Перейти к основному содержанию

Бакенщик — род мужской

Жил-был бакенщик

Путевое хозяйство на Нижнем Дону в 30-40-е годы прошлого века и до воссоединения вод Дона и Волги (открытие 27 июня 1952 года Волго-Донского канала им. В. И. Ленина) сильно не отличалось. Весь Нижний Дон обслуживали бакенщики и река была разбита на участки.

Бакенщик, жил в постовом домике, рядом обязательный флюгер на постовой мачте. Он на деревянной лодке ежедневно в навигацию утром зажигал, а вечером тушил керосиновые лампы в бакенах своего участка, длина определялась количеством бакенов, то есть сложностью участка. Обслуживал 1,5-2 км, суть не в километрах, а сколько бакенов, то есть от сложности переката — 2 бакена на 1 км, а на другом — 5.

Бакенщика оформляли только на навигацию, а потом увольняли — так было до 40-х годов, а с середины 50-х годов отправляли в долгосрочный отпуск. Толковый словарь Ожегова поясняет: " Бакенщик-работник, обслуживающий бакены, род мужской", но на Дону и Северском Донце женщины, работающие бакенщиками, были не редкость.

Во все времена на Дону боролись с браконьерством, но было исключение только для бакенщиков- он имел право ставить одну рыбацкую сетку, чтобы прокормиться.

Бакен был деревянный, крепился талом за дикий камень.

Правая кромка была конусная — красная, а левая- белая, по ребрам конуса были черные полосы, чтобы на большом расстоянии и на солнце видеть контуры бакена. Устанавливалась на нем обыкновенная осветительная лампа, но имела меньше керосина, была более плоская и шире для устойчивости, вставлялась в фонарь, который имел квадратную форму со вставленными стеклами. Справа красные стекла ограждались металлическими паутинками для защиты стекла. Утром бакенщик едет и снимает лампы.

Бакенщик

Привозит на пост чистит и заправляет. Едет на лодке 2-3 метра от берега, где слабее течение.

От шара до буя

Потом красный бакен с правой стороны сделали шаром, то есть две круглые плоскости врезались одна в другую, и он получался объёмный.

От шара до буя - Буй

С какой стороны ни смотришь — видишь шар.

В начале 60-х годов стали переходить на сторожки из старых тросов, которые заменяли косы из краснотала. Тросы были списанные с угольных шахт. Сторожки из тала плели бакенщики. Груз, державший бакен- это обыкновенный дикий камень, который обвязывали проволокой и делали ушки для завязывания. Сторожок из тала очень крепок, монолит, но его изготовление требовало мастерства, надо знать период заготовки тала и многое другое.

Со временем деревянный бакен сменил металлический знак- это буй. Деревянные стали непрактичными- усилилось судоходство, и бакены часто сбивали и разбивали. Исчезли керосиновые лампы- стали устанавливать электрические фонари.

На Константиновском судоремонтном заводе начали изготовлять металлические буи. Цепи 8мм и 12мм сменили тросы. Из заводской смычки цепи длиной 25 м делали два сторожка. Камни начали забываться, и стали получать присосы. Присос — это металлическая полусферическая чашка, к дну присасывается, но были и железобетонные, которые изготовляли в НДРГС. Такая чашка затягивается песком или илом и держит буй.

Были участки на реке, где все время идет размыв. Поставят буй на штатное место, проходит какой- то период, буй смещается, уходит со своего штатного места и приходится корректировать, так как течением реки дно постоянно размывается. В других местах наоборот, течение отлаженное, присоски засыпаются грунтом. Одни знаки частенько корректируешь, а те которые стоят в заводи, течение не сильное, они стоят и их присыпает, как весной поставят так и стоят до осени. К осени и присоска, и 2-3 метра цепи завалено. Поэтому их аккуратно подмывали и теплоходом срывали.

Кстати, сегодня цепь в 12,5 м с помощью присоса удерживает буй.

В 70-80-е годы постановщики получали флуоресцентную краску для покраски буев, и клали 7 слоев. Красили буи кистью, а только потом краскопультом. Два первых слоя — грунтовка кипельно-белая, затем три слоя краски, два слоя синтетического лака для защиты от солнца. Если выдержал эту технологию, то на сезон окраски хватало, нарушил технологию- на солнце буй выгорал и становился белым. Постановщики весной сами красили буи.

Когда перешли на путевое хозяйство, то полностью отказались от щелочных аккумуляторов и перешли на сухие батареи. Сейчас и в голову никому не придет использовать оставшиеся кусочки цинка, когда батарея израсходует полностью свой моторесурс. В приказном порядке доводился план по сдаче цинка. Его собирали, промывали в Дону и кусками, прономерованными (чья бригада сдавала), отправляли на склад — цинк, якобы, обходился дорого государству.

Ах, белый теплоход...

Движение судов по Дону было минимальным — одно-два в сутки. Нижний Дон до 1952 года был почти не судоходен.

Для сравнения, в 1952 году здесь в сутки проходил один теплоход, 15 лет назад на Кочетовском шлюзе за сутки шлюзовалось 60 судов, в 2014 году — 7233 судна.

До 1952 года в пароходстве было два колесных теплохода «Краснодар» и трехдейчный (трехэтажная) «Москва». Теплоход «Москва» до 1952 года доходил до Ногавских перекатов ( сейчас дно Цимлянского водохранилища), там пассажиров высаживали, они шли пешком по берегу. Теплоход проходил перекат и принимал пассажиров. Сегодня такое движение по Волге.

Теплоход «Москва», по рассказам ветеранов речного флота, в Великую Отечественную войну был спрятан от немцев — он прошел по Манычу и где-то в Гудило попал под немецкую бомбежку и простоял там притопленый в воде. После оккупации откачали воду, подняли, и колёсный теплоход «Москва» стал опять работать.

В 1952 году нормированная и гарантированная глубина на Нижнем Дону была 110 см! Что такое глубина 1 м и 10 см? Какое судно могло ходить, если по правилам мореплавания, запас воды между корпусом и днищем судна должен быть — на песчаном грунте 10—15 см, на каменистом до 40 см? Это означало, что судно должно было иметь осадку не более 80 см.

Первым рейсом после открытия Волго-Донского канала им. В. И. Ленина с Волги пошел пассажирский теплоход «Иосиф Сталин». Он дошел до шлюза № 11, на пароходе возник пожар, загорелась каюта писателя Бориса Полевого, пламя перекинулось и на другие помещения. Потушили огонь два боевых пожарных расчета, но теплоход вынужден был прервать рейс и вернуться на Волгу.

Наша районная газета «Знамя коммунизма» 24 апреля 1953 года сообщила, что рейсом теплохода «Композитор Варламов» на Волго-Донском водном пути от Сталинграда до Азовского моря началась навигация и от пристани Константиновская в обе стороны ежедневно будет одходить до шести пароходов.

Дебаркадеры, использованные под пристани, были построены на Волошинской верфи к началу открытия Волго-Донского канала им. В. И. Ленина.

Сегодня на дону практически нет привычного нам пассажирского движения.

ВЕТЕРАН РЕЧНОГО ФЛОТА МОРОЗОВ

ВЕТЕРАН РЕЧНОГО ФЛОТА Ю.В.Морозов

Ю. В. Морозов.

О трудной и ответственной работе бакенщиков вспоминают ветеран речного флота Морозов Юрий Владимирович, 1934 года рождения: "Я родился в Советском районе на станции Золотая степь, Саратовской области. Место где я родился было Республикой немцев Поволжья. Папа, Морозов Владимир Иванович, родился в 1905 году, в 1971 году в возрасте 66 лет после неудачной операции сгорел за 9 часов. Работал директором нефтебазы, ранее лет 20 директор МТС в 50 км от Саратова.

Мама Эмма Морозова(Майер), родилась в 1906 году, чистокровная немка, умерла в 1943 году от тифа.

Заканчиваю школу и поступаю в октябре 1950 г, в Саратовское речное ремесленное училище водников № 8, Министерства речного флота. Окончил в 1952 году, когда вступил в строй Волго-Донской канал им. Ленина. Нас, группу судоводителей, прислали 22 апреля 1952 года, в линейное управление НДТУ — Нижне-Донской участок пути ( в Великую Отечественную войну — 6 Военно-Восстановительный отряд, кто работал в войну в отряде их на фронт не брали, они считались как на военной службе, но не призывались. После постройки Цимлянского водохранилища и пуска Волго-Донского судоходного канала весь путь от Сталинграда до Ростова был передан в ведение управления ВДСК имени В. И. Ленина. Начальником канала был назначен опытный инженер-гидротехник, ростовчанин Вартан Арсенович Чмшкян, руководивший каналом 28 лет. Именно он предложил дополнительно включить в структуру управления канала все водные пути, которые ранее находились в ведении Донно-кубанского(Донского) бассейнового управления. Так появился в Ростове-на-Дону в феврале 1955 года Нижне-Донской район гидросооружений (НДРГС), в который уже входили Северо-Донецкая система, Маныч и шлюз № 15 ВДСК, то есть вся шлюзованная система Нижнего Дона.).

Жили мы на судах, потому что были все холостые. Вскоре женился на Вере Васильевне.

Мне посчасливилось совершить первый рейс в начале июня 1952 году, когда ещё Цимлянское водохранилище готовили под эксплуатацию, а все станицы и хутора оказались затопленные в этой зоне, на теплоходе «Норд», потом его переименовали в «Снегирь». Из Москвы приехали топографы, геодезисты и гидротехники, чтобы проложить трассу, по которой будет происходить движение судов по Цимлянскому водохранилищу. Теплоход «Норд» помогал выполнять эту задачу.

Все, что осталось на дне от хуторов и станиц, в воде было не видно, а вот верхушки затопленных садов торчали из воды и на них росли в июне яблоки. Яблок было много, мы наполнили ими несколько мешков, а остальное сыпали прямо на палубу. Вдруг начался ураганный ветер, начался настоящий шторм, «Норл» начало кидать в стороны, и все яблоки оказались за бортом. Водная стихия, затопившая хутора, не отдала нам и яблоки...

Современный этап путевого хозяйства на Нижнем Дону — это обстановочные бригады на теплоходах. На участке стоит около 126 плавущих и 48 береговых знаков, в любую погоду эти знаки указывают путь судам.

Сначала был постовой метод обслуживания — сидел один бакенщик. Примитивная деревянная сторожка, в которой он жил без семьи. Рядом стояла мачта окраженная чередующими полосами- белая-черная и заканчивалось флажком-флюгером. Мачта была неотъемлемой частью поста и свидетельствовала, что здесь пост бакенщика. Посты закончились после постройки Волго-Донского канала им. В. И. Ленина в середине 50-х годов.

Макет

Следующий был метод мотопостовой сроком около 10 лет. Домик деревянный уже на четырех бакенщиков. Двое в смене на мотолодке, двое дома. Семьями в домиках бакенщика почти не жили, хотя на Северском Донце это практиковалось. С введением мотолодки меняется и участок обслуживания мотопостом, например, в Раздорах участок с 1,5-2,5 км вырос до 14 км. Последний мотопост был на Топольном и Горском.

Затем перевели мотопосты на мотобригады, снабдили теплоходом и работать обстановочной бригадой. Первые 10-15 лет работали на щелочных аккумуляторах-высотой 40 см и шириной 15 см., что было очень трудоёмко, через 7-8 суток нужно было их менять- в день 126 знаков поменять, пройдя свыше 60 км, у каждого знака поработать. Дело не в том чтобы заменить, на Дону это не в квартире. Меняли аккумуляторы не только на плавущих знаках, но и на береговых. На суше меняли через 15 дней. Передний знак по стандарту должен быть 4,75 м, а задний в зависимости от рельефа 7 м и 9 м высотой. Поднимались по стремянкам только в присутствии напарника, особенно в ночное время(к столбу знака были прибиты стремянки 50 см длиной и через 35 см), и у тех, кто поднимался, был страховочный пояс.

Столб со стремянкой

От Константиновской до Богаевской по Дон — 66 км, но участок реки от Константиновской до Раздорской обслуживали мотопосты, так как он был очень сложен для судоходства, Мотопосты входили в состав бригады. Было 4 мотопоста: Затон Шея 4 человека, Усть-Донецк 4 человека, Молчановский и Поречный. Поречный — громадный остров. Если идем сверху то это левая протока, а основное русло- правое. Сейчас все суда идут по правой протоки и вверх, и вниз. Левая протока называется протока Татарина, она была судоходная(сейчас она закрыта для судоходства).Туда заходили суда водоизмещением до 600 тонн. Когда улучшились дночерпальные работы, глубины и условия для судоходства, то было решено ликвидировать посты и обслуживать только теплоходом.

От Раздор до Багаевской не было ни одного поста, обслуживались теплоходом. Где оставались посты, то мы их только контролировали, руководили ими.

От Константиновской до Богаевской обслуживал две навигации теплоход «Ястреб», этот участок он проходили один раз днем и один раз ночью. Затем вместо него пришел теплоход из Калача-на-Дону, который там назывался «Волгодон канал», в бригаде он стал «Олень». После был получен новый теплоход «Кречет», он проработал 25 навигаций и его списали. Вместо него пришел теплоход «Синица», который обслуживал от Константиновской до Романовской "(переименованный т/х"Норд") и простоявший в судоремонтных мастерских 1,5 года на капитальном ремонте.

На каждом обстановочном судне были лоцманские карты, капитан видел все плавущие и береговые знаки, их штатные места...".

Трудовой путь Морозова Юрия Владимировича отмечен наградами:

Ударник коммунистического труда, 1964 год. Медаль «За трудовое отличие», указ от 14 сентября 1966 года. Значок «Отличник социалистического соревнования речного флота» 14 апреля 1970 год.

Юбилейная медаль за доблестный труд в ознаменовании 100-я со дня рождения В. И. Ленина, 15 апреля 1970 год.

Ударник коммунистического труда, 14 декабря 1971 год. Памятный знак-Победитель социалистического соревнования 1974 года., январь 1975 год.

Памятный знак — Победитель социалистического соревнования 1977 года.

Памятный знак — Ударник 9-й пятилетки.

Памятный знак — Победитель социалистического соревнования 1978 год. Орден Трудового Красного Знамени, от 2 марта 1981 года. Свидетельство о присвоении звания «Специалист Высшего класса», решение коллегии речного флота РСФСР, президиума ЦК профсоюзов работников морского и речного флота, от 19 февраля 1982 года. Морозову Ю. В. работающему в должности капитана- сменного помощника механика мастера пути т/х «Кречет» УВДСК им В. И. Ленина. Ударник коммунистического труда, 13 февраля 1985 год. Памятный знак-Ударник 11-й пятилетки, 26 мая 1986 год. Памятный знак-Ударник 12-й пятилетки, 26 июня 1990 год. Значок — Почетный работник речного флота, приказ Департамента 14 марта 1994 год.

Медаль «300 лет Российскому Флоту», 7 июня 1996 год. Почетный диплом Награждается Морозов Юрий Владимирович, капитана- сменного помощника механика т/х «Кречет» мастера пути ВДСК им. В. И. Ленина победитель во всероссийском социалистическом соревновании среди работников ведущих профессий в отрасли в 1983 году. Министр речного флота РФ Багров.

Председатель ЦК профсоюзов Сычеников.

Почетный диплом Награждается Морозов Юрий Владимирович, капитана- сменного помощника механика т/х «Кречет» мастера пути бригады № 4 Волго-Донского судоходного канала члену коллектива награжденного по итогам соц соревнования почетным вымпелом за повышение эффективности производства, качества работы и успешное выполнение соц обязательств принятых на 1976 год.

Каждый год министерство, управление НДРГС, администрация Константиновского района признавало лучшим в речном флоте и награждало Морозова Юрия Владимировича.

В 2001 году Морозов Ю.В. ушел на заслуженный отдых, отдав реке свыше 50 лет. ВЕТЕРАН РЕЧНОГО ФЛОТА ПАВЛОВ

Игорь Павлович Павлов, 1946 г рождения, вспоминает: " Мой дедушка Лев Павлов работал в бухгалтерии НДТУ (Нижне-Донского технического участка). Отец Павел Львович,1909 года рождения, уроженец станицы Мариинской, потом переехал в ст. Константиновскую и в 1929 году обслуживал участок от Ростова-на-Дону до Калач-на-Дону.

Павлов И.П.,1968 г.

Папа как бакенщик обслуживал участок 5 км. Раньше тех. участок был отделом пути в пароходстве. Каждый пароход, который шел вверх, обязан был брать на борт бакенщика или начальника участка, а лодку привязывали к пароходу. Отца в 30-х годах завозили вверх, за Калач-на Дону, и оттуда он уже спускался на лодке, выдавая зарплату каждому бакенщику.

У отца был склад керосиновых фонарей, а потом они исчезли это начало 60-х годов.

Митинг по случаю открытия Волго-Донского канала в р.п. Константиновский,1952 г июнь.

Фото: Митинг по случаю открытия Волго-Донского канала в р. п. Константиновский,1952 г июнь.

Шабанов Иван Иванович, работал бакенщиком от переката у начала Бабской протоки и вверх до затона. Был арестован в 1937 году в возрасте 42 лет, семья получила реабилитационные документы на него в 1946 году, где похоронен неизвестно. Шебанов Григорий Матвеевич,1894 года рождения, работал бакенщиком- по Бабской протоке- с 1933 года по 1937 год, был арестован и сгинул. Семья получила реабилитационные документы в 1946 году. Григорий Матвеевич хорошо рисовал, написал свой перекат. Его сменил бакенщик Гладков.

Перекаты вверх, после войны обслуживали на весельных лодках: от Бабского переката — до поворота реки участок бакенщика Алдошина, где канал стоял домик бакенщика.

За участком Шебанова Г. М. участок Сазонова. Перекат от поворота за х. Ведерников до Горелого колена обслуживал бакенщик Мозговой (Мозгач), он жил в маленьком флигеле перед домом Запечного. Любил жареную картошку с мясом.

Бакенщик Ушаков Алексей Мартынович, 1908 г рождения. Откомандирован в распоряжение Нижне-Донского тех участка пути 8 апреля 1946 года.

А.М. Ушаков.

А. М. Ушаков.

С 1 декабря 1946 года, в возрасте 38 лет, переведен бакенщиком плес № 4.(якобы ниже х. Старозолотовка). 8 апреля 1952 года переведен пост. старшиной плес № 3.

Через 5 лет, с 27 февраля 1957 года бригадир поста Затон Шея. Проработал в этой должности 6 лет до 1 августа 1963 года. В 55 лет закончил карьеру бакенщика.

Начинал Алексей Мартынович бакенщиком на Калач-на-Дон.

СССР
Наркомречфлот
ДКВВУ
5 ВВО
8 июня 1943года
№ Р-13-026
г. Калач на Дону

УДОСТОВЕРЕНИЕ

Выдано настоящее судоходному старшине 5 Военно-Восстановительного отряда Доно кубанского Военно- Востановительного Управления тов. УШАКОВУ Алексею Мартыновичу в том, что он по заданию своей службы обязан обеспечивать судоходную обстановку на участке Калач — Суворовская по реке Дон.

Просьба к Начальнику Гарнизона Донского железнодорожного моста беспрепятственно Пропускать под мост шлюпку судоходного старшины тов. УШАКОВА А. М. вместе с Гребцами тт. УШАКОВОЙ М. Г. и ПЕРЕСЫПКИНОЙ М, для выполнения задания отряда- срок действия по 1-е августа1943года.
 

ВОЕННЫЙ КОМЕНДАНТ
ВОДНОГО РАЙОНА и ПРИСТАНИ
КАЛАЧ-КАПИТАН подпись (Кондратьев)

ЗАМ. НАЧАЛЬНИКА 5 ВВО ДК ВВУ подпись (Крылов)

Переведен бакенщиком плес № 4. 8 апреля 1952 года переведен пост. старшиной плес № 3.( Затон Шея). 8 апреля 1952 года переведен пост. старшиной плес № 3. От Затон Шеи почти до Кочетовки.

Через 5 лет, с 27 февраля 1957года бригадир поста Затон Шея. Так как старшину сократили. Проработал в этой должности 6 лет до 1 августа 1963года. В 55 лет Ушаков Алексей Мартынович закончил карьеру бакенщика.

Пост бакенщика Николая Левина был выше по Дону за пионерлагерем по левому берегу.

Пост бакенщика Гладкова- домик на речке Черной при впадении в Бабскую протоку.

Вспоминает Астахов Евгений Петрович,1938г рождения, который 10-13 летним пареньком в летние каникулы помогал — бакенщику Ляхову Павлу Ивановичу: " Бакенщики Перцев Михаил и Ляхов П. И. работали в 1948-1955гг. Перцев М. работал на перекате № 270. Перцев Михаил из моряков, которых в Кастырке побили. Когда они на гору пощли, а немцы их отсюда побили. Его жена Воржева Валентина, уже покойница. Они жили в Сталинце, а потом в Богоявленовке. Жили около Авдеевой Валентины Никифоровны, сейчас и хатенки нет

Ляхов П. работал на перекате № 272, Петровская (Глущенко) Ольга Васильевна работала на перекате № 273, где рыбхоз. Помню Чернышова или лесничий или бакенщик, точно сказать не могу.

Водников хорошо снабжали, приходит плавлавка рис, водочка... и я ехал тушить.

В бакенах горели фонари. Вечером еду-зажигаю. Утром — тушу. Лодку тяну на лямке на верх и сразу набираю керосин. Потушил фонарь и сразу заливаю керосин на вечер, подготовил, оттуда я, спускаюсь по течению, потушил все до Перцевского участка. Опять на лямки вверх. Бывает по 3-4 дня гуливанит, а я со слезами... Стерляди было ( от берега до красного бакена была вымоина и здесь стоял перемет). Специальные на стерлядь, более 10 штук я не снимал, утром и вечером. Сводку я брал каждый день у Перцева и доставлял в Старую станицу — сдавали ее Хромову".

Нижне-Донской участок пути и связи проложил телефонный кабель в пункты ст. Николаевской, х. Старая Станица, на х. Горском, Камышовке... бакенщики с утра передавали сведения друг другу до телефона. Между прочим система работала, ведь до Москвы доходила информация ещё до обеда. Муравейник был большой, самое главное слаженный. Цепочка-сведения от бакенщика к бакенщику и в Москву. Так раньше осетров царю в Москву поставляли.

В х. Старая Станица, одно время, принимала и передавала сведения Аннушка, на этом посту был и гидромет.

Долгое время, десятилетия, не поднимали Кочетовскую плотину и бакенщик Оськин Сергей Сергеевич, хромал, работал один, следил за бакенами на устоях справа и слева от шлюза. Сергей Сергеевич жил прямо на шлюзе, так как требовалось его ежечасное присутствие для избежания чрезвычайных происшествий.

Кожанова (Фетисова) Лидия Георгиевна,1937 года рождения, вспоминает:" Мой брат Иван Георгиевич Фетисов, родился в 1927 г в ст. Богоявленской, воевал на фронте, в армии был семь лет- якобы и с японцами, когда демобилизовался, работал трактористом в ст. Богоявленовской... Ваня перешел в бакенщики в 28 лет, мне было лет 17-18, т. е. в 1955 годах на Богоявленские перекаты, я тогда вышла замуж и уехала. Он сменил сорокалетнего Ляхова Павла Ивановича, на перекате № 272. Когда мне было семь лет, на этом перекате работал бакенщиком мой дед Ковалев, это было в 1944-45 годах.

Напротив переката № 272 были мельничные огороды, а мы дети воровали арбузы у Ляхова П. И., а он нас гонял.

Бакенщик Фетисов Иван Георгиевич жил с семьей в маленьком деревянном домике, две комнаты и верандочка, на скале, на яру. Половодье было не страшно. Топили дровами, так как жили там и зимой. Потом мама купила им в Богояленовке хату.

Я жила с мужем в Новочеркасске и приехав к матери в Богояленскую, поехали к Ване в гости. Хозяина нет, зажигал фонари. Дождались  мама, я с мужем, сестра с мужем. Он привез севрюгу, а вытащить на гору нет сил. Мы все тянули, вытащили на берег. Ваня высокого роста, два с лишним метра. Лег рядом с севрюгой и вытянув руки еле достал до головы. Разрубили рыбу и вытащили ведра два икры. Всей большой семье досталось по большому куску и икра. Это было где-то в 1956 году.

С теткой Любой Авдеевой, я ребенком, поехали за кабаками, там сажали огороды. Пять человек грузили один кабак на подводу, загрузили и пошли в Дон мыть ноги. Я сидела на обрыве. Она спустилась и начала мыть. Жду, помоет, а потом я. Гляжу подплывает к ней что-то огромное, я смотрю — это сом. Голова мохнатая, он разевает рот, я как заорала: «Тетя Люба! Сом!». Она успела отбежать, а то бы утянул за ногу. Сом ушел, такие рыбы были раньше в Дону, сейчас таких уже нет.

БАКЕНЩИК ХОРЕВ М.М.

Бакенщик Хорев Михаил с женой Пелагеей Васильевной.

Вспоминает внучка Крюкова (Сорокина) Елена Михайловна, 1961 г рождения: «Мой дедушка, Хорев Михаил Михайлович, 1910 года рождения, проживал в х. Ведерников, ул. Школьная,17. На фронтах Великой Отечественной войны пробыл не долго, был тяжело ранен и глазом почти не видел, долго носил черную повязку. Работал после войны бакенщиком, как говорила бабушка на перекате выше Ведерников, с 1944 года по 1961 год, работал 17 лет. Жили на два дома — Ведерников и домик бакенщика. В семье бакенщика росли три дочери, которые вместе с матерью помогали отцу в тяжелом мастерстве- зажигали и тушили лампы, гребли... Рыбы было много на семейном столе-селедка, стерлядка.... все это было. При домике бакенщика семья держала большой огород. Потом дедушка ушел работать в колхоз, в х. Ведерников, работал конюхом. Хорев М. М. умер рано в 1969 году, ему было всего 59 лет». Вспоминает Сиволобов Василий Федорович, 1927 года рождения: "Бакенщиками до войны и во время войны был Кузьмичев Петр Григорьевич и Кузин Павел Ефремович. Участок Кузьмичева П. Г. был от прорези до Ведерниковского поворота. Участок Кузина П. Е. был напротив х. Ведерников, после него работал на участке Хорев Михаил Михайлович. Мозгач работал вниз от Ведерников, пост был на повороте, на углу.

После войны лодки были только у бакенщиков, ни у кого не было. Может и у кого и были деревянные, но железных еще не было. У меня лично лодки не было, а была и числилась за отчимом, он её приобретал. Я на ней рыбалил. Деревянные лодки делали водники и предоставляли бакенщикам«. Бакенщиком был и Бирюков Иван Васильевич-работал начальником обстановки на Маныче. Сын его Игорь- Игорь Иванович Бирюков- пошел по стопам отца. Был капитаном теплохода «Утес», названного потом в его честь — «Капитан Бирюков».

До открытия Волгодона в сутки проходило одно судно. В межень (послепаводковый период и до осени) Константиновская протока была не судоходная, её даже вброд переходили коровы. Суда шли по Бабским каленам (Бабская протока).

Бабские колена были очень сложны для судоходства, узкие, и поэтому углубили русло Константиновской протоки, по которой после открытия Волго-Донского канала им. В. И. Ленина пустили суда вниз, а потом расширили и пошли суда вверх. Бабскую протоку закрыли, а в верхней части пересыпали каменной дамбой.

В 50-е годы прошлого века в НДРГСе был коллектив, который занимался возведением каменных дамб на Дону. Суть этих дамб -выровнять течение по Дону. Так, в районе Раздорской громаднейшая дамба- их рук дело. Для дамб за хутором Ведерниковым, возили камень с Потаповского щебзавода баржами 250-тонниками, которые были деревянной постройки. Баржу ставили на якоря и вручную, коллектив был 12-15человек, насыпали дамбу. Тачками катали камень в воду.

От станицы Константиновской до станицы Романовской были такие крутые колена по Дону, что пришлось заниматься выправкой самого русла. Эту работу выполняли электроземснаряды — то есть выравнивали донские петли, отрезали их и делали движение напрямую. Они так и называются Романовское, Каргальское спрамление и Горелое колено.

ВЕШКА СЕМЕНЦОВА

Т.П. Семенцов.

Т. П. Семенцов.

Первый, кто в Константиновске сделал себе моторную лодку, был участник Великой Отечественной войны, бакенщик Семенцов Тимофей Поликарпович. Он родился в ст. Константиновской в 1924 году.

Мама Анна Ивановна Семенцова родилась и выросла так же в ст. Константиновской. В начале войны Тимофею 17 лет, сразу забрали на фронт отца Поликарпа Бонифантиича, а он работает с мамой Анной Ивановной на переправе через Дон, но добровольцем уходит на фронт.

Призван на фронт Константиновским РВК 15 октября 1941года. Служил в 12А в 8 отдельном инженерном батальоне, рядовым, попал в окружение между городом Анапа и ст. Черкасы и плен с 23.07.1942года. Только весной 1944года его освободили бойцы 6 Армии и Семенцов Т. П. продолжил службу до 1946года и демобилизовался. Награжден орденом «Красная Звезда» -на подступах к Берлину командир отделения тов. Семенцов из зенитного пулемета танка № 152 сбил немецкий самолет-месершмидт — 109. медалью «За Отвагу» -в бою за город Берлин 1 Мая 1945года уничтожил 3 немецких снайпера.

Семенцов Т. П., был высокого роста, жил по ул. Фрунзе, он обслуживал самый длинный перекат. Тимофей Поликарпович был учеником в бакенном деле Ушакова Алексея Мартыновича. Как изобрел новую форму бакена Семенцов Тимофей Поликарпович, в составе судоходной обстановке использовались деревянные бакены, которые имели форму пирамиды. Их систематически сбивали суда в виду сложных судоходных условий на Дону. Волжане, как только открылся Волгодонканал, проплывая по Дону называли его канавой. Плавучая обстановка ограждает форватер. Река живой организм. Это не просто желоб по которому движется жидкость-это не одушевленный живой организм. В одном месте размывает, в другом наоборот идут отложения. Река не имеет прямоугольного течения, идут сулы, майдане. Сулы это поток воды слева направо, а майдане справа налево.

У каждого знака свое штатное место, приходят, а его нет. Разбит или плавает одна деревянная основа, но как правило и этого не было. Тимофей Поликарпович по натуре был новатор, изобрел новую форму бакена и назвали её среди обслуживающих сотрудников «Не потопляемая вешка Семенцова»- это был деревянный столбик, половина которого в воде и на конце противовес- это был щелочной аккумулятор. 120 см выходило из воды и на вершине столбика вешался фонарь для освещения. Он на шарнире находился. Находит судно и он принимает горизонтальное положение, судно сошло и он за счет противовеса поднялся.

Опасные места для судоходства крутые колена. Когда судно колено проходит у него большой занос. Вешка Семенцова выручала, но не на все100%. Это было в середине 50-х годов прошлого века и постепенно о Вешке забыли.

Харламов Виктор Александрович, 1945 г рождения, вспоминает:«Москвич Семенцова  это анекдот. Кроме Москвичка, у него был трактор. На Москвиче он ехал задом и с Новочеркасска. Как Семенцов с Кагальницкого острова, где давали огороды бакенщикам, на моей памяти, когда я был капитаном обстановки на т/х на против Затон Шеи, мы то же брали огороды. По постановлению СНК землю работникам пути водного выделяли бесплатно, но без права постройки. Семенцов тянет паяльную лампу, сумку с ключами. Тимофеич, что такое? Мы сегодня «Снигирем» трактор будем забирать. Как трактор на теплоход? У судна была кран балка. Тимофеевич уходит. Долго его не было, что-то затарахтело в лесу, я пошел на встречу. Увидел я этот трактор и чуть не прослезился. Колеса со старого москвича, а задние не помню. Седушка железная со старых сеялок-веялок с дырочками, перед мордой выхлоп с трубы. Самодельный моторчик. Помоги мне приподнять, так как соскочило колесо. Поехал дальше, зацепился, надо трактор свой доработать. На этом тракторе он пахал. Как зацепится плуг, а он на дыбки. Надо было его пригружать. Первый раз, когда он завел трактор, я ему говорю- все пацаны сбегутся. Он отвечает — Виктор, я когда первый раз запустил, ко мне все мужики с Набережной бежали, толпой смотреть это чудо".

Шебанов Иван Васильевич, ветеран речного флота, ходил мотористом с 1979 г по 1984 года на т/х "Синица" в составе обстановочной бригады от Цимлянской плотины до Николаевского шлюза, ранее там ходил т/х «Лебедь». Капитаном был Кондратьев Александр Григорьевич и он же путевой мастер. На вахту в Николаевскую ездил на «Метеоре» или «Ракете», четверо суток там и двое суток дома. Завтрак и пошли на верх проверять состояние бакенов. Обслуживали и днем и ночью. На бункеровку и фонари брали в Константиновске. Если глубина у берега была более 4-х метров то бакен ставили на берегу и он выполнял свою задачу.

От Николаевской до Константиновска обслуживал т/х «Орлан», на котором работал с 1972 г по 1983 год его отец  Шабанов Василий Иванович. От Константиновска до переката Верхний поречный (ниже ст. Кочетовской) — т/х «Беркут». От Верхне поречного до пристани Багаевской  т/х «Кречет». От Багаевской до Арпачина — т/х «Фламинго». Далее до Азова был т/х «Грач».

Профессия бакенщика не умерла, она изменилась только технически, главное люди, которые сегодня как и 100 лет назад своим умением и мастерством обеспечивают судоходность пути на реке Дон.

PS: Помогите найти следы Михаила Ивановича Васильева (род. около 1918-919 г), работал до войны бакенщиком в Константиновской. В 1938 году у него родилась дочь Мария, а потом они с ее мамой Ксенией расстались. Мария Михайловна живет в г. Ростове-на-Дону. Очень хочет узнать нет ли у нее сестер и братьев по отцу. Задача сложная, но вдруг вы знаете легкий путь её решения? Если получится доставим людям радость.

г. Константиновск. Качура Е., краевед. 9-13 июля 2016 г.

 

Картинная галерея

Обо мне

Евгений Фёдорович Качура родился 6 ноября 1957 года в хуторе Вислый Семикаракорского района. До 1973 года учился в восьмилетке хутора Мало-Мечётного и два года — в Висловской средней школе. Читать дальше...

Контакты

E-mail: kef1957@yandex.ru
Skype: live:kef1957
Youtube канал