г, ул.24 Гвардейской дивизии, в районе СТО (где начало амбара).

Начальник аэродрома был хромой, без ноги, опиравшийся на деревянную култышку, вернувшийся с войны летчик. Фамилию его никто уже не помнит.

Старожилы вспоминают одноногого человека, который руководил ими при захоронении воинов РККА в январе-марте 1943 года. на старом кладбище.

Фото: ул. Ленина,127. Здесь в мазанке в 1943г. проживал ветеран-летчик нач. аэропорта.
Фото: ул. Ленина,127. Здесь в мазанке в 1943г. проживал ветеран-летчик нач. аэропорта.

1946 г. С 1 июля снижены цены на авиабилеты на районные авиаперевозки. Организованы новые аэромаршруты: Константиновская — Николаевская, Мартыновская, Романовская, Цымлянская и Ростов.

В 1946 г. было построено здание Константиновского аэропорта,

здание Константиновского аэропорта

здание Константиновского аэропорта

(где сейчас живет Орехов Н. Д.) так как дорог небыло, авиация выполняла все заказы. Это была связь с г. Ростовом-на-Дону, г. Шахты и г. Цимлой, р. п. Семикаракорским. Семикаракорский аэропорт стал функционировать позже Константиновского.

С 1946г начал летать самолет АН-2(вмещал 12 человек), он выручал всех и вся, это была большая поддержка сельского населения.

С 1946 г. начал летать самолет АН-2 (вмещал 12 человек), он выручал всех и вся, это была большая поддержка сельского населения.

Сначала летали ЛИ-2

Сначала летали ЛИ-2,

Фото: ЛИ-2
Фото: ЛИ-2

так как людей было много-3-4-5 рейса вывозили людей в г. Ростов-на-Дону. АН-2 летали в г. Шахты до 60-х годов по 17-18 рейсов в день, с г. Ростова-на-Дону и г. Шахты полные. В г. Цимлянск летали четыре рейса, но они были проходящие, т. е. из г. Ростова н/Д — Константиновская — Цимла. Ан-2 здесь не заправляли, а заправляли ПО-2 (который возил по 2 человека на г. Ростов н/Д). Бензин Б-70 был очень ходовой, стояли его 30-и и 20-ти куб. м ёмкости, где хранилось топливо. Если самолет ломался, то приезжала техпомощь с АТБ (Авиационно-технической базы). Как правило не ломались. Мелкие поломки Федя Лагутин-техник устранял. Ночью самолеты охраняли сторожа. Время рейса выдерживали строго, если в г. Ростове н/Д нет пассажиров, то летели на Константиновск вовремя и вывозили людей. Связь была плохая, телефонная, потом стала УКВ, потом наземная связь была. Жизнь и работа были интересные.

1958 г. Организованы экскурсионные полеты по маршруту Константиновск-Семикаракоры и обратно. Цена билетов для взрослых — 30 рублей 50 копеек, для детей до 12 лет — 17 рублей. Начало полетов в 10 утра. Первый полет состоится 14 сентября.

Дороги, как таковой по ул.24 Гвардейской дивизии не было, туда подруливали самолеты. Самолеты были: ПО-2.

Самолет ПО-2Самолет ПО-2

В частности — по последним годам эксплуатации По-2 (крайний — 1958 год). Кроме того, в 78 отряде работали летчицы: А. Ликучева, В. Шакурова, К. Быба. Шакурова В. (летала в Константиновскую на ЯК-12) — героическая летчица. Из «ночных ведьм.»

Прилетал в Константиновскую на ЯК-12 и позже на АН-2 и пилот Жидков Георгий Андреевич.

1960 г. Аэропорт перешел на летнее расписание. В Ростов самолеты вылетают в 13-30 и 15-00, в Шахты в 7-30, 9-30 и 12-30, в Цимлянский в 8-35, 9-00 и 12-30. В Семикаракоры и Раздоры рейсы выполняются в 9-30 и 12-30.

Экипажи жили в гостинице, которая была специально для летчиков, и располагалась по ул. Ленина, в районе 16-ти квартирного дома, справа хата —это и была гостиница для летного состава (в 1965 г. перешли в новое здание аэропорта).

Фото: ул.Ленина, 89, Гостиница для летного состава до 1965 года.
Фото: ул.Ленина, 89, Гостиница для летного состава до 1965 года.

Напротив, через улицу, была метеоплощадка.

Ветеран Константиновского аэропорта Орехов Николай Дмитриевич, 1936 года рождения, вспоминал в 2011 году: «В 1960 г. демобилизовался. Работал в электросетях, в строительно-прорабском участке, затем в управлении Нижне-Журавской ГЭС, которое располагалось где нынешний КРЭС».

20 марта 1960 г. (В 2010 г. его поздравили с 50 летним стажем) стал работать радиооператором аэропорта.

Фото:июль 1961 год.
Фото:июль 1961 год.

Когда Орехов Николай Дмитриевич в г. Ростове-на-Дону, переучивался на диспетчера, преподаватель Г.А. Рустанович ему говорил: «Орехов, а первый же прилетал я в Константиновку, открывал полеты как говориться. Это дело было в 1935 году, я первый прилетел в Вашу станицу». В Рустанович Г.А. был уже тогда на пенсии, но работал преподавателем — переучивал летчиков, диспетчеров.

Фото: Г.А. Рустанович — один из старейших пилотов транспортных подразделений АЧКУ ГВФ.
Фото: Г.А. Рустанович — один из старейших пилотов транспортных подразделений АЧКУ ГВФ.

Во время войны выполнял специальные задания на самолете ЛИ-2.Во время войны выполнил специальные задания на самолете ЛИ-2.

Из воспоминаний Н.Д. Орехова: «Добрый, хороший дядька, рослый такой».

Фото: 1965 г. Настройка радиостанции Орехов Н.Д.
Фото: 1965 г. Настройка радиостанции Орехов Н.Д.
Фото: Здания аэропорта
Фото: Здания аэропорта

В новом аэропорту насажали елочек, елей серебристых.

В новом аэропорту насажали елочек, елей серебристых.

С собой можно было вести багаж 20 кг бесплатно, больше вези, но уже плати. Потом, с появлением автобусов, асфальтированных дорог, количество пассажиров стало уменьшаться. На г. Ростов н/Д в 50-х годах дорога стала асфальтированной. Авиация выручала, когда не работал паром, почту возили и сбрасывали.

Фото: Новое здание аэропорта.
Фото: Новое здание аэропорта.

После войны пассажироперевозки стали стремительно расти, в связи с чем в 1963 году на базе 77-го и 78-го лётных отрядов и заново отстроенного после войны ростовского аэропорта был создан Ростовский объединённый авиаотряд, голова базировалась в г. Ростове-на-Дону.

В 1963 г. построили, а в 1964 г. мы вошли в новое здание аэропорта, где позже был старый автовокзал.

новое здание аэропортановое здание аэропорта
Фото: Вход в котельную
Фото: Вход в котельную.
Фото: Выход на летное поле.
Фото: Выход на летное поле

 

Фото: 1979 г. Орехов Н.Д с товарищами — Деревья выросли Фото: 1979 г. Орехов Н.Д с товарищами — Деревья выросли

 

Фото: 1979 г. Орехов Н.Д с товарищами — Деревья выросли
Фото: 1979 г. Орехов Н.Д с товарищами — Деревья выросли
Фото: 1967г.Здесь стоял вагончик диспетчеров.
Фото: 1967 г. Здесь стоял вагончик диспетчеров
Фото: 1967 г. Здесь стоял вагончик диспетчеров
Фото: Парадная площадка
Фото: Парадная площадка
Фото: Где весы?
Фото: Где весы?
Фото: Выход к самолету
Фото: Выход к самолету

Людей кто со мной работал, практически не осталось.

Фото: 1977 г. Орехова Людмила Сергеевна — дежурная по перевозкам. Отправляла от 180 до 200 пассажиров в рейс!
Фото: 1977 г. Орехова Людмила Сергеевна — дежурная по перевозкам. Отправляла от 180 до 200 пассажиров в рейс!
Фото: 1962 год.
Фото: Расцвет аэропорта

В 1965 г. году стал начальником аэропорта Орехов Иван Прокофьевич (сменил Ефимова Николая Николаевича, он был приезжий, родственников здесь не осталось), он боевой летчик, летать стал в конце войны, потом служил. Когда Никита Сергеевич стал сокращать Армию, в основном авиацию потрусили, он пришел в коллектив который уже сложился. Расцвет аэропорта пришелся на 70-е годы. Партия послала работать коммуниста Орехова начальником аэропорта, здесь он и закончил свою трудовую деятельность через 17 лет, в 1982 году.

Фото: 1971 г. Орехов Н.Д. с дочерью и сыном.
Фото: 1971 г. Орехов Н.Д. с дочерью и сыном.

Константиновский аэропорт считался одним из лучших аэропортов Северо-Кавказского направления. Ему было присвоено звание «Коллектив коммунистического труда», а подтверждали звание аэропорт коммунистического труда ежегодно.

НаграждениеЛенин В.И. (Ульянов)

Предприятие было победителем 7. 8, 9 и 10–й пятилеток. Работников отмечали грамотами, коллектив был на хорошем счету.

Фото: Памятная пластинка на телевизоре подаренным коллективу Константиновского аэропорта в 1974 г.
Фото: Памятная пластинка на телевизоре подаренным коллективу Константиновского аэропорта в 1974 г.

Я был в эти годы секретарем партийной организации, нас было 6 членов партии среди 17 членов трудового коллектива.

 Фото: Партия и народ едины!
 Фото: Партия и народ едины!

В 50-60 годы в штате былначальник, два диспетчера, два радиооператора и конюх.

Потом установили ОПРС (отдельная приводная радиостанция, которая существует по настоящее время — это трассовый радио маяк, который и сейчас обслуживает восточный коридор Ростовского аэропорта. Это важная точка, которой все пользуются, работает он круглые сутки). Раньше её обслуживали 4-е радиотехника, 5-й старший радиотехник т. е. начальник этой радиостанции. Сейчас работаем вдвоем. Она включена в мировой авиационный регламент, и здесь проходит международная трасса воздушных судов, все внутренние суда идут через Кузнецовку. Мы работаем как радиомаяк. Из транспорта-лошадь была, сено которой косили сами. Траву на аэродроме косили для лошади, по краям даже сеяли ячмень. Аэродром обслуживал и самолеты сельхоз авиации.

Фото: 1979 г. Дорогой АН-2 и работники связи аэропорта.
Фото: 1979 г. Дорогой АН-2 и работники связи аэропорта.

Полеты были дневные, ночных не было. Для того, чтобы организовать ночные, нужно было оборудование. Пробовали летать ночью, но это было сложно и не совсем безопасно. На ночной старт — аккумуляторы давали специальные огни. Доставалось всем в это время, но дело не пошло, хотя и сделали несколько рейсов. Зимой,когда снег, летали на лыжах. Ан-2 на лыжи и готово дело.

Фото: Зима 1977 года
Фото: Зима 1977 года

Летное поле зимой чистили, были такие трактора с треугольниками. Снег разгребали, делали полосы.

Поздравление

Экипаж последнего рейса спал в комнате для экипажей в здании старого аэропорта, а утром Федя Лагутин-техник готовил самолеты к полетам, разогревал подогреватель был ИП-40 – это страшно много шума, всем было тошно, когда подогреватель работал, он гнал теплый воздух через рукав в двигатель.

Поздравление

Сотни людей ежедневно во дворе А когда построили новый аэровокзал стало намного легче.

Коллектив аэропорта был награжден переходящим Красным Знаменем на вечное хранение.Когда аэропорт закрывали, я хотел его забрать, но его кто-то забрал.

Фото: Вручение коллективу Константиновского аэропорта переходящего Красного знамени.
Фото: Вручение коллективу Константиновского аэропорта переходящего Красного знамени.

В Ростовском аэропорту был музей (на втором этаже) истории гражданской авиации Северо-Кавказского направления, там было и про Константиновский аэропорт. Может, знамя и попало туда? Сейчас музея нет.

Грамота

Когда прекратились полеты самолетов? В 1981 году. Пассажиры кончились? Нет, просто раньше было планово-убыточное производство. Везем туда 12 чел и обратно 12 человек, т.е. полная загрузка и 30 рублей были дотация от государства на рейс. Теперь, то мы понимаем, что необходима была связь с сельскими населенными пунктами, областью. Государство шло на это сознательно, не только в Константиновке это было везде.

1974 г., июнь. Введено летнее расписание авиарейсов Константиновского аэропорта. Число рейсов до Шахт увеличено до 9, увеличено число пассажиро-мест по маршруту Константиновск-Ростов. 

В 1978-1979 гг. исчезла острая необходимость в воздушной перевозке людей и закрыли Константиновский аэропорт.

Фото: СССР – великая авиационная держава. Дети работников аэропорта.
Фото: СССР – великая авиационная держава. Дети работников аэропорта.

Сначала повысили цены, чтобы покрыть разницу, раньше было 2 руб. до г. Шахты, 3 руб. до г. Ростова н/Д, рейс с Семикаракорского аэропорта в г. Шахты стоил 1 руб. Перед закрытием стало 5 руб. до г.Ростова н/Д, что по тем временам дороговато, да и автобус стоил 2 руб. 30 коп. и не всегда была летная погода. Но самолеты не падали! Жалко сейчас авиацию! Ан-2 летает ведь до сих пор.

Фото: 1980 г. Ремонт антенны
Фото: 1980 г. Ремонт антенны
Фото: Слева направо-Первый секретарь Константиновского РК КПСС Кузнецов В.М.
Фото: Слева направо-Первый секретарь Константиновского РК КПСС Кузнецов В.М., секретарь РК КПССС Гавриленко Е.Р., второй секретарь РК КПСС Кучеренко А.Н., Осипов Борис Семенович, командир АН-12, Герой социалистического труда.
Фото: Коллектив Константиновского аэропорта,9 МАЯ 1981года.
Фото: Коллектив Константиновского аэропорта, 9 МАЯ 1981 года.
Фото: Журнал гражданская авиация писал о Константиновском аэропорту в 1975 году.
Фото: Журнал гражданская авиация писал о Константиновском аэропорту в 1975 году.

1977 г., ноябрь. Константиновский аэропорт информирует, что продажа билетов и посадка пассажиров будут выполняться только по предъявлению удостоверения личности пассажиров.

Сейчас, от аэропорта осталось отдельная приводная радиостанция, 39 соток земли, колючая проволока на бетонных столбах и видеонаблюдение.

Сейчас, от аэропорта осталось отдельная приводная радиостанция, 39 соток земли, колючая проволока на бетонных столбах и видеонаблюдение

 

г. Константиновск.
Качура Е., член Союза краеведов России.

Смотрите как же: фото константиновского аэропорта

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал