Перейти к основному содержанию

Календарь краеведческих дат

Шлюзовой флот

Для нужд шлюзования Дона управление по шлюзованию решило обзавестись пароходами и собственными баржами.

На Дону было пароходство купца Вавилова, состоящее из пяти пароходов, 11 баржей и трех паузков.

Несколько лет назад хлебный ссыпщик и купец из станицы Семикаракорской Ф. Н. Вавилов купил у пароходовладельцев Бышевских их пароходство.

Пароходы «Друг», «Богатырь», «Кн. Е. Н. Трубецкой», «Висла» и «Пчелка».

Пароход «Друг» новому пароходовладельцу показался малым и он попросту удлинил его.

Путешествующие по Дону хорошо знали эти пароходы.

«Висла» — самый старший из пароходов.

В семье пароходов Бышевских она считалась мамашей. Говорят, она и нажила Бышевским остальные пароходы.

«Князь Е. Н. Трубецкой» покрыл своим именем дурную славу «Варшавы», переименованной в 1905 году.

«Друг» и «Богатырь» — младшие братья в этой малой семейке.

Ф. И. Вавилов прекрасно мог разбираться в гарновке и ячмене, но едва-ли хорошо себя чувствовал на воде и готов был спустить свой флаг в самом непродолжительном времени.

На Дону передают, что он не прочь был продать пароходство г. г. Бышевских товариществу капитанов за сто двадцать тысяч рублей, предлагая кроме того произвести ремонт пароходов и баржей за свой счет.

Ремонт несомненно стоил бы не менее двадцати-тридцати тысяч рублей.

И несомненно, что капитаны могли купить пароходство только в рассрочку платежа.

Почему-то продажа не состоялась и к г. Вавилову вскоре явились новые покупатели.

— Управление по шлюзованию Дона.

И новым покупателям г. Вавилов продал свое пароходство за 185 тысяч рублей и без ремонта.

Вавилов снова вернулся на сушу, а инженеры обзавелись флотом.

Командовать бывшей вавиловской экскадрой временно на 4 месяца был приглашен бывший управляющий пароходства Вавилова, один из бывших совладельцев пароходства Бышевских В. I. Бышевский.

<sic! — пропущено: «Оклад жалованья»? > весьма солидный — пять тысяч рублей.

Бышевский старый речной волк, для которого «Висла»:

— Мамаша.

— «Варшава» — тетенька.

— «Богатырь» и «Друг» — сосунки.

Эскадра прибыла в станицу Константиновскую.

Адмиралы из конторы по шлюзованию Дона, <sic!> души не чаяли в своей эскадре.

Место начальника константиновского порта, т. е. агента пароходства, получил В. А. Чумаков, донецкую эскадру получил в свое ведение Г. Ф. Карташев.

«Вислу» решили приспособить под флагманский корабль — исключительно для перевозки начальства.

До последнего времени «Висла» переделывалась в ростовских доках и только недавно отбыла <sic!> в первый рейс для доставки командующего шлюзовым флотом адмирал-инженера Юргевича, начальника работ.

Флагманский корабль удался на славу, и ремонт ее <sic!> стоил около 17 тыс. руб. На "Висле«отделана роскошная каюта-кабинет для инженера Юргевича, роскошная каюта-спальня для него же.

Каюта для вице-адмирала — помощника Юргевича инженера Водарского.

Каюта для инженера. Запасный контр-адмирал тоже пригодится на корабле.

Ванная, лакейская.

Экипаж «Вислы» составляют:

— Капитан с окладом 100 рублей в месяц.

— Машинист — 100 рублей в месяц.

— Его помощник — 75 рублей.

— Два лоцмана по 50 рублей.

— Три или четыре кочегара по 30 рублей.

— Боцман — 35 рублей.

— Шесть или семь матросов по 25-27 рублей.

— Масленщик

— 35 рублей.

— Повар, выписанный из Петрограда.

Экипаж стоит в месяц, не считая повара, по меньшей мере, 885 рублей.

Поэтому обладание флагманским кораблем управлению по шлюзованию Дона стоит не малых денег.

В первых числах июня начальник работ инженер Юргевич совершил поездку по Дону и Донцу на флагманском корабле.

«Висла» довезла инженера Юргевича до станицы Кочетовской, где строится шлюз № 1, откуда возила его в Донец, из Донца в ст. Константиновскую и отсюда по всем шлюзовым сооружениям до хутора Рычкова, где инженер Юргевич сел на поезд, а флагманскому кораблю приказал идти в Ростов.

Что стоила поездка командующего флотом?

Возьмем minimum продолжительности путешествия г. Юргевича пять-шесть суток.

Пароход берет угля в час в ходу 20 пудов, во время стоянки — 6.

Предположим, что «Висла» половину времени затратила на путешествие по Дону и Донцу.

Возьмем в среднем затрату угля в 12 пудов в час, сложив часовую затрату угля во время хода парохода и стоянки и разделив ее пополам.

В пяти сутках 120 часов — следовательно угля затрачено было minimum 1560 пудов.

1560 пудов угля в настоящее время стоят minimum — 390 рублей, считая по 25 копеек за пуд (беру цену за уголь в ст. Константиновской, а не в Ростове, где цена за уголь достигает 40 к. за пуд).

Смазочного материала машины на пароходе пожирают на десять рублей в сутки, а в пять суток по пятьдесят рублей.

Освещение парохода также требует угля.

Экипаж получает жалованье в сутки около тредцати рублей, а в пять суток около полутораста рублей.

Итого — пять суток путешествия «Вислы» стоят:

— 390 руб. + 50 руб. + 150 руб. + на освещение — более шестисот рублей.

Доставка одного г. Юргевича стоит[,] таким образом[,] 600 рублей minimum, не считая процентных отчислений на ремонт парохода, трение его частей и т. д.

Тогда как поездка на катере или, наконец, на пароходе по

билету первого класса стоило <sic!> бы не более 50 рублей, а «Висла» могла бы вести работу, которую предполагалось же возложить на пароход «Друг», ремонтируемый и до сегодняшнего дня.

Но адмиралы из шлюзовой конторы хотят иметь флагманский корабль, как бы это дорого не <sic!> стоило.

Приобретя эскадру Вавилова, управление по шлюзованию Дона купило еще около тридцати пяти баржей у г. Кашинцева, подрядчика по постройке шлюзов на Дону и у других пароходовладельцев.

Численность флота внушительная: пять пароходов, из которых, правда, «Друг» до сих пор ремонтируется, а «Висла» играет роль флагманского корабля и сорок десять <sic!> баржей и паузков.

Баржи особенно из эскадры Вавилова и Кашинцева уже преклонного возраста с сильно утомленными частями.

Весь флот управления по шлюзованию Дона предназначало для доставки материалов для работ, перевозки их и т. д.

Уголь, камень и другие материалы должны были нагружаться в баржи.

Первый же ледоход настоящего года дал генеральное сражение шлюзовому флоту, по вине командующих размещенному так, что ледоход быстро расправился с баржами.

Баржи были сорваны с якорей и причалов и подверглись основательной трепке.

Сама природа позаботилась о пополнении шлюзового флота субмаринами, пустив ко дну несколько баржей.

Сравнительно небольшое число субмарин в шлюзовом флоте объясняется еще тем, что один отряд баржей был спасен командовавшим донецкой эскадрой Карташевым, вызванным в станицу Константиновскую для спасения гибнущего флота.

В горячее время, как лето настоящего года, значительная часть флота бездействует, нежась <?> в Константиновской станице.

С ремонтом баржей не спешат, работают над починкой их немногочисленные артели рабочих и едва-ли флот в полном составе может выйти в открытый Дон даже к концу навигации и новому ледоходу.

В Константиновской станице в настоящее время конопатится днище в барже № 11, из баржи № 5 только вычищена грязь, баржа № 9 стоит только в клетках, в № 26 — окончены плотничьи работы, на № 41 и на 20 еще не приступали к работам, а на № 42 сделана пока только кухня.

Баржу № 14 еще только обсушили.

Баржу № 15 нужно переделывать заново.

Баржа № 49 затоплена около станицы Константиновской.

Баржа № 25 только на одну треть выглядывает из воды.

Баржа № 34 затонула около станицы Старочеркасской, а баржа № 10 в состоянии полной негодности стоит в Ростове на Дону.

Очевидно каждому флоту нужно иметь свою Цусиму.

Шлюзовые адмиралы могут похвастать своим флотом, наполовину груженным водой.

Часть флота на воде, а часть под водой.

Хорошо, если помнят места, где баржи превращались в субмарины.

Задача для детей младшего возраста:

— Стоило-ли покупать старые пароходы и баржи, чтобы немедленно же по покупке приступить к ремонту?

— Выгодно-ли чинить баржи, не спеша, чтобы они вышли из доков и сползли с клеток к закрытию навигации?

А инженеру Юргевичу маленький вопрос:

— Видно-ли <sic!> хотя бы из ванной флагманского корабля субмарины шлюзового флота, и знает-ли их количество командующий флотом?

И выяснил-ли он фамилию того адмирала, который содействовал превращению флота в субмарины?

Может быть, когда флагманский корабль проходит мимо субмарин, инженер Водарский, вице-адмирал флота, вричит в рупор:

— До полного.

А инженер, для которого имеется каюта на «Висле», радостно отвечает:

— Проносит.

Не проносит-ли инженера Юргевича мимо субмарин?

Образование субмарин в шлюзовом флоте, бесконечный ремонт еще держащихся на поверхности воды баржей, ремонт пароходов, содержание экипажей пароходов и баржей — все это соединенное вместе с лихой отвагой моряков из управления по шлюзованию Дона, умеющих во-время пустить ко дну часть флота[,] — приводит к мысли, что шлюзовой флот — дорогая адмиральская роскошь.

Шлюзовой флот стоит казне не менее трехсот-четырехсот тысяч рублей только за один год, а не нужно забывать, что ледоходы бывают ежегодно и адмиралы остались те же.

Кроме того, сам по себе шлюзовой флот от своих адмиралов заразился расточительностью.

17 апреля во время бури в станице Константиновской пристань шлюзового пароходства и причаленная к ней баржа № 27, <sic!> разбили ст[o]явший на берегу магазин Здорова и свой амбар.

Здоров предъявил иск к управлению шлюзами в сумме четырех с половиной тысяч.

Вот единственный случай, когда можно порадоваться, что часть барж под водой.

Если бы на каждую баржу пришлось по одному Здорову — казна могла остаться без денег.

Ведь их сорок девять.

Хорошо, что иные из баржей — под водой.

И без них много народу из управления по шлюзованию Дона плотно причалили к казне.

И, кажется, на прочных причалах.

 

Ст. Константиновская на Дону

 

<= «Утро Юга», 1915, № 178 (8.07.), с. 2>

К оглавлению

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал